Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических подходов, сложившихся при анализе факторов корпоративного управления, изучение новаций в сфере корпоративного управления в России и разработка прикладных рекомендаций в области корпоративного законодательства. В первой части исследования представлен теоретический обзор факторов, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления. Во второй части рассматриваются общие тенденции развития корпоративного управления в постсоциалистической экономике (влияние приватизации, роль «окопавшегося менеджмента» и др.), а также последние тенденции развития корпоративного сектора в России, в том числе в контексте особенностей национальной модели. В ходе приватизации в российской экономике возникли десятки тысяч экономических субъектов на основе корпоративной собственности. Корпоративное управление для России явилось принципиальной новацией.

Содержание

Введение
1. Факторы, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления
1.1 Стратегия российской приватизации
2. Современное состояние и возможные тенденции развития корпоративного управления в России
2.1 Государство и корпорации
2.2 Выбор возможной стратегии развития
2.3 Россия и ВТО
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.02 Кб (Скачать)

  

2.2 Выбор возможной  стратегии развития 

Несмотря на масштабные рыночные преобразования, российская экономика продолжает сохранять  все признаки ресурсоемкого экстенсивного  раз вития. Ведущую роль в структуре  экономики по-прежнему игра ют сырьевые и добывающие отрасли при довольно несбалансированном блоке отраслей обрабатывающей промышленности и недостаточно развитом секторе услуг. В СССР жизнеспособность такой структуры экономики обеспечивалась наличием крупнейших запасов минерально-сырьевых и энергетических ресурсов. Однако после распада СССР Россия уже не располагает такими запасами природных ресурсов. Например, в России практически нет запасов марганцевых и хромовых руд По расчетам Института экономики РАН, за последние 30 лет за пасы природных ресурсов сократились почти вдвое, поисково-разведочные работы практически не ведутся. Общеизвестно, что чрезмерная ориентация на внешний сырьевой рынок делает национальную экономику опасно зависимой от колебаний мировой конъюнктуры. Государству необходимо выбрать приоритеты в промышленной политике для различных отраслей. 

Выбор таких приоритетов  опирается на одну из трех основных стратегий развития. 

1.  Стратегия использования  природных ресурсов, которая широко  и довольно успешно используется  нефтедобывающими странами. Она  базируется на разработке и  экспорте углеводородного сырья  с привлечением иностранных инвестиций  и использованием полученных  доходов для повышения благосостояния  страны и развития отраслей, ориентированных  на внутренний рынок. 

2.  Стратегия «преследования»  (догоняющего развития) предполагает  освоение производства конкурентоспособной  продукции, выпускаемой ранее  в развитых странах. Дешевая  рабочая сила и более низкая  стоимость ресурсов позволяют  за счет ценовой конкуренции  закрепиться на рынках. Следующий  этап – переход к производству  более качественной и оригинальной  продукции. Этот путь прошли  Япония, Южная Корея и другие  страны Юго-Восточной Азии. Аналогичную  стратегию реализует в настоящее  время Китай. 

3.  Стратегия «передовых  рубежей», характерная для промышленного  развития США и ведущих стран  Европы, а в последние 25 лет  и для Японии, – это создание  новых технологий и продуктов  на основе достижений НТР, формирование  на этой базе спроса и новых  рынков. 
 

Для России выбрать  одну из вышеперечисленных стратегий  в «чистом виде» практически  невозможно из-за огромных различий между  секторами экономики и группами производств. Стратегия «передовых рубежей» может быть использована только для весьма ограниченного круга  наукоемких подотраслей в производстве некоторых видов вооружений, авиаракетной техники, в сфере космических  услуг, в атомной промышленности. Для подавляющего большинства отраслей российской промышленности более подходящими, скорее всего, являются основные принципы стратегии «догоняющего развития». При этом промышленная политика должна быть дифференцирована с учетом отраслевых особенностей, строиться индивидуально  для конкретной отрасли или производства. 

Для этого государство  должно играть более существенную роль в экономике, в том числе в  установлении благоприятных макроэкономических условий, обеспечении устойчивого  роста и развития. 

  

2.3 Россия и ВТО 

На наш взгляд, большое влияние на развитие корпоративного сектора в России окажет ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговоры о вступлении России в ВТО ведутся уже с 1995 г. Формально  ВТО – это институт, организующий правила игры на мировом рынке. ВТО  стала «наследницей» Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Основные надежды сторонников  вступления России в ВТО связаны  с тем, что встраивание России в систему мирохозяйственных  связей станет мощным импульсом общего развития экономики, основанного на импорте иностранного капитала и  техники. В то же время угрозы и  риски, связанные с форсированным  присоединением России к ВТО, весьма очевидны. В частности, присоединение  к ВТО ухудшит условия функционирования ряда секторов, ускоренное развитие которых  является критически важным для обеспечения  конкурентоспособности российской экономики. К ним в первую очередь  относятся станкостроение, авиационная  промышленность, автомобилестроение, сельское хозяйство и ряд других. А реализация таких условий, как  повышение цен на энергоносители до мирового уровня, сделает неконкурентоспособной 70–80% промышленной продукции, производимой российскими предприятиями. 

В то же время производители  экспортной продукции (черных металлов, химических товаров, лесоматериалов), которые испытывают прессинг антидемпинговых  процедур, рассчитывают с помощью  механизмов ВТО улучшить свои позиции  на соответствующих рынках. Фактически вступление или невступление в ВТО  означает выбор одного из двух путей  экономического развития страны. Первый путь базируется на расширении внутренних рынков и на укреплении позиций отечественных  товаропроизводителей на этих рынках. Второй путь опирается на расширение экспортного потенциала за счет интеграции российских производителей в транснациональные  технологические цепочки. За этими  подходами стоят разные представления  о ресурсах развития, способах повышения  конкурентоспособности, ее основных движущих силах и т.д. 

В любом случае присоединению  к ВТО должна предшествовать технологическая  модернизация и повышение конкурентоспособности  российской экономики, ее устойчивости к внешним воздействиям. Иначе  потери от вступления в ВТО перекроют  возможный эффект. 
 
 

Заключение 

Предсказать, что  произойдет в России в ближайшее  время, чрезвычайно рискованно. Развитие политической и экономической ситуации может принять различные направления, поскольку Россия продолжает испытывать глубокий системный кризис, в котором  политические и экономические элементы тесно взаимосвязаны. 

Но говоря о возможных  тенденциях развития корпоративного управления в России, необходимо понимать, что  оно определяется как макроэкономическими  факторами, так и социокультурными. Поэтому надо ставить задачу не построения рынка, а построения рыночного общества с соответствующей системой ценностей, установками жизнеустройства и  жизнепонимания. Игнорирование этого  обрекает на неудачу любые начинания. Например, в России национальные традиции и психология коллективизма не могли  быть трансформированы в законопослушный  индивидуализм, свойственный капитализму, за короткий период в несколько лет. Это означает, что шоковая терапия  была преждевременной. 

Принципиальный вопрос: что мы хотим построить – капитализм или общество, которое должно ликвидировать  недостатки всех предшествующих формаций? Четкий и обоснованный ответ на этот вопрос во многом определит и развитие корпоративного управления в России. Нужен ясный и принятый большинством членов общества проект – представление  о будущем жизнеустройстве и  о ведущем к нему пути. Пока такого проекта нет, мы практически ничего не строим, а живем инвестициями, сделанными в 1970–1980-е годы. Россия сейчас находится в состоянии перехода. Прежняя советская матрица уже  распалась, а новая еще не возникла. Мы не понимаем, что строить, зачем  и чего нам ждать от будущего. Это ситуация неопределенности, из нее надо как можно быстрее  выходить. И возможности для этого  есть. По данным социологических исследований, за последние 5 лет (2000–2004 гг.) в два  раза возросло число россиян, которые  причисляют себя к среднему классу, причем по своему самоощущению. Независимо от того, что зарплата у многих из них недотягивает до этого уровня, они ценят свой социальный статус в обществе, значимость своей профессии. Россия снизу движется по пути создания естественного рыночного хозяйства. Все большее количество людей  начинают понимать его правила, адаптироваться, а главное, находить для себя верную модель экономического поведения. Самое  важное сейчас уловить это движение наверху и сформировать идеологию  нового периода развития России –  идеологию, позволяющую осуществить  согласование интересов, сложение сил  и их мощный резонанс, когда есть и пассионарность отдельного человека, и пассионарность общества. Только на этих условиях может сформироваться эффективная российская модель корпоративного управления. 
 

Список использованной литературы 

  

1. Радыгин А., Сидоров  И. Российская корпоративная экономика:  сто лет одиночества? // Вопросы  экономики. 2000. №5. 

2. Мингазов X. Становление  новых организационно-хозяйственных  структур в российской индустрии  // Российский экономический журнал. 1993. №9–10. 

3. Андрефф В. Российская  приватизация: подходы и последствия. // Вопросы экономики. 2004. №6. 

4. Радыгин А. Внешние  механизмы корпоративного управления  и их особенности в России // Вопросы экономики. 2000. №8. 

5. Black В., Kraakman R., Tarassova A. Russian Privatization and Corporate Governance: What Went Wrong? – Stanford Law Review, 2000, vol. 52, p. 1786. 

6. Frydman R., Pistor K., Rapaczynski A. Investing in Insider – Dominated Firms. A study of Russian Voucher Privatization Funds. 

Porter M. The Competitive Advantage of Nations – N.Y., 1990. 

7. Полтерович В.  Институциональные ловушки и  экономические реформы // Экономика  и математические методы. 1999. Т. 35. №2. 

8. Радыгин А. Корпоративное  управление: ограничения, противоречия  и особенности регулирования  // Проблемы теории и практики  управления. 2004. №2. 

9. Кочетков Г.Б., Супян  В.Б. Корпорация: американская модель. – СПб., 2005. 

10. Олейник А. Институциональные  ловушки» постприватизационного  периода в России // Вопросы экономики. 2004. №6. 

11. Меморандум об  экономическом положении Российской  Федерации «От экономики переходного  периода к экономике развития».  Глава С. 5. – М., 2004. 

12. Интрилигейтар  М. Российская экономика еще  нуждается в структурных реформах // Проблемы теории и практики  управления. 2004. №3. 

13. Мораль как ресурс // Литературная газета. 2005. №26. 29 июня  – 5 июля.

Информация о работе Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации