ПР технологии в государственном и муниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение PR – технологий и проблем, связанных с их применением в государственном и муниципальном управлении.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить ключевые понятия PR – технологий;
- Изучить процесс формирования PR – технологий;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и особенности PR – технологий…………………………. 8
1.1. Ключевые понятия и задачи PR – технологий……………………..11
1.2. Формирование PR – технологий……………………………………18
1.3. Оценка эффективности PR – технологий…………………………..21
Глава 2. Основы государственного и муниципального управления………38
2.1. Организационно-функциональная структура государственного и муниципального управления………………………………………………………38
2.2. Место ПР в структуре государственного и муниципального управления…………………………………………………………………………46
2.3. Использование ПР – технологий в государственном и муниципальном управлении………………………………………………………………………….65
Глава 3. ПР – технологии в государственном и муниципальном управлении Пермского края……………………………………………………86
Заключение………………………………………………………………………..98
Список использованных источников и литературы………………………100

Работа содержит 1 файл

готовый диплом по ПР.doc

— 479.50 Кб (Скачать)


титул


Оглавление

 

С.

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность и особенности PR – технологий…………………………. 8

1.1.           Ключевые понятия и задачи PR – технологий……………………..11

1.2.           Формирование PR – технологий……………………………………18

1.3.           Оценка эффективности PR – технологий…………………………..21

Глава 2. Основы государственного и муниципального управления………38

2.1. Организационно-функциональная структура государственного и муниципального управления………………………………………………………38

2.2. Место ПР в структуре государственного и муниципального управления…………………………………………………………………………46

2.3. Использование ПР – технологий в государственном и муниципальном управлении………………………………………………………………………….65

Глава 3. ПР – технологии в государственном и муниципальном управлении Пермского края……………………………………………………86

Заключение………………………………………………………………………..98

Список использованных источников и литературы………………………100


ВВЕДЕНИЕ

 

«Public relations» (PR) в настоящее время является одной из самых известных и популярных тем обсуждения как в политических, так и в научных кругах общества. Это связано с созданием нового механизма взаимодействия власти и общественности на основе диалога, компромиссов, солидарности, согласования и гармонизации социальных интересов. В условиях демократии связь с общественностью является необходимым условием ее развития по определению самого понятия. Однако, в современных условиях проблемы политических технологий массовых коммуникаций, технологий избирательных кампаний, использование PR как средства политической борьбы вызывают в политологической мысли повышенный интерес и в ином смысле. Это объясняется, в первую очередь тенденциями развития общественного мнения в условиях кризисного развития. Исторический опыт показывает, что в тех случаях, когда власть чрезмерно дистанцировалась от людей, формировались такие узлы противоречий, которые трансформировались в социальные катаклизмы, нередко приводившие к насильственной ликвидации того или иного политического режима.

Системный кризис, затронувший все слои российского общества в 90-е годы, и не завершившийся до сих пор, оказал негативное влияние на общество в целом и на взаимоотношения его с властью в особенности. Это заставляет задуматься о том, как выглядит сегодня власть в глазах общества, чтобы своевременно принять меры по предотвращению возможных социальных конфликтов. Проблемное развитие демократической системы в современной России, возрастание роли PR-технологий в процессе манипуляции общественным сознанием, особенно так называемого «черного PR», дополнительно актуализирует данную проблему.

До 1991г. отечественная политологическая школа практически не занималась изучением технологий массовых информационных коммуникаций. Это было связано с тем, что советское государство еще находилось на индустриальном этапе своего развития, а роль PR возрастает именно в период развития постиндустриализма, вследствие бурного развития манипулятивных технологий, средств массовой информации, прежде всего электронных. Безальтернативность советской избирательной системы в стране не предусматривала профессиональную деятельность по продвижению кандидатов на политические посты. Использование СМИ по формированию и направлению информационного поля во внешнеполитической борьбе со странами Запада было сведено до неэффективной пропаганды, которая в принципе отличается от современных PR-технологий.

На современном этапе изучение PR-технологий в политическом процессе в России идет бурными темпами усилиями многих отечественных ученых. Появляются институты по изучению массовых информационных коммуникаций. Это связано, прежде всего, с тем, что рыночная система предусматривает повышенное внимание к продвижению брэндов, компаний и людей бизнеса с целью повышения лояльности покупателей к тому или иному товару. Это порождает повышенный интерес к развитию PR-технологий в бизнесе. Выборная система власти на различных уровнях порождает необходимость поиска аналогичных технологий для продвижения кандидатов и повышения лояльности электората к тем или иным личностям, политическим партиям, социальным и государственным институтам. Кроме того, можно отметить совершенствование информационных технологий как инструмента в политической борьбе с целью реализации национальных интересов одних стран в других.

Региональный аспект применения PR-технологий в политическом процессе является недостаточно изученной областью отечественной политической мысли. Особенно много вопросов при выявлении общих тенденций применения информационных технологий в ходе проведения избирательных кампаний в рамках федеральных округов. На наш взгляд, в действиях региональных властей в ходе тех или иных PR-кампаний, прослеживаются некорректные оценки, что приводит к определенным политическим последствиям.

Степень изученности темы.

Проблематика PR, технологический аспект применения технологий паблик рилейшенз в государственном и муниципальном управлении являются предметом исследования отечественной науки с конца 80-х, начала 90-х годов. В западной науке термин PR мы можем встретить гораздо раньше - принято считать, что появился он в 1807 г. в обращении третьего Президента США Джефферсона к конгрессу.

В 20-40-е годы XX в. наблюдается активное становление «public relations» как профессии и научной дисциплины. В 1923 г. выходит первая, посвященная PR-практике, книга Э.Л. Бернейза «Кристаллизуя общественное мнение» («Crystallizing public opinion»). Хотя развивавшаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских подходов, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы «паблик рилейшнз». В Германии складывалась особая концепция «паблик рилейшнз», трактовавшая связи с общественностью как инструмент интеграции общественных сил, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей.

Как уже говорилось, отечественная политическая мысль занялась проблемами PR-технологий лишь с 1991 г. с появлением альтернативных выборов. Как таковые серьезные школы внутри России еще только формируются, однако уже исследуется и разрабатывается целый ряд важнейших проблем политической науки в сфере PR – технологий и их применения в госуправлении.

Глубокий анализ проблемы PR и PR - технологий, его особенностей провели такие ученые как С.А.Марков, Г.Г. Почепцов, И.Б. Манн, которые утверждают, что PR - это самостоятельная область политической науки, занимающаяся организацией внешних связей, одной из сторон которых непременно является общественность, общественное мнение. Этим они прямо оппонируют школе С.Ф. Лисовского, которая приравнивает PR к рекламе и сводит все к ситуации выборов, чем очень сужает подход.

Важнейшей проблемой PR-технологий, изучаемой современной наукой является так называемый «черный» PR, исследованию которого посвятили свои работы такие видные специалисты как С.Ф. Лисовский, А.В. Пониделко, А.В. Лукашев, Г.Г. Почепцов, Ю.А. Деревицкий, О.Н. Карпухин, М.М. Григорьев. Лукашев и Пониделко в своем труде «Анатомия демократии, или Черный PR как институт гражданского общества» утверждают, что так называемые «грязные» технологии стали нормой общества в России и их применение вызвано общим падением морально-духовного уровня населения. Другие же специалисты, такие как А.В. Гусаковский и М.М. Григорьев, совершенно справедливо утверждают, что в случае выборов цель оправдывает средства, если эти средства не нарушают действующего законодательства, а значит, нет никакого «черного» или «белого» PR, есть лишь эффективные и неэффективные технологии предвыборной борьбы. Правда, есть еще такой немаловажный фактор как «чистота» технологий с морально-этической точки зрения, но здесь слишком высока размытость определения, как справедливо пишет в своих исследованиях С.Л. Слободнюк.

Целью данной работы является изучение PR – технологий и проблем, связанных с их применением в государственном и муниципальном управлении.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- Определить ключевые понятия PR – технологий;

- Изучить процесс формирования PR – технологий;

- Определить функциональную структуру государственного и муниципального управления, выявить в ней место PR – технологий;

- Изучить процесс использования PR – технологий в государственном и муниципальном управлении, в том числе на примере Пермского края;

Объектом исследования являются связи с общественностью в государственных и муниципальных структурах.

Предметом данного исследования являются PR- технологии и опыт из применения в государственном и муниципальном управлении.

Методологической основой исследования является ряд научных методов, характерных для гуманитарных наук, прежде всего системный и исторический методы изучения общественных явлений в их последовательном взаимообусловленном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего и выявлении общих взаимосвязей и закономерностей. также использовался научный метод, метод синтеза и научного анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что сделана попытка системного анализа применения PR-технологий в государственном и муниципальном управлении.

Структура работы. В соответствии с решением поставленных задач, работа состоит из введения, трех глав, включая шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ PR – ТЕХНОЛОГИЙ

 

Особое место в ряду современных технологий занимают коммуникативные технологии, представляющие собой разновидность информационных технологий. Их специфика определяется сущностными характеристиками социальной коммуникации, в том числе такими, как:

ее целенаправленный характер;

возможность разной степени активности получателя информации;

дискретность передаваемой информации;

ее предметность;

знаковая, символическая форма сообщений;

использование языка, избыточного по отношению к сообщению или акту коммуникации;

наличие единой информационно-коммуникативной среды;

возможность в процессе коммуникации оказывать влияние на коммуниканта;

возможность контролировать и корректировать результат коммуникации[1].

Указанные характеристики коммуникации позволяют рассматривать ее как определенную социальную деятельность, предполагающую возможность технологизации. Эмпирическим подтверждением этого может служить существование конкретных социальных форм коммуникации, к которым относятся, в частности, реклама и PR.

В настоящее время в теории PR предпринимаются лишь первые попытки дать определение категории «PR-технология». Многие авторы, как ученые, так и практики, широко применяют данное словосочетание. Однако вопрос о сущности этого понятия, о характеристиках PR-технологии, о критериях технологизации коммуникативных процессов остается открытым.

Первопроходцами в данной области можно считать отечественных ученых, В.Ф. Кузнецова и Д.П. Гавру.

В. Ф. Кузнецов определяет технологии связей с общественностью, как «совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности по организации связей с общественностью, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления в определенное время и в определенном месте… Технологии связей с общественностью устанавливаются лишь тогда, когда в процессе достижения цели складывается определенная последовательность операций, фиксирующая очередность применения определенных приемов и средств достижения конкретной цели. Технологии связей с общественностью – это и процесс применения приемов, направленных на достижение конкретной цели, и результат этот деятельности».

По мнению В.Ф. Кузнецова, PR-технологии, во-первых, представляют собой форму социальной инженерии, обусловленную свойствами действующего субъекта управления, его знаниями, опытом и настроем, духовными ресурсами и техническими компонентами. Во-вторых, PR-технологии могут также выступать в качестве средства информации, источника побуждения внутренних механизмов регуляции всей системы связей с общественностью и ее отдельных элементов. То есть, как элемент деятельности субъекта управления, выполняющий определенные функции, технологии связей с общественностью являются одним из механизмов самонастройки и самоорганизации этой области управленческой деятельности. В данном смысле технологии – не просто перечень оптимальных и эффективных действий, но и способ усиления контроля за процессом достижения целей, форма управления этой деятельностью.

Д.П. Гавра рассматривает PR-технологию как особый вид, частный случай социально-коммуникативной технологии, которая, в свою очередь, является частным случаем социальной технологии.

Социально-коммуникативная технология (СКТ) определяется Д.П. Гаврой как «опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально значимой задачи».

PR-технологию, как частный вариант СКТ, Д.П. Гавра определяет следующим образом: «PR-технология - это реализуемая средствами PR социально-коммуникативная технология управления внешними и внутренними коммуникациями базисного субъекта PR с его целевыми общественностями».

Таким образом, PR-технология – это реализуемая средствами PR социально-коммуникативная технология управления коммуникациями базисного субъекта PR c его целевыми общественностями, представляющая собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления в определенное время и в определенном месте.

Информация о работе ПР технологии в государственном и муниципальном управлении