Теория экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:05, лекция

Описание работы

Классификация видов экономического анализа. Основные принципы экономического анализа. Метод экономического анализа и его характерные черты. Последовательность проведения финансового анализа.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………5
Глава 1. Научные основы экономического анализа ………………….…...6
1.1. Экономический анализ как наука и практика ………………………….6
1.2. Виды экономического анализа …………………………………………8
1.3. Принципы экономического анализа ………………………………….. 12
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………….14
Тесты по теме ………………………………………………………………...14

Глава 2. Метод и методика экономического анализа …………………….16
2.1. Метод экономического анализа и его характерные чер-ты……………16
2.2. Методика экономического анализа ………………………………….…17
2.3. Краткая характеристика технических приёмов (способов) анали-за.…20
2.4. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей …23
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………….26
Тесты по теме …………………………………………………………………27
Глава 3. Информационное обеспечение экономического анализа ……...29
3.1. Понятие об экономической информации и её значение ……………..29
3.2. Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база
анализа хозяйственной деятельности ………………………………...31
3.3. Подготовка исходных данных для анализа….. ………………………33
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………...34
Тесты по теме ……………………………………………………………….34
Глава 4. Способы обработки экономической информации в анализе
Хозяйственной деятельности ……………………………………….36
4.1. Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности ………….36
4.2.Способы приведения показателей в сопоставимый вид ……… …....37
4.3. Использование относительных, средних величин и группировок в анализе хозяйственной деятельности …………………………….…...40
4.4. Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности …...…..43
4.5. Способ табличного отражения аналитических данных …….…..…..44
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………..46
Тесты по теме ……………………………………………………………….46
Глава 5. Способы измерения влияния факторов в детерминированном и
стохастическом анализе ……………………………………………48
5.1. Понятие факторного анализа…………………………………………48
5.2. Виды факторных моделей и методы факторного моделирования…49
5.3. Способы элиминирования ……………………………………………51
5.4. Интегральный метод в анализе хозяйственной деятельности ……..58
5.5. Способы изучения стохастических связей ………………………….58
Вопросы для самоконтроля
Тесты по теме ………………………………………………………………60
Глава 6. Методика выявления резервов в анализе хозяйственной
деятельности …………………………………………………………63
6.1. Общие положения …………………………………………………….63
6.2. Принципы организации поиска и подсчета резервов ……………66
6.3. Методика определения и обоснования величины резервов ……... 67
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………71
Тесты по теме ……………………………………………………………...71
Решение тренировочных заданий …………………………………………...72
Тесты по дисциплине ………………………………………………………….73
Список рекомендованной литературы …………………………………….76

Работа содержит 1 файл

Теория экономического анализа лекции.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

4.      Аудиторский анализ – это, как правило, финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами, это экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия (его финансового состояния).

5.      Социально-экономический анализ  заключается в изучении  взаимосвязи  социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.

6.      Экономико-правовой анализ – проводят юридические службы предприятий и объединений.             

7.      Экономико-статистический анализ  проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

8.      Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

9.      Маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий или объединений для изучения  внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентноспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

10. Инвестиционный анализ проводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования.

11. Функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

 

II.По признаку времени различают:

1.      Перспективный (предварительный) анализ проводимый до осуществления  хозяйственных операций с прогнозными целями.

2.      Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводимый после совершения хозяйственных операций.

     Эти два вида анализа тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

     Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов.

     Наиболее типичные случаи прогнозного анализа:

     а) анализ проводят перед  составлением плана в  интересах подготовки исходной информации для планирования;

     б) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;

     в) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия.

     Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на:

      Краткосрочный прогнозный анализ (охватывает период до одного года);

      Долгосрочный прогнозный анализ (охватывает период свыше одного года).

      Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный -  стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй   подвид анализа менее  детализирован, чем первый, но его роль значительно выше.

      Ретроспективный анализ используется  для контроля за ходом хозяйственной деятельности предприятия, выполнением планов, для выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия.

     Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

      Оперативный (ситуационный) анализ, проводимый сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (час, смену, сутки, декаду) с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы. Рыночная  экономика характеризуется динамичность ситуаций в производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия,  во внешней среде. Поэтому в условиях рынка значение оперативного анализа повышается.

      Итоговый (заключительный) анализ проводимый за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для всестороннего изучения  хозяйственной деятельности предприятия.

 

III. По пространственному признаку выделяют:

1.      Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;

2.      Межфирменный анализ изучает деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.

 

IY.По методике изучения  объектов анализа различают:

1.      Количественный анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных фактов  в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);

2.      Качественный анализ  - основан на качественных сравнительных  характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;

3.      Факторный (причинный) анализ  - это анализ направленный  на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя.

4.      Сравнительный анализ – это анализ основанный на сравнении анализируемых (отчетных, прогнозных) экономических показателей с соответствующими показателями плана, донными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли. В его рамках выделяют горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы.

5.      Диагностический анализ (экспресс-анализ) – основан на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам характерным для данного нарушения.

К примеру, если коэффициент текущей ликвидности значительно больше двух, то это говорит о низкой инвестиционной активности предприятия; или если темпы роста объема выпуска товарной продукции  выше темпов роста объема реализованной продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).

            Знание признака позволяет быстро и довольно  точно установить характер происходящих процессов , не производя дорогостоящих фундаментальных исследований.

6.      Фундаментальный  анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явление и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

7.      Маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи  объема продаж (производства), себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

 

 

   Y.  По субъектам (пользователям анализа различают:

1.      Внутренний анализ проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

2.      Внешний анализ  проводится на основании финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами предприятия, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

 

    YI. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

1.      Сплошной анализ  заключающийся в исследовании всех без исключения объектов;

2.      Выборочный анализ заключающийся в исследовании  только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений  по результатам анализа.

 

    YII.По содержанию программ анализ может быть:

1.      Комплексным анализом – анализом объединенным единой целью, при котором деятельность предприятия изучается всесторонне;

2.      Локальным анализом – при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;

3.      Тематическим анализом – при котором анализируются отдельные стороны деятельности предприятия. 

 

    YIII. По периодичности проведения анализ делится на:                           

1.      Периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный;

2.      Непериодический анализ.     

 

    Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике проведения.

    На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде используются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо, На каждом уровне управления ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа.

1.3.           Принципы экономического анализа

      Основными принципами экономического анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократичность и др.  Кратко остановимся на основных их них.

    1. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы  экономических исследований.

    2. Анализ должен базироваться  на государственном подходе, т.е. оценивая определенные  проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству. 

     3. Анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать  все звенья и все стороны деятельности предприятия, всесторонне изучать  причинные зависимости в экономике предприятия.

     4. Обеспечение системного подхода к анализу, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

     5.Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной информации, а его выводы должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

    6. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты. Из этого принципа вытекает то, что результаты анализа должны иметь практическую применимость.

    7.Анализ должен проводиться систематически, по  намеченному плану (программе).

     8.Анализ должен быть оперативным.

     9. Демократизм анализа, предполагающий участие в проведении его широкого круга работников предприятия, то обеспечивает более полное выявление внутрихозяйственных резервов 

    10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

    Данными принципами следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.

 

      Вопросы для самоконтроля.

1.      Понятие и содержание экономического анализа.

2.      Предмет и объект (область) экономического анализа.

3.      Классификация экономического анализа:

а.  по отраслевому признаку;

б. по признаку времени;

в. по функциональному признаку;

г. по методике изучения объектов;

д. по субъектам (пользователям) анализа.

4.      Принципы экономического анализа.

 

     Тесты по теме.

1.      Понятие «экономический анализ» включает в себя:

а)  собственно «анализ»;

б) «анализ» и «синтез»;

в) «анализ», «синтез» и «группировка».

2.      Предметом экономического анализа является:

  а) исследование экономических результатов деятельности предприятия;

  б) распределение прибыли;

  в. аналитическое обеспечение принятия управленческих решений;

  г) все вышеперечисленное.

3.      Областью (объектами) экономического анализа являются:

  а) исследование финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности;

  б) исследования эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

       в) хозяйственная деятельность предприятия и его подразделений;

       г) все вышеперечисленное

4.      Теория экономического анализа – это

а) отраслевой экономический анализ;

б) межотраслевой экономический анализ;

в) все вышеперечисленное.

5.      В ходе финансового анализа исследуют:

Информация о работе Теория экономического анализа