Управление персоналом на предприятии общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:22, доклад

Описание работы

Управление любой организацией предполагает, прежде всего, воздействие на людей. Характер и содержание этого воздействия зависят от тех целей, которые ставит субъект управления. Рассматривая проблематику управления персоналом, целесообразно представить теоретические аспекты, которые позволят сформировать целостное видение этого сложного вида деятельности и его место в структуре управленческой политики.
На сегодняшний день в экономической науке и практике для характеристики трудовых ресурсов применяются такие понятия, как «персонал», «кадры», «работники», «человеческие ресурсы», имеющие разное содержание и смысловую нагрузку.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и сущность персонала предприятия
1.2. Сущность, функции и принципы управления персоналом на предприятии
1.3. Методы управления персоналом
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 1 глава доработка 22 декабря.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

А.С. Пелих отмечает, что административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия [26, с. 123]. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.4. Методы управления персоналом по А.И. Турчинову

 

Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей [26, с. 123].

Организационно–методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно–методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейшим опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно–методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико–экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления [26, с. 124].

Акты организационного нормирования и организационно–методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, – совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера [45, с. 106]. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.

Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Экономические методы управления А.С. Пелих определяляет как косвенное воздействие на объект управления (персонал). Их сущность в том, что исполнителям устанавливаются цели, ограничения и общая линия поведения. Своевременность и качество выполнения заданий поощряется материальными вознаграждениями за счет получаемой экономии или дополнительной прибыли. Размер вознаграждений напрямую должен зависеть от достигаемого результата [26, с. 121].

Данные методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Они призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы [44, с. 39].

В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Роль экономических методов управления заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов [45, с. 108].

Социально–психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов, по мнению А.С. Пелиха, заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом [26, с. 123]. Социально–психологические методы, по его мнению, базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности [26, с. 123].

По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы управления персоналом играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе [45, с. 108].

Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации [45, с. 109].

Следует отметить, что экономические и социально–психологические методы управления носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект [26, с. 123].

Изучение теоретических основ управления персоналом на предприятии позволяет сделать следующие выводы.

Персонал – это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Персонал характеризуется численностью, структурой, рассматриваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью. От его качества и полноты реализации зависит в значительной степени успех в достижении поставленных перед организацией целей.

Под системой управления персоналом понимается систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения  целей организации. В нее входят субъект управления, объект управления, а также совокупность принципов и методов управления персоналом. Объект управления – элемент, на который направлено управление. Субъект управления – менеджер или работник аппарата управления, непосредственно осуществляющий разработку и реализацию решений.

Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Они реализуются с помощью определенных методов, под которыми понимаются способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Существуют административные, экономические и социально–психологические методы управления персоналом организации. Каждый из этих методов может оказываться оптимальным в конкретных ситуациях.

Перейдем к анализу управления персоналом в Bar&Pizza BeerLusconi (бар «БирЛускони»).

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 2007. – 180 с.
  2. Барщевская В. Кризис как рабочий момент //Рос. торговля. – 2008. – № 2/3. – С. 6–7.
  3. Барщевская В. В поисках выхода из тупика //Рос. торговля. – 2008. – № 10. – С. 4–5.
  4. Барщевская В. Сети вытащит инерция спроса //Рос. торговля. – 2008. – № 12. – С. 10–11.
  5. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 688 с.
  6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998. – 496 с.
  7. Власова Л. Утоление голода. Кадрового //Экономика и жизнь.- 2008.- № 39.- с. 35.
  8. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебное пособие. 2–е изд. Н. Новгород, 2008. – 502 с.
  9. Емельянов А. Структурная перестройка: цели и результаты //Экономист. – 2008. - №2. – с. 83-89.
  10. Журавлев П.В. Менеджмент персонала. – М.: Экзамен, 2006. – 326 с.
  11. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент). – СПб.: Питер, 2007. – 438 с.
  12. Катаева Л.Д., Абрамова Т.Г. Управление персоналом: Хрестоматия. Новосибирск, 2006. – 124 с.
  13. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник для вузов, Гос. ун–т упр. – М.: Инфра–М, 2008. – 486 с.
  14. Ковалев Е. Агропродовольственный сектор России: новые возможности и старые проблемы //МЭиМО. – 2008. - №3. – с. 40-47.
  15. Кудрявцева Е.И. Управление персоналом. – СПб.: 2007. [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ago-consult.ru
  16. Куприн В., Денисова Э. Профессиональная адаптация работников // «ДП-Персонал». – 2001. -  №11. [Эл. ресурс]. – Режим доступа: //http://www.jobsmarket.ru.
  17. Лебедев ОТ., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учеб. пособие /Под ред. ОТ. Лебедева. – Изд. 2–е, доп. – СПб.: ИД «М и М», 2006. – 264 с.
  18. Лоор И.И. Нацпроект как рычаг подъема АПК //Местное самоуправление на Алтае. – 2007. №7/8. – с. 36-38.
  19. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала //Секретарское дело.- 2008.- № 6.- с. 32-43.
  20. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, НГАЭиУ; Новосибирск: 2008. – 312 с.
  21. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. /Под общей ред. В.Е. Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2006. – 241 с.
  22. Мешков Н.В. Современные преобразования в аграрном секторе Алтайского края //Экономика Алтайского края. – 2007.  - №4. – с. 57-59.
  23. Морозова Л.Л. Труд и заработная плата. Практическое руководство. – М.: Юрист, 2007. – 314 с.
  24. Оганесян И.А. Управление персоналом организации учеб. пособие для вузов. – Минск: Амалфея, 2006. – 285 с.
  25. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Эжкзамен», 2007. – 256 с.
  26. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов /Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов н/Д: Март, 2005. – 342 с.
  27. Попова И. Индекс счастья российского ритейла //Рос. торговля. – 2008. – № 1. – С. 4–5.
  28. Попова И. Формат магазина: дело не в названии //Рос. торговля. – 2009. – № 9. – С. 21–25.
  29. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для вузов. – М.: Аспект–Пресс, 2006. – 380 с.
  30. Радаев В. Торговлю надо не ограничивать, а развивать //Рос. торговля. – 2008. – № 11. – С. 5–7.
  31. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 472 с.
  32. Резвина Ю. Профессиональная компетентность персонала: реализация функций //Человек и труд.- 2006.- № 9.- с. 73-75.
  33. Рынок розничной торговли [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.expert-rating.ru.
  34. Саливан М., Эдкок Д. Маркетинг в розничной торговле. – СПб.: «Нева», 2004. – 168 с.
  35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. АПК. – Минск: Экоперспектива, 2008 – 450 с.
  36. Сарабский А.А. Регулирование текучести кадров как показатель уровня адаптации системы управления персоналом предприятия к рынку // Известия академии труда и занятости населения. – 2002. - № 3 – с.52.
  37. Сотникова С.И. Основы управления персоналом: учебник для вузов. – Новосибирск: НГУЭиУ, 2006. – 274 с.
  38. Социально-экономическое положение Сибирского Федерального округа в 2009 году. – Москва, 2010. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
  39. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. Анализ текущего социально-экономического состояния Алтайского края. [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.altaicpp.ru.
  40. Структура оборота розничной торговли по формам торговли в январе 2010г. [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.stavstat.ru.
  41. Текучесть кадров: диагноз или симптом? // Справочник по управлению персоналом. – 2003. - № 10. - с. 25.
  42. Травин В.В., Дятлов В.А.  Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 2005. – 262 с.
  43. Трушин Ю. Современный подход государства к развитию АПК //Экономист. – 2007. - №11. – с. 87-90.
  44. Управление персоналом: Учебник. /Под ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд – во РАГС, 2007. – 488 с.
  45. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 2–е изд., доп.и перераб. – М.:ИНФРА–М, 2007. – 638 с. 
  46. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.  – 560 с.
  47. Управление персоналом: энциклопедический словарь / под ред. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 340с.
  48. Фрагмент отчета «Маркетинговое исследование и анализ российского рынка розничной торговли» [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.4p.ru.
  49. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: учебник. – М.: Проспект: Велби, 2006. – 430 с. 
  50. Шабанова Г.П. Система оплаты труда и компенсаций на предприятии. - СПб.: «ДНК», 2007. – 289с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Информация о работе Управление персоналом на предприятии общественного питания