Человек в системе управления. психологические проблемы

Автор: k***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить психологические аспекты управления персоналом.
Задачи:
- исследовать основные направления работы в современной организации;
- изучить психологические методики набора и отбора персонала;
- исследовать мотивацию поведения персонала;
- исследовать методы управления;
- исследовать психологические аспекты управления персоналом на примере одного из агентств, входящего в группу компаний NEXTEP г. Москва.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….3

ГЛАВА I. Социально-психологические аспекты работы с персоналом……....6
1.1 Основные направления работы в современной организации…..…....6
1.2 Психологические методики набора и отбора персонала……………...9

ГЛАВА II. Психологические аспекты мотивации в процессе работы……..…13
2.1 Мотивация поведения персонала………………………………………13
2.2 Методы управления мотивацией…………..………………………...…21

ГЛАВА Ш. Группа компаний NEXTEP……………………….…………….……25
3.1 Составляющее группы компаний NEXTEP…………………………...25
3.2 Психологические аспекты управления персоналом в ООО «Арсенал» в группе компаний NEXTEP …………..………………………26

Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

теория управления.doc

— 192.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет государственного и  муниципального управления 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине: « Теория управления » 

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 
 
 

Выполнила: Глик Э. А.

Гр. УСУ-822 

Проверил: Михалин В. А. 
 
 
 

Новосибирск 2010 

 

Содержание

 
 

    Введение……………………………………………………………………...….3

 

ГЛАВА I. Социально-психологические аспекты работы с персоналом……....6

    1.1 Основные направления работы в современной организации…..…....6

    1.2 Психологические методики набора и отбора персонала……………...9

 

ГЛАВА II. Психологические аспекты мотивации в процессе работы……..…13

     2.1 Мотивация поведения персонала………………………………………13

     2.2 Методы управления мотивацией…………..………………………...…21

 

ГЛАВА Ш. Группа компаний NEXTEP……………………….…………….……25

    3.1 Составляющее группы  компаний NEXTEP…………………………...25

    3.2 Психологические аспекты управления персоналом в ООО «Арсенал» в группе компаний NEXTEP …………..………………………26

 

     Заключение…………………………………………………………………….30

     Список  литературы……………………………………………………….…..32 

Введение

 

Проблема  человека в системе управления особенно актуальна в настоящее время, поскольку в условиях большого количества специалистов, а, следовательно, конкуренции на рынке труда, победу в борьбе за лучшее место одерживают самые настойчивые, целеустремленные, умеющие найти правильное или наиболее подходящее решение любой задачи, люди. А эти люди скорее всего являются лидерами от природы, умеющими влиять на других и повести за собой массы. Актуальность данной темы объясняется появившемся в двадцатом столетии тенденциям к рассмотрению менеджмента, как процесса управления людьми и взгляд на человека, как на объект управления, а не часть механизма.

На это  указывает не только развитие школ управления, но и появление в конце девятнадцатого века школы психоанализа, созданной З. Фрейдом и обозначившей серьезный перелом в структуре философского и психологического (как теоретического, так и прикладного) знания.

Первые  крупные исследования поведения работника на рабочем месте явились основной частью экспериментов в Хоторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 1920-х годов. Они закончились спустя почти восемь лет осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Выводы, к которым пришла группа, работавшая в Хоторне, позволили основать новое направление менеджмента – концепцию «человеческих отношений», которая доминировала в теории управлениях до середины 1950-х годов. Однако, эксперименты в Хоторне не дали модели мотивации, которая бы адекватно объяснила побудительные мотивы к труду. Психологические теории мотивации труда появились гораздо позднее. Они возникли в 1940-х годах и развиваются в настоящее время.

Цель  работы - изучить психологические  аспекты  управления персоналом.

Задачи:

     - исследовать основные направления  работы в современной организации;

     - изучить психологические методики  набора и отбора персонала;

     - исследовать мотивацию поведения персонала;

     - исследовать методы управления;

    - исследовать психологические аспекты управления персоналом на примере одного из агентств, входящего в группу компаний NEXTEP г. Москва.

       Способность умело строить деловые отношения, регулировать психологический климат – одни из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров. 

     ГЛАВА I. Социально-психологические аспекты работы с персоналом

 

    1.1 Основные направления работы в современной организации

 

     Далеко  не каждая организация может позволить себе содержать кадровую службу. Взваливая на себя весь груз проблем по управлению персоналом, руководитель порой сам теряет мотивацию к работе, и бизнес перестает радовать. В данном случае рассматриваются ключевые психологические аспекты управления и взаимодействия руководителя и подчиненного в повседневной жизни. Как добиться согласованности интересов между подчиненным и руководителем? Кому и насколько повышать зарплату? Увольнять или мотивировать? Какие управленческие технологии необходимо освоить, чтобы достичь поставленных целей? Также необходимо освоить несложные, но эффективные инструменты управления персоналом, позволяющие выстроить гармоничные взаимоотношения подчиненного и руководителя.

     1. Разработка, внедрение, поддержание  и постоянное совершенствование такой системы формирования персонала, которая бы обеспечивала удовлетворение потребностей эффективного функционирования и развития организации. Понятие «формирование персонала». Задачи, решаемые в рамках формирования персонала: определение потребностей в кадрах, их поиск, отбор, оформление, адаптация. Формирование внутреннего и внешнего кадрового резерва, планирование карьеры, перемещение, увольнение. Психологические аспекты формирования персонала.

     2. Разработка, внедрение, поддержание и постоянное совершенствование корпоративной системы эффективного управления персоналом. Понятие «управление персоналом как направление работы отдела по работе с персоналом». Задачи, решаемые в рамках данного направления: разработка и внедрение в производственную жизнь организации документов, регламентирующих процессы постановки подчиненным их рабочих целей и задач, обеспечения их необходимыми материалами и инструментами для эффективной работы, координирования, мотивирования и оценки работы. Психологические аспекты управления персоналом.

     3. Разработка, внедрение, поддержание  и постоянное совершенствование  такой системы профессионального развития персонала, которая бы обеспечивала удовлетворение потребностей эффективного функционирования и развития организации. Понятие «профессиональное развитие персонала». Задачи, решаемые в рамках данного направления: разработка и реализация адекватных способов выявления потребностей организации в профессиональном развитии сотрудников, создание организационных, мотивационных, методических условий для разных форм профессионального развития сотрудников, разработка и использование адекватных показателей результативности разных форм профессионального развития сотрудников, разработка и использование адекватных способов оценки экономической эффективности применяемых мер по профессиональному развитию сотрудников. Психологические аспекты профессионального развития персонала.

     4. Создание, поддержание и развитие  такой корпоративной культуры организации, которая бы соответствовала ее Миссии, принципам деятельности, стратегическим и оперативным экономическим целям. Понятие «корпоративная культура организации». Задачи, решаемые в рамках данного направления: выявление реально существующих элементов корпоративной культуры, их оценка с точки зрения соответствия формализованной Миссии и принципам деятельности организации, разработка и реализация организационно-управленческих технологий, направленных на коррекцию или формирование общественного мнения, создание общественных настроений, морально-психологического климата, разработку и внедрение в ежедневную деятельность организации поведенческих стандартов и норм, соответствующих формализованной Миссии и принципам деятельности организации. Психологические аспекты формирования корпоративной культуры организации.

     5. Разработка, внедрение, поддержание  и постоянное совершенствование  такой системы измерения состояния  человеческих ресурсов организации,  которая бы позволяла оценивать  результаты в области ее работы  с персоналом. Понятие «человеческие  ресурсы организации» (ЧР) и единицы их измерения. Задачи, решаемые в рамках данного направления: разработка конкретных параметров и критериев оценки ЧР по указанным выше направлениям, разработка и внедрение в ежедневную деятельность организации оценочных процедур, обеспечивающих контроль состояния ее ЧР (и отдельных ее подразделений) в связи с различными внутренними и внешними воздействиями на персонал, выбор и/или разработка программного обеспечения для реализации мониторинга состояния ЧР, анализ экономической эффективности различных воздействий на ЧР организации и различных изменений состояния ЧР, а также учет результатов мониторинга ЧР в планировании работы с ЧР. Психологические аспекты измерения состояния ЧР.

     6. Разработка, внедрение, поддержание  и постоянное совершенствование системы обеспечения работоспособного состояния сотрудников. Понятие «работоспособное состояние» сотрудника; состояние как фактор производительности труда и как цель менеджмента. Задачи, решаемые в рамках этого направления: создание необходимых для работы санитарно-гигиенических условий труда, обеспечение необходимых мер по охране труда, соблюдению техники безопасности, обеспечение необходимых мер по сохранению и укреплению физического здоровья сотрудников, проявление социальной заботы о сотрудниках и членах их семей, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе сотрудников.

 

      1.2 Психологические  методики набора  и отбора персонала

 

     Успех деятельности организации во многом определяется уровнем квалификации ее сотрудников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому подбор персонала дело первостепенной важности для любой фирмы, будь то завод-гигант или частная парикмахерская.

     Обращение в рекрутинговую компанию (которых  в последнее время в городе становится всё больше и больше) не дает желаемого эффекта. Фирма платит за каждого подобранного сотрудника большие деньги, а через некоторое время выясняется, что он не подходит по целому ряду параметров: не способен гармонично вписаться в коллектив или реальные его возможности совершенно не соответствуют заявленным и т.п. Конечно, это совершенно не значит, что следует полностью отказаться от услуг рекрутинговых компаний, тем более что солидные компании дают гарантии на подобранный персонал, но, безусловно, фирма (точнее её кадровики) должна сама знать методы отбора персонала, уметь применять их на практике, привлекать к этой работе психолога и т. д.

     Теперь  рассмотрим подробнее возможные  варианты подбора сотрудников для  организации.

     Самыми  популярными источниками привлечения персонала на вакантные должности являются сотрудники собственного предприятия и специалисты, самостоятельно ищущие работу. Эти источники используют большинство компаний. Такой вариант найма имеет ряд преимуществ по сравнению с иными: так работник нашего предприятия нам уже хорошо известен, о нём можно судить по его вкладу в дела фирмы. Продвижение по службе этого работника есть стимул для остальных сотрудников. Следующий метод поиска работников - это обращение в государственную службу занятости. Таким образом, зачастую выгодно подбирать сотрудников рабочих специальностей, со средне специальным образованием. Следующий вариант подбора сотрудников - поиск среди выпускников высших учебных заведений (подробнее об этом чуть позже), а также рекомендации друзей и знакомых, использование базы данных. Наиболее редко используемыми методами набора являются размещение объявлений о вакансиях на радио и телевидении и самостоятельный поиск кандидатов по объявлениям в СМИ. А также в последнее время широкое распространение приобрел поиск сотрудников по Интернету.

     Методы  отбора персонала, используемые российскими  предприятиями разнятся в зависимости  от того, к какой «волне» оно принадлежит. Если речь идёт о предприятиях старого образца - большинство (но не все!) государственных предприятий, часть «номинальных» акционерных обществ, то для отбора персонала используются преимущественно стандартные варианты. Наибольшее значение уделяется формальным подтверждениям квалификации и опыта работы кандидатов, которые компании черпают из трудовых книжек, дипломов и свидетельств о полученном образовании, анализа автобиографий. Большинство компаний при отборе используют различные виды собеседований. Всё, на этом у данной группы компаний фантазия заканчивается и такой ценный фактор производства как трудовой ресурс очень часто оказывается совсем не того уровня, как хотелось бы руководству. Другое дело, компании - поколения «next». Частные компании при самостоятельном отборе персонала используют не только стандартные методы, но стараются внедрять и новаторские идеи: компьютерное тестирование с оценкой результатов профессиональным психологом, решение кандидатом реальных практических задач в сфере его будущей работы, оценка творческой или креативной составляющей кандидата с помощью нестандартных заданий (например, даётся задание за ограниченный промежуток времени - обычно 10 минут – придумать максимальное число вариантов использования какого-либо предмета: кирпич, пустая бутылка), оценка способностей кандидата к учёбе, оценка способности работы в команде, поведения в экстремальных ситуациях и т. д1.

Информация о работе Человек в системе управления. психологические проблемы