Сравнительная характеристика ОАО, ООО и СПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Ораганизационно-правовая форма предприятия_________________ 5
1.1. Коммерческое предприятие______________________________________ 5
1.1.1.Коммандитное товарищество ___________________________________ 5
1.1.2.Полное товарищество__________________________________________7
1.1.3.Общества с ограниченной ответственностью______________________ 9
1.1.4.Общества с дополнительной ответственностью ___________________11
1.1.5.Закрытое акционерное общество________________________________12
1.1.6.Открытое акционерное общество_______________________________ 15
1.1.7. Производственные кооперативы________________________________17
1.1.8. Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения____ 18
1.1.9. Государственные предприятия на праве оперативного управления___20
1.2.Не коммерческие предприятия___________________________________21
1.2.1.Потребительские кооперативы _________________________________22
1.2.2.Общественные и религиозные кооперативы ______________________22
Глава 2. Общая характеристика предприятия__________________________24
2.1. Краткая характеристика ОАО «Восточный»_______________________ 24
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Восточный»___27
2.2.1 Земельные ресурсы и эффективность их использования на
предприятии_____________________________________________________ 27

2.2.2 Трудовые ресурсы и показатели их использования на предприятии__28
2.2.3. Анализ результатов хозяйственной деятельности_________________30
Глава 3. Сравнительная характеристика ОАО, ООО и СПК______________34
Заключение______________________________________________________39
Список используемой литературы___________________________________41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

     Закрытое  акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о  прибылях и убытках.

     Уставный  капитал закрытого акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций закрытого акционерного общества должна быть одинаковой. Минимальный уставный капитал закрытого акционерного общества должен составлять не менее 1000 МРОТ. 

     1.1.6.Открытое акционерное общество 

     Открытое  акционерное общество — форма организации публичной компании; акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Существует точка зрения, что в английском языке используется аббревиатура OJSC (Open Joint-Stock Company), хотя в действительности такая аббревиатура в английском языке используется исключительно переводчиками в качестве кальки при попытках перевода названий российских компаний на английский язык. Во главе предприятия — собрание акционеров.

     «Акционеры  открытого общества могут отчуждать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить  открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учётом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено» — это цитата из Ст. 7 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

     Поскольку открытое акционерное общество рассматривается  законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с закрытым акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.

     Основные  отличия между Закрытым Акционерным  Обществом (ЗАО) и Открытым Акционерным Обществом (ОАО):

  1. Число акционеров:
  • для ЗАО не более 50, если превысит, то ЗАО должно преобразоваться в ОАО;
  • для ОАО не ограничено.

     2. Преимущественное право на приобретение  акций, отчуждаемых акционерами общества:

  • для ЗАО акционеры пользуются преимущественным правом по цене предложения третьему лицу (похоже на распределение долей в ООО);
  • для ОАО преимущественное право не допускается.

     3. Распределение акций: 

  • для ЗАО среди учредителей либо заранее определенного круга лиц;
  • для ОАО распределение акций среди неограниченного круга лиц (открытая подписка).

     4. Уставный капитал:

  • для ЗАО от 10 000 рублей (100 МРОТ);
  • для ОАО от 100 000 рублей (1000 МРОТ).
 
 
 
 

     1.1.7. Производственные кооперативы. 

     Производственный  кооператив (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц.

     Порядок создания и дальнейшей деятельности производственных кооперативов регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «О производственных кооперативах»[1], а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

     Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном его Уставом. Общее число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с Уставом кооператива.

     Единственным  учредительным документом производственного  кооператива является Устав.

     Минимальный размер паевого фонда производственного  кооператива законом не установлен. Не менее 10 % своих паевых взносов члены кооператива обязаны внести до государственной регистрации кооператива, а оставшуюся часть — в течение одного года с момента регистрации. Взносы в паевой фонд могут быть внесены как денежными средствами, так и иным имуществом. Оценка паевого взноса в неденежной форме, превышающего 25000 рублей, должна быть произведена независимым оценщиком.

     Член  кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива.

     Высшим  органом управления в производственном кооперативе является общее собрание его членов, которое решает важнейшие  вопросы деятельности кооператива, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы кооператива — правление и/или председателя кооператива. Исполнительные органы руководят деятельностью кооператива между собраниями, решая вопросы, не отнесённые к исключительной компетенции общего собрания.

     Регистрацию производственных кооперативов осуществляют налоговые органы. Налоговым органам  необходимо сообщить информацию о регистрируемом предприятии: паспортные данные и ИНН (если есть) членов кооператива — физических лиц, сведения о составе исполнительных органов кооператива, сведения из единого государственного реестра юридических лиц об участниках — юридических лицах и копии их учредительных документов, наименование создаваемого кооператива, основные виды деятельности, сведения о размере, структуре и порядке оплаты паевого фонда, избранную систему налогообложения (общую, упрощённую), точный адрес местонахождения кооператива. 

     1.1.8. Государственные предприятия на  праве хозяйственного ведения. 

     Право хозяйственного ведения. - производное от права собственности вещное право юридических лиц — несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

     Право хозяйственного ведения появилось  в СССР в период перестройки, когда произошел поворот в сторону самостоятельности и хозяйственной независимости государственных предприятий. С 1 июля 1990 г. (вступление в силу Закона СССР"О собственности в СССР") государственные предприятия из оперативных управителей закрепленным за ними имуществом стали субъектами права полного хозяйственного ведения (ст. 24 Закона). Субъекты этого права, осуществляя его, должны были применять нормы о праве собственности, "если законодательными актами... не предусмотрено иное" (ч. 2 п. 1 ст. 24 Закона).[1]

     В настоящее время в России право  хозяйственного ведения предусмотрего главой 19 Гражданского кодекса РФ. Право хозяйственного ведения значительно уже права собственности. Ограничение прав титульного владельца (обладателя права хозяйственного ведения) идет по линии ограничения правомочий распоряжения и пользования, поскольку правомочия владения реализуются предприятием достаточно полно — оно закрепляет переданное имущество на своем самостоятельном балансе.

     Субъектами  права хозяйственного ведения могут  быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными и муниципальными предприятиями. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится "распределенным", обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

     Закрепляя имущество предприятием, собственник  передает ему часть своих полномочий. Вместе с тем в ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, т.е. государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению. (а. 3 п. 5 Пост. Плен. ВС РФ и Плен. ВАС РФ от 29.04.2010 г. 10/22)

     Говоря  о правомочии пользования, следует  отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Однако необходимо помнить, что собственник не может изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкций, т.к. он не наделен этим правом, а также правом передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Пост. Плен. ВС РФ и ВАС РФ №6/8).

     Определяя в ст. 294, 295 ГК правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает стороны права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон. 

     1.1.9. Государственные предприятия на  праве оперативного ведения. 

     Оперативное управление — ограниченное вещное право. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

     Правовую  форму закрепления имущества  за государственными организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 1930-х годов. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Право оперативного управления впервые получило законодательное закрепление в Основах гражданского законодательства СССР 1961 г.

     Гражданский кодекс РФ предусматривают, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению. Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Информация о работе Сравнительная характеристика ОАО, ООО и СПК