Управление материальными запасами

Автор: Лика Россол, 22 Ноября 2010 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Способом ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных средств. При увеличении оборачиваемости вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из–за неизбежных задержек связанных с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары лишь в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы управления материальными запасами 6

1.1. Экономическая сущность, классификация и оценка

материальных запасов 6

1.2. Управление материальными запасами в розничных торговых предприятиях 8

1.3. Внедрение современных средств автоматизации и анализа товарных запасов 9

1.4. Выбор предприятий-поставщиков 11

Глава 2. Совершенствование управления запасами 14

2.1. Оптимизация товарных запасов 14

2.2. Меры по повышению управляемости товарными запасами 15

2.3. Ликвидация слабооборачивающихся запасов 19

Глава 3. Управление материальными запасами 22

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по э и с п.docx

— 433.41 Кб (Скачать)
>- ритмичность и  оперативность поставок;

- уровень технологического  консультирования;

- широта ассортимента;

     - и т.д. 

Внезапное прекращение  поставок одним из поставщиков неспособно значительно ограничить возможности предприятия. Применение такого деления повышает надежность функционирования предприятия, но увеличивает затраты, т.к. снижается разовый объем закупаемых партий товара и, соответственно, оптовая скидка. Необходимо налаживать структуру управления товарными запасами, от этого будет зависеть финансовое благополучие предприятия.

     Для того чтобы иметь возможность  систематически отслеживать и анализировать структуру и динамику товарных запасов, информация о них должна быть упорядочена.

В дальнейшем будет  использоваться ряд  условных обозначений  понятий, которые  рассматриваются  на данном этапе. Поэтому  каждой категории  далее по тексту присваивается  соответствующее  условное обозначение. Каждый из четырех  названных этапов обозначен далее  как время (t - количество дней), требующееся на выполнение каждого из них.

 

      Рассмотрим  подробно содержание каждого этапа.

      а) Процесс формирования заказа в ИП включает:

      1) подбор оптимальных цен и условий  поставки;

2) составление  заказа;

3) размещение  заказа.

      б) Исполнение заказа в ИП включает:

- прием товара;

      -подбор  и упаковка;

      -оформление  расчетно-платежных документов;

      -доставка  заказа.

      в) Обработка заказа в ИП включает:

      -прием  поступивших по заказу  товаров;

-оприходование  товара, в том числе:

1) внесение приходных  данных в программу учета товарных  запасов

2) ценообразование

3) этикетирование  товара;

4) размещение  товара по местам хранения.

        г) Реализация в ИП – период  времени в днях, в течение которого  полностью будет реализована поступившая партия товара (по каждому наименованию).  

2.3. Ликвидация  слабооборачивающихся запасов 

     Ликвидация  мертвых запасов – трудная  задача. Дистрибьюторы часто даже эмоционально привязаны к своим  товарам. Они могут верить, что  в один прекрасный день отчаянный  покупатель зайдет в магазин и  купит весь запыленный запас на складе. Случаи неожиданных покупок заставляют многих менеджеров по продажам верить в эти небылицы. Но эти нечастые и нерегулярные продажи не могут быть экономическим обоснованием для содержания в запасе всех товаров, подлежащих ликвидации.

     Способы эффективной ликвидации излишних запасов

     Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по возможно максимальной цене или с возможно более низкими издержками. Приведем несколько подходов, в порядке убывания эффективности, для выполнения этой задачи:

     Многие  дистрибьюторы устанавливают компьютерные программы для решений по перемещению  запасов в другую местность, где  спрос на товар выше. Этот процесс  называется балансирование запасов.

Размещение информации в специальных сайтах Интернет позволяет  продавать отдельные наименования излишних запасов по цене, близкой к закупочной стоимости.

А продажа даже части излишних запасов по себестоимости  намного выгоднее продажи целой партии по 10 за вложенный рубль.

«Мозговой штурм» и творчество в принятии решения. Один дистрибьютор разорвал отношения  с заказчиком на поставку традиционно  поставляемого продукта. На складе остался четырехмесячный запас. Более того, поставщик не согласился принять обратно этот товар. Этот товар попал в категории «потенциально мертвых запасов». Вместо типичного для менеджеров игнорирования данной ситуации, дистрибьютор известил своего конкурента о возможности выиграть контракт на покупку этого товара и продал весь запас за 80 процентов закупочной стоимости.

     Пожертвование в пользу некоммерческой организации.

     Может ли школа, церковь и т.д. использовать ваши мертвые или слабо оборачивающиеся  запасы. Эти организации могут  обеспечить сокращение до двух раз  излишних запасов фирмы.

Простой вывоз  товара. Наименее желательная альтернатива. Но, по крайней мере, в этом случае высвобождается пространство на складах  и появляется возможность списать  себестоимость товара. Но необходимо убедиться, что предприняты все  прочие попытки для ликвидации излишних запасов.

     Ликвидация  излишних запасов – непрерывная  работа

     Многие  фирмы с большим трудом начинают работу по ликвидации излишних запасов после того, как проведена годовая инвентаризация. Однако, новая политика руководителя препятствует закупке любого товара, даже того, который продается регулярно. Результат следующий: склады полны запасов, но не имеется товаров, которые требует заказчик.

     «Необходимо закупить компьютерную программу (или  нанять несколько человек) для усиления контроля за путаницей с запасами». Никакие работники или компьютерные системы не способны наладить контроль сами по себе без установления обоснованной политики по управлению и ликвидации товарных запасов.

     На  эффективно действующих предприятиях часто специальный работник («координатор мертвых запасов») занимается соответствующими вопросами. После получения списка излишних товаров, он определяет способ их ликвидации, т.е. способ, который наиболее выгоден для компании. Он выбирает и применяет методы в порядке их желательности до тех пор, пока излишние запасы не ликвидированы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Управление материальными ресурсами 

      Цель  данной работы не будет достигнута, если не показать работу всего процесса управления материальными ресурсами на конкретном примере. Для этого, я хотела бы проанализировать работу нескольких отечественных мебельных предприятий:

- торговый дом  “Рода”(сначала занимался реализацией  мебели, но постепенно перешел к ее производству),

- концерн“Меркс“( занимался продажей офисной мебели  из Италии и Польши, позже принято решение об основании производства,

- ОАО “Мотовиловский  ДОК”,

- АО “Лагода”,

- СП“Мост”(специализируется  на производстве кроватей),

- фирма “Гарлен” (выпускает офисную мебель),

- ЗАО “Тексон”(выпускает  мягкую мебель”,

- кооператив  “Тесляры”(изготавливает на заказ  мебель из натурального дуба).

      Материалы и поставщики

      Производящие  мебель компании в 90 случаях из 100 используют иностранное сырье, поставками которого занимается большое количество импортеров. Проще всего СП “Мост”- предприятие само импортирует нужное для производства, т.е. сырье приобретается без торговой наценки. “Рода” получает все материалы для производства из-за рубежа. “Тесляры” используют немецкие и итальянские комплектующие, но дуб у них отечественный. Они полагаются на своих постоянных поставщиков. Найти их было нетрудно, поскольку предложений, включающих поставку бревен прямо на предприятие заказчика, в избытке. Кубометр круглого дуба стоит от $100  до $130. Выбор поставщика делается исходя из качества предлагаемого им материала, т.к. разница цен у поставщиков невелика. Не влияет на размер издержек для заказчика и место, откуда поставляется лес. Председатель кооператива “Тесляры” двумя правилами, которым нужно следовать, чтобы не “проколоться” с поставщиками леса. Первое - заранее обговаривать все параметры. Второе - оплату производить только после получения материала.

Руководство ЗАО  “Тексон” считает, что для поисков  поставщиков вполне достаточно прайс-листов. Как правило, стоит где-то появиться информации о твоей фирме, они первые тебя найдут. Главное правило во взаимоотношениях с незнакомыми партнерами - оплата по факту поставки.

Интересно, что  традиционная для нашей страны проблема поиска надежных партнеров оказывается  характерна и для транснационального рынка. У торгового дома “Рода” 90% поставщиков - постоянные партнеры. В процессе работы происходит отсев. И представление о том, что на Западе производство работает идеально, далеко не всегда верно. В Италии можно встретить ненадежных партнеров, которые месяцами не выполняют поставки. Разница между поставщиками в том, что у лучших всегда есть альтернатива.

В фирме “Гарлен” комплектующие получали непосредственно от производителя из Чехии, но потом поняли, что это можно производить и в Украине. Чешские партнеры отказались в ответ на ультиматум об отдаче на консигнацию не менее трех машин комплектующих и предприятие перешло на украинских производителей.

АО “Лагода” производил закупку исходных материалов в Украине, но, испытав немецкую, польскую, белорусскую и прибалтийскую плиты, руководство “Лагоды” подписало контракт на поставку такого материала из Латвии. Ткани покупаются в Литве, Македонии и других странах Европы. Из Германии поставляются лаки. Под него производственно-технический отдел дает отдельные заявки-спецификации. Все отечественные товары доставляются собственным автотранспортом.

На ОАО “Мотовиловский ДОК” основная масса сырья и материалов завозится из-за рубежа. Предприятие поддерживает контакты с рядом фирм-производителей из Италии, Германии, Испании. Выбирают того, кто предложит более высокое качество и самую низкую цену.

      Складские помещения

      В АО “Лагода” склады рассчитаны на хранение трехдневного объема выпущенной продукции. Сырьевой склад располагает большой номенклатурой по применяемым материалам. По одной позиции имеются запасы на 2-3 дня, по другой - на неделю, по третьей - на месяц, а по некоторым заготовкам - на несколько месяцев, поскольку они требуют сушки.

Концерн “Меркс”  использует для хранения мебельных  полуфабрикатов, доставляемых с Мотовинского ДОКа, складские помещения, площадью 60000 кв. м. А для продукции, изготовленной под заказ на отгрузку, оборудован отдельный склад.

      Как правило, мебельные предприятия  обходятся минимумом складских помещений, чтобы избежать больших накладных расходов.

      В конце нужно добавить, что никто  из вышеприведенных предприятий  на склад не работает, т.е. данные предприятия  вполне конкурентоспособны.

Рассматриваемые предприятия по производству мебели имели разный подход к поставленной им задаче управления материальными ресурсами своего предприятия. Но в каждом случае результат был положительным, хотя и с переменным успехом. Путем исправления ошибок, они учатся управлять своим производством и получать достаточную прибыль.

В результате можно  сделать вывод, что существуют разные взгляды на одну проблему и разные пути ее решения. Каждое предприятие  руководствуется собственными соображениями  и опытом в управлении своими материальными ресурсами.  
 
 
 

     Заключение 

      Поставленная  цель была достигнута путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, анализа периодического материала, статей  и аналитического материала на данную тему. Мною была проанализирована структура современных методов управления материальными ресурсами предприятия, система и движение сырья и материалов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса материальными ресурсами до выхода конечного продукта.

При правильном и логическом подходе к существующим методам можно правильно управлять  материальными ресурсами предприятия, избегая излишних издержек.

Учитывая важность правильного распределения и  эффективного использования материальных ресурсов, а также необходимость постоянного учета и контроля их распределения, целесообразно рекомендовать наладить на предприятиях эффективную систему каждодневного учета товарных запасов и движения ресурсов, занятых в производстве с использованием современных средств автоматизации.

Следует сказать, что наличие на предприятиях компьютерной системы учета материальных ресурсов позволит менеджерам получать полную картину наличия, использования и движения материальных ресурсов в производственном процессе, что должно привести к минимизации издержек производства и оптимизации использования и управления материальными ресурсами предприятия.                                  
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                        Список используемой литературы 

Информация о работе Управление материальными запасами