Эффективность управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом , анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи : рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2
1. Основные теоретические аспекты системы управления персоналом
1.1. Персонал как объект управления………………………………………………………......4
1.2. Система управления персоналом…………………………………………………………..8
1.3. Формирование системы управления персоналом………………………………………..12
1.4. Методы исследования системы управления персоналом…………………………….....20
Вывод………………………………………………………………………………………….....25
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере магазина «Очень нужные товары».
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности магазина «Очень нужные товары»…………………………………………………………………………………………………...26
2.2. Анализ факторов внешней и внутренней среды магазина «Очень нужные товары»…...................................................................................................................................................31
2.3. Анализ существующей кадровой политики в магазине «Очень нужные товары»……38
2.4. Выявление проблем в системе управления персоналом магазина «Очень нужные товары»…………………………………………………………………………………………………..44
3. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом…………..46
3.1. Разработка мероприятий по устранению проблем в структуре управления персоналом магазина «Очень нужные товары».
Вывод…………………………………………………………………………………………....55
Заключение…………………………………………………………………………………….55
Список литературы…………………………………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

Главная цель деятельности магазина - полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в соответствии с торговым профилем магазина и , как следствие, получение максимальной прибыли. В соответствии с целью магазин директор осуществляет торгово-закупочную деятельность и реализацию товаров в розничной торговой сети.

Прием на работу сотрудников, увольнение, кадровые перемещения  штатное расписание, а также формы, размеры и оплата труда оформляются  приказами директора.

Коллектив магазина «Очень нужные товары» обязан соблюдать  правила торговли, обеспечивать сохранность продукции, обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

Магазин имеет  ряд конкурентов, расположенных  в непосредственной близости, таких как магазин «Мир», магазин «Гевс», павильон «Бытовая химия». Среди всех своих конкурентов магазин «Очень нужные товары» имеет наибольший ассортимент продукции, предоставляет гарантии качества при относительно высоких ценах на отдельные группы товара.

Ознакомляясь с организационно-правовой характеристикой магазина «Очень нужные товары» и родом хозяйственной деятельности необходимо рассмотреть целевой подход к управлению магазином.

Для достижения положительных результатов работы необходимо правильно сформулировать цели деятельности. Без четкого представления того к чему стремишься, невозможно успешно заниматься работой. Любая организация не сможет достичь наибольшего успеха, если она не имеет четко определенных ориентиров. Организации для нормальной жизнедеятельности необходимы миссия, направления развития, комплекс задач для их реализации. Миссия это причина существования организации в обществе, выражающая направленность деятельности. Миссия, цели и стратегия деятельности являются отправным моментом для определения объема управленческой деятельности.

Основой любой  организации являются кадры, за счет которых она живет и функционирует, которые создают ее продукт, формируют  культуру организации, ее внутренний климат, от которых зависит чем является организация. Организация это группа людей, действие которых направлено на достижение общих целей. Цель-это конкретное конечное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых для нее является необходимым и на достижение которых направлена вся ее деятельность. Правильная постановка целей является основой для эффективной работы предприятия. Выбор цели носит ситуационный характер, но при этом организация в выборе ориентируется на доходы организации, работу с клиентами, потребность и благосостояние сотрудников, социальную ответственность.

 

Для реализации стратегии по обеспечению выполнения миссии, целей и задач в организации  как социально-экономической системе  выделяется подсистема в виде структуры  управления, которая имеет свои специфические  связи. Таким образом, структурирование организации это распределение полномочий, прав принимать решения и функций. В основе построения структуры организации находятся функции разделения управленческой деятельности.

В менеджменте  выделяют несколько типов организационных  структур:

Линейная;

Функциональная;

Матричная;

Штабная.

Существующая  организационная структура анализируемого магазина, строящаяся по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему.

Численность сотрудников  магазина составляет 9 человек согласно штатного расписания. Общим руководством магазина занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат из восьми человек, работающих по найму. В составе штатного аппарата числятся: бухгалтер, товаровед, менеджер по продаже мебели, три продавца, две уборщицы.

Организационная структура магазина «Очень нужные товары» имеет три уровня:

Директор (высший уровень управления), осуществляющий непосредственное управление магазином;

А) Бухгалтер, подчиняющийся  директору, ведет всю бухгалтерию деятельности магазина (средний уровень управления).

Б) Менеджер по продаже мебели, который занимается ассортиментом мебели, заявками на изготовление, реализацией и гарантийным  обслуживанием, подчиняющийся непосредственно  директору.

В) Товаровед, также  подчиняющийся директору, занимается товарным ассортиментом магазина, ведет приемку товара, осуществляет выкладку товара на прилавки, имеет в своем подчинении вспомогательный персонал и продавцов.

Г) Продавцы, осуществляющие продажу товара непосредственным потребителям, и вспомогательный персонал являются низшим уровнем управления.

Рассмотрев  структуру управления магазином «Очень нужные товары» мы выяснили, что она является линейной. Рассмотрим достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления ( Таблица 7).

Таблица 7

Достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления.

ДОСТОИНСТВА

НЕДОСТАТКИ

Личная ответственность  руководителя за конечные результаты деятельности подразделения;

Согласованность действий;

Четкая система  взаимных связей между руководителем  и подчиненным;

Единство и  четкость распорядительства;

Единоначалие  и быстрота реакции в ответ  на прямые приказы.

Высокие требования к руководителю;

Перегрузка  высшего уровня управления, что ограничивает возможность эффективно управлять.


 

В этом пункте курсовой работы были описаны основные моменты  в деятельности предприятия розничной  торговой сети, магазина «Очень нужные товары», прослежены уровни управления персоналом организации на основе организационной структуры, отмечены положительные и отрицательные стороны в таких структурах управления.

 

 

2.2 Анализ  факторов внешней и внутренней  среды магазина

«Очень  нужные товары».

Специалисты утверждают, что какими бы различными ни были организации, все они имеют ряд общих черт:

- создаются с одной главной целью - обеспечить координацию коллективных усилий, направленных на решение определенных задач;

- все они должны ставить себе стратегические и тактические цели и периодически обновлять их;

- они должны следить за тем, чтобы все члены организации вносили вклад в достижение общей цели.

Методологическую  основу изучения организации составляют системный и ситуационный подходы. С позиции системного подхода  организацию возможно рассмотреть  как открытую систему, характерные черты которой обусловлены взаимодействием ее элементов (внутренняя среда) и неразрывно связаны с внешнем окружением прямого и косвенного воздействия. Внутреннюю среду организации составляют ее структура, культура, ресурсы. Внешней средой прямого воздействия являются поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, правительственные органы. Внешняя среда косвенного воздействия это политика, экономика, право, социально-культурные факторы, физико-географические условия.

Для определения  стратегии поведения организации и выполнения ее в деятельности, руководство должно иметь полное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях, так и о внешней, тенденциях ее развития и расположении, которое занимает в ней эта организация.

Внешняя среда является источником, поставляющим ресурсы в организацию, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Анализ  факторов внешней среды организации. Внешняя среда представляет собой совокупность факторов прямого воздействия (поставщики, потребители, трудовые ресурсы, конкуренты) и косвенного воздействия (экономика, технология, социально-политические факторы).

Проведем анализ факторов внешней среды косвенного воздействия магазина «Очень нужные товары» (Таблица 8).

Таблица 8

Факторы внешней среды косвенного воздействия  магазина «Очень нужные товары».

Факторы

Характеристика

Социальный

Этот фактор очень важен, так как он оказывает  влияние на другие составляющие внешней  среды и на внутреннюю среду организации. К социологическим факторам относятся : рождаемость, средний возраст населения, возрастно-половая характеристика населения и др. Основное влияние на развитие деятельности магазина оказывают следующие явления:

рост населения;

демографическая структура общества;

уровень образования;

возрастно-половая  характеристика.

Важно отметить такое социальное явление как  отношение людей к качеству жизни, которое положительно сказывается  на развитии магазина в последнее  время и придает дополнительный стимул.

Экономический

Этот фактор оказывает непосредственное влияние на развитие организации, так как позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Экономические процессы, протекающие на всем протяжении существования организации, безусловно повлияли на ее функционирование. Нестабильность экономики, влияние таких факторов как инфляция, уровень цен, безработица, непосредственно отразились на деятельности магазина.

Технологический

Этот фактор прямо или косвенно влияет на работу магазина. Новинки в области технологии, в частности персональный компьютер, селекторная связь между разными отделами магазина, улучшают, делают работу более удобной. Все бухгалтерские документы оформляются с помощью компьютера.

Политический

Эти факторы  необходимо изучать для ясного представления  о том, что органы власти предполагают предпринять в отношении развития бизнеса. Инфляционное ожидание, возможная смена политической власти, появление новых законов влияют на спрос и предложение, и, соответственно на цены реализуемых товаров. Поэтому руководитель должен немедленно реагировать на любое изменение, во избежание нежелательных последствий. Такие составляющие политического фактора как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот, контроль цен имеют важное значение для руководства.


Все перечисленные  выше компоненты внешней среды организации  находятся в непосредственном взаимодействии и влияют друг на друга. Степень воздействия  отдельных компонент на различные  организации различна, при этом изменение  одной составляющей может привести к изменениям другой.

Проведем анализ факторов внешней среды прямого  воздействия магазина «Очень нужные товары» (Таблица 9).

Таблица 9

Факторы внешней среды прямого воздействия  магазина «Очень нужные товары».

Факторы

Характеристика

Потребители

Полное и  качественное удовлетворение спроса потребителей - цель деятельности любого торгового предприятия. Именно потребитель диктует, какие товары или услуги ему необходимы и по какой цене. Можно сказать, что магазин занимает достаточно выгодное месторасположение, так как в непосредственной близости больше нет магазинов с таким ассортиментом товаров, среди которых бытовая химия, парфюмерия, средства личной гигиены, детские товары чулочно-носочные изделия, нижнее белье, кожаная галантерея, хозяйственные товары, столовые приборы, сантехника, бытовая техника, обои, кафель, мебель. Единственным недостатком является его расположение на окраине района. Магазин рассчитан на любой контингент покупателей, т.е. в нем совершают покупки люди как с низким уровнем дохода, так и с высоким.

Поставщики

Все виды товара, необходимые для реализации деятельности, магазин приобретает у поставщиков. Поступления товаров должны быть равномерными, иначе неудовлетворенный  спрос приводит к упущенный прибыли  и потери клиентов. Поставщики, в  основном, постоянные, предоставляющие максимальные скидки. Самыми крупными являются: «АВЕДЭКС», «МАШОПТТОРГ», «ГРОСС», «ТОРНАДО», «ХОЗОПТОРГ», «Александровские мануфактуры». Мелкие поставки осуществляют ИП Митрофанов, ООО «Севит», ИП Зиборова, «Адриатик».

Конкуренты

Это организации  с которыми магазины приходится бороться за покупателей, чтобы обеспечить свое существование. Изучение конкурентов  является важным для руководства  магазина и направлено на выявление  слабых и сильных сторон конкурентов, для дальнейшего построения своей стратегии. Основные конкуренты - «Мир», «Гевс», которые занимаются тем же видом деятельности и расположены в непосредственной близости с магазином.


Подводя итоги  анализа факторов внешней среды  магазина, получив данные о факторах представляющих опасность или открывающих новые возможности руководство должно оценить: обладает ли организация внутренними силами, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Внешняя среда  предприятия оказывает воздействие на внутреннюю среду, которая является частью общей среды находящаяся в пределах организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.

Анализ  факторов внутренней среды организации. Внутреннюю среду магазина «Очень нужные товары» можно охарактеризовать, проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности, персонала и доминирующей организационной структуры.

Преследуя цель курсовой работы, стоит рассмотреть  состав персонала организации согласно штатному расписанию и детально проанализировать трудовые ресурсы данного предприятия.

Основа любой  организации - персонал, от деятельности которого зависит достижение общей  цели предприятия, реализация и повышение  эффективности деятельности и многие другие экономические показатели. Поэтому основной задачей при анализе управления персоналом, а частности и анализе системы оплаты труда персонала, является изучение его численности, структуры, текучести кадров.

Проанализировав существующую культуру магазина «Очень нужные товары» можно сделать вывод, что в данной организации преобладает культура власти.

Организация с  таким типом культуры характеризуется  централизованным источником власти, решения принимаются в результате баланса влияний, быстрым реагированием  на события, оценивая выполненное задание по результатам, с лояльным отношением к средствам выполнения.

На сформировавшуюся культуру магазина в значительной степени  повлияли цели и задачи, стоящие  перед ним. Основным фактором послужило  получение максимальной прибыли  от реализации товаров надлежащего качества, полное удовлетворение потребностей покупателей, применяя обслуживание высшего уровня для постоянного привлечения старых и новых потребителей.

Бесспорно, на формирование культуры магазина огромное влияние  оказало внешнее окружение - экономическое, политическое, технологическое и социальное, которое предполагает уметь быстро реагировать на изменения и приспосабливаться.

Ядром любой  организации являются люди, которые  являются значимым фактором, влияющим на культуру организации. Кадры, по сути, и определяют тип культуры.

Информация о работе Эффективность управления