Управление прибылью промышленного предприятия ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности прибыли, ее функций, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее формирования и использования.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. раскрыть теоретические аспекты сущности управления прибылью предприятия, ее функции, формирование, планирование и факторы ее роста;
2. рассмотреть практические аспекты финансового состояния и результатов деятельности на предприятии ОАО "Чебоксарский агрегатный завод ";
3. определить совершенствование управления прибылью предприятия.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 83.18 Кб (Скачать)

3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие  решения в области формирования  и  использования  прибыли,  разработанные  и реализованные  на предприятии в предшествующем  периоде, не всегда могут   быть повторно использованы на  последующих этапах его деятельности. Прежде  всего, это связано  с высокой динамикой факторов  внешней среды на стадии перехода  к рыночной экономике, и в  первую очередь - с изменением  конъюнктуры  товарного и финансового  рынков. Кроме того, меняются во  времени и  внутренние  условия  функционирования предприятия  особенно  на  этапах  перехода  к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления  прибылью  должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней  среды, ресурсного  потенциала,  форм  организации   и   управления   производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

4. Многовариантность  подходов  к разработке  отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает,  что подготовка  каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий.  При наличии альтернативных проектов  управленческих  решений их  выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих  политику  управления прибылью  предприятия.  Система таких   критериев   устанавливается   самим предприятием.

5.  Ориентированность   на  стратегические  цели  развития  предприятия.

Какими бы  прибыльными  не  казались  те  или  иные  проекты  управленческих решений  в текущем периоде, они должны быть отклонены, если  они  вступают  в противоречие   с   миссией   (главной   целью   деятельности)   предприятия, стратегическими направлениями  его  развития,  подрывают  экономическую  базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.

С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых  к нему требований формируются его  цели и задачи.

Главной целью управления  прибылью  является  обеспечение  максимизации благосостояния собственников  предприятия в текущем и перспективном  периоде.

Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно  гармонизацию  интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из этой главной  цели можно сформулировать систему основных  задач [9, с.126], направленных на реализацию  главной цели  управления  прибылью:

1.    Обеспечение    максимизации    размера    формируемой    прибыли, соответствующего  ресурсному потенциалу предприятия   и  рыночной  конъюктуре.

Эта задача реализуется путем  оптимизации  состава  ресурсов  предприятия  и обеспечения их эффективного использования. Основными  выступают максимально возможный уровень использования ресурсного   потенциала   и   сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.

2. Обеспечение оптимальной  пропорциональности между уровнем  формируемой прибыли и допустимым  уровнем риска. Как уже отмечалось,  между  этими  двумя показателями  существует прямо пропорциональная  связь.  С  учетом  отношения  менеджеров  к  хозяйственным   рискам  формируется  допустимый  их   уровень, определяющий  агрессивную,  умеренную  (компромиссную)  или   консервативную политику  осуществления  тех  или   иных  видов  деятельности  или  проведения отдельных   хозяйственных  операций.  Исходя  из  заданного  уровня  риска  в процессе управления должен быть, максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.

3.  Обеспечение  высокого  качества  формируемой  прибыли.  В   процессе формирования прибыли  предприятия должны быть в   первую  очередь  реализованы  резервы  ее  роста   за   счет   операционной   деятельности   и   реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного  развития  предприятия.

В рамках операционной деятельности основное  внимание  должно  быть  уделено обеспечению роста прибыли  за счет  расширения  объема  выпуска  продукции  и освоения новых перспективных  ее видов.

4. Обеспечение выплаты  необходимого уровня  дохода  на  инвестированный капитал собственникам  предприятия. Этот уровень   при  успешной  деятельности  предприятия должен быть не  ниже средней нормы доходности  на рынке  капитала, при необходимости  возмещать повышенный предпринимательский   риск,  связанный со спецификой  деятельности предприятия, а также  инфляционные потери.

5. Обеспечение формирования  достаточного объема финансовых  ресурсов  за счет прибыли в  соответствии с задачами развития  предприятия  в  предстоящем  периоде.  Так  как   прибыль   является   основным   внутренним   источником формирования  финансовых  ресурсов   предприятия,   ее   размер   определяет потенциальную   возможность  создания  фондов   производственного   развития, резервного  и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее   развитие предприятия. При этом  в  самофинансировании  развития  предприятия  прибыли должна  отводиться главенствующая роль.

6. Обеспечение постоянного  возрастания рыночной  стоимости   предприятия.

Эта задача призвана обеспечивать максимизацию  благосостояния  собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в  значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной  предприятием в  отчетном  периоде.  Каждое  предприятие  исходя  из   условий   и   задач хозяйственной деятельности само  определяет  систему  критериев  оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.

7. Обеспечение эффективности  программ участия персонала в  прибыли.

Программы участия персонала  в прибыли, призванные гармонизировать  интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны - обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.

Все  рассмотренные  задачи   управления   прибылью   теснейшим   образом взаимосвязаны, хотя отдельные из  них  и  носят  разнонаправленный  характер (например,  максимизация  уровня  прибыли при минимизации уровня   риска; обеспечение  достаточного  уровня  удовлетворения  интересов   собственников предприятия и его персонала;  обеспечение достаточного  размера прибыли, направляемой на  прирост  активов  и  на  потребление  и  т.п.).  Поэтому  в процессе управления прибылью отдельные  задачи  должны  быть  оптимизированы между собой.

Процесс  управления  прибылью  предприятия  базируется  на  определенном механизме.  В  структуру  механизма  управления  прибылью  входят  следующие элементы:

1.  Государственное   правовое  и  нормативное   регулирование   вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Принятие законов и  других нормативных  актов,  регулирующих  формирование  и   распределение   прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений  экономической  политики государства. Законодательные и нормативные основы этой  политики  регулируют образование и распределение прибыли предприятий в  разных  формах.  К  числу основных из этих  форм  относятся:  налоговое  регулирование;  регулирование механизма   амортизации   основных   фондов   и   нематериальных    активов, регулирование размеров отчислений прибыли в  резервный  фонд,  регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.

2. Рыночный механизм регулирования  формирования и использования   прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом  рынках  формируют уровень  цен  на  продукцию,  стоимость  привлечения  кредитов,   доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала  и  т.п.  По  мере углубления  рыночных  отношений  роль  рыночного   механизма   регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.

3. Внутренний механизм  регулирования  отдельных   аспектов  формирования, распределения  и  использования   прибыли   предприятия.   Механизм   такого регулирования  формируется  в  рамках  самого  предприятия,   соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие   решения  по  вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих  аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из  этих аспектов  регулируются  формируемой   на   предприятии   целевой   политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии  может  быть  разработана  и утверждена  система  внутренних  нормативов   и   требований   по   вопросам формирования, распределения и использования прибыли.

4.  Система  конкретных  методов  и  приемов  осуществления   управления прибылью.  В  процессе  анализа,  планирования  и  контроля  формирования  и использования прибыли  используется  обширная  система  методов,  с  помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них  относят методы:    технико-экономических    расчетов,     балансовый,     экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие.

Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет  в  полном объеме  реализовать  стоящие  перед  ним   цели   и   задачи,   способствует результативному осуществлению функций  этого  управления.  Важной  составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы  и  методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс  исследования  условий и результатов ее формирования и

использования   с   целью   выявления   резервов    дальнейшего    повышения эффективности управления ею на предприятии [12, с.56].

В практике управления прибылью различают следующие основные системы  проведения анализа на предприятии:

1. горизонтальный анализ;

2.  вертикальный анализ;

3. трендовый анализ;

4. анализ относительных показателей (коэффициентов);

5. сравнительный анализ;

6. факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет выявить тенденции изменения статей отчетности или групп и на основании этого исчислить базисные темпы прироста. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции. Но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, т.е. расчет удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и оценка его влияния.

Трендовый анализ- сравнение  каждой позиции отчетности с рядом  предшествующих периодов и определение  тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных  влияний и индивидуальных особенностей периодов.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т.п. и межхозяйственный анализ предприятий в сравнении данных конкурентов со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - метод исследования экономики и производства, в основе которого лежит анализ воздействия разнообразных факторов на результаты экономическ5ойдеятельности, ее эффективности.

1.3. Формирование и планирование прибыли. Факторы ее роста

 

Управление формированием  прибыли - это процесс планирования поступлений и использования  финансовых ресурсов, установление оптимальных  соотношений в распределении  доходов предприятий.

На формирование прибыли  как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском  учете, официальной отчетности субъектов  хозяйствования, влияет установленный государством порядок, формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формирование абсолютной величины прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов. Формирование прибыли предприятия показано на схеме (Приложение 1).

Главным инструментом управления формированием прибыли в современных  условиях является финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов).

Формирование прибыли  связано с планированием производственной деятельности предприятия. Показатели всех плановых финансовых инструментов базируются на планах объема производства, ассортимента товаров и услуг, себестоимости  продукции; они должны создавать  необходимые финансовые условия  для успешного выполнения этих планов.

Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации (предприятия). Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия). Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.

Информация о работе Управление прибылью промышленного предприятия ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»