Основы реструктуризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:04, реферат

Описание работы

В настоящее время реструктуризация – одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.
Реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования компании. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики компании и до реорганизации как организационной структуры, так и бизнес-процессов на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1. КОНЦЕПЦИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ………………………….. 4
1.1. Основные понятия ………………………………………………… 4
1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий ……. 9
1.3. Предпосылки реструктуризации ………………………………… 14
1.4. Основные положения концепции реструктуризации …………... 15
1.5. Методы и средства реструктуризации …………………………... 24
1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации ……………….. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Работа содержит 1 файл

теория.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

автоматизации;

4) устаревающая, изношенная производственно-техническая  база, низкий коэффициент ее использования,  что

порождает высокие  амортизационные и эксплуатационные расходы;

5) проблема излишне  высокой текущей дебиторской  и кредиторской задолженности, именуемой обычно кризис

неплатежей, задержка заработной платы и задолженность  перед бюджетом, сейчас уже объясняется  в основном внешними

причинами (денежно-кредитной  политикой государства и крупных  московских коммерческих банков), а  не деятельностью

руководителей предприятий;

6) высокие затраты  на содержание социальной сферы,  резко снижающие инвестиционную  привлекательность

предприятий;

7) низкая покупательная  способность потребителей сегодня  представляется наименьшей проблемой,  потому что ее

падение практически  прекратилось;

8) результирующей  проблемой можно назвать отсутствие  инвестиционных источников и  ресурсов для развития

производства.

Причины проблем  можно разделить на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние); 1 – 4 позиции имеют

преимущественно внутреннюю природу, 5 – 7 – внешнюю.

Реструктуризация это один из существенных путей решения проблем предприятий.

С точки зрения минимизации расходов на реформирование управления предприятием, реструктуризация может по

праву считаться самым эффективным решением.

Реструктурирование  позволяет максимально сблизить, а иногда и сконцентрировать в  одних руках управление

технологическим процессом и финансовыми потоками, ответственность и извлечение выгоды. Но такое деформирование

управленческой системы имеет и негативные последствия: упрощение приводит к ликвидации функциональных

подразделений, обслуживавших ранее все объединение, а получившие автономию производства начинают испытывать

дефицит в высококвалифицированных  кадрах, у собственника повышается риск потери контроля над обособившимися

бизнес-единицами.

Одновременно  не нужно ожидать, что после реструктуризации предприятия приобретут инвестиционную

привлекательность и конкурентные преимущества. Они  или есть, или их нет независимо от реструктуризации. Однако

предприятия могут  получить искомый динамизм развития, заплатив за это очень высокую  цену, вплоть до потери части

рынка сбыта.

Учитывая эти  существенные негативные последствия, решение о реструктуризации должно быть подвергнуто

всестороннему анализу исходя из принципа здорового консерватизма. Решение о реструктурировании бесспорно лишь в

случае, когда  единственной альтернативой ему  является банкротство.

Один из факторов, характеризующих нынешнее состояние  промышленности России, – кризисное или предкризисное

состояние большинства  предприятий. Но в то же время опыт показывает, что при грамотном  проведении реструктуризации

финансово неблагополучных  предприятий большая часть находит  собственные резервы для дальнейшей успешной

деятельности. Поэтому важным моментом является не только грамотная методика реформирования предприятия, но и

способность фирмы, ведущей работы по реструктуризации, выполнять эти работы "под ключ". Это подразумевает не только

разработку самого плана реконструкции, но и сопровождение его выполнения.

Непременным условием достижения предприятием финансового  благополучия является построение рациональной

схемы управления. Важнейшим инструментом здесь являются современные информационные технологии, и в частности

комплексная информационная система управления предприятием. Предприятию, занимающему большую территорию и

осуществляющему разнообразные бизнес-процессы, подобная система может помочь в достижении "прозрачности" и

управляемости финансовыми и товарными потоками день в день и стать одним из мощнейших рычагов в реализации

стратегических  замыслов.

На успех реструктуризации влияют следующие главные факторы:

перспектива и финансовое состояние предприятия. Каждое предприятие, начинающее реструктуризацию, должно

представлять  возможные изменения долговременной конкурентоспособности и финансовой ситуации, которые

предоставляли бы достаточно времени для достижения определенных финансовых результатов. С одной стороны, если

существует риск неразрешимости проблем, то реорганизация  должна концентрироваться на быстрых и прямых средствах

для сохранения оборотного капитала и реструктурирования долгов. С другой – если у предприятия  нет будущего на рынке,

это не означает, что при проведении преобразований нужно концентрировать внимание только на улучшении текущей

ситуации без  изменений в стратегии;

обязательства руководства. Управленческий состав и главный акционер (если он есть) должны понимать цели

проекта реструктуризации и поддерживать его внедрение, предоставляя достаточное количество ресурсов и принимая

своевременные решения;

соответствие ожиданий руководства и консультантов. Руководство предприятия должно понимать, каких

результатов можно  ожидать от деятельности консультантов  и как работать совместно с  ними. А консультанты должны

сделать все возможное для достижения конкретных результатов;

четко определенные цели и ожидаемые результаты проекта. Предварительный информационный запрос должен

детально определить результаты проекта так, чтобы они  были измеримы. Если по ходу внедрения  проекта одобренные

результаты изменялись, то эти изменения должны быть ясно отражены в документах и одобрены всеми участниками;

практический подход консультантов. Работа консультантов должна принести ощутимые результаты и

предпочтительно иметь совместную с менеджментом предприятия основу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реструктурирование  (restructuring) – это процесс внедрения структурных изменений в производственную

деятельность  предприятия для сохранения или  увеличения прибыльности под давлением  изменяющихся внешних

экономических условий.

Реструктуризация  обычно приводит к ликвидации убыточных  производств, созданию новых функциональных

служб, хозяйственному обособлению технологически мало связанных  друг с другом подразделений, концентрации

ресурсов и  усилий на стратегически перспективных направлениях.

Процесс организации  осуществления реструктуризации носит  достаточно универсальный характер, свойственный

реализации сложных  проектов.

Реструктуризация  является сложным и ответственным  делом для организации и ее руководства, поэтому большое

значение имеет  формирование адекватного внешним  и внутренним для организации  условиям бизнес-плана или

организационного  проекта.

Первым этапом и залогом успешности реструктуризации является комплексная бизнес-диагностика компании,

ориентированная на определение проблем компании, ее слабых и сильных сторон, места  компании на рынке и среди

конкурентов. Диагностика  должна дать количественную и качественную оценку состояния компании как целостного

организма по отношению  к внешнему бизнес-окружению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коротков, Э.М.  Антикризисное управление : учебник  / Э.М. Коротков. – М. : ИНФРА-М, 2000.

2. Кравченко,  В.Ф. Организационный инжиниринг : учебное пособие / В.Ф. Кравченко.  – М. : ПРИОР, 1999.

3. Мазур, И.И.  Реструктуризация предприятий и  компаний : справочное пособие / И.И.  Мазур, В.Д. Шапиро и др. –  М.

: Высшая школа, 2000.

4. Организационное  управление : учебное пособие. –  М. : ПРИОР, 1998.

5. Реформирование  предприятия. Типовая программа. Методические рекомендации. Опыт реструктуризации : сб.

документов. –  М. : Издательский центр "Акционер", 1998.

6. Тренев, В.Н.  Реформирование и реструктуризация  предприятия: Методика и опыт / В.Н. Тренев, В.А. Ириков и др.

– М., 1998.

7. Уткин, Э.  Бизнес-реинжиниринг / Э. Уткин. М. : ЭКМОС, 1998.

8. Сборник ситуационных  задач, деловых и психологических  игр, тестов, контрольных заданий,  вопросов для

самопроверки  по курсу "Менеджмент". – М. : Финансы  и статистика", 2000.

9. Виханский,  О.С. Практикум по курсу "Менеджмент" / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Гардарики, 1999.

10. Горемыкин,  В.А. Планирование предпринимательской  деятельности предприятия : методическое  пособие / В.А.

Горемыкин, А.Ю. Богомолов. – М. : ИНФРА-М, 1997.

11. Томпсон, А.А.  Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов / А.А.

Томпсон, А. Дж. Стрикленд ; пер. с англ. ; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

12. Инвестиционное  проектирование: практическое руководство

по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / под ред. С.И. Шумилина. – М. : АО "Финстатинформ", 1995.

13. Крылов, Э.И.  Анализ эффективности инвестиционной  и инновационной деятельности  предприятия / Э.И. Крылов,

В.М. Власова, И.В. Журавкова. – М. : Финансы и статистика, 2003.

14. Савицкая, Г.В.  Анализ хозяйственной деятельности  предприятия / Г.В. Савицкая. –  Минск : Новое знание, 2000.

Информация о работе Основы реструктуризации