Теория экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:05, лекция

Описание работы

Классификация видов экономического анализа. Основные принципы экономического анализа. Метод экономического анализа и его характерные черты. Последовательность проведения финансового анализа.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………5
Глава 1. Научные основы экономического анализа ………………….…...6
1.1. Экономический анализ как наука и практика ………………………….6
1.2. Виды экономического анализа …………………………………………8
1.3. Принципы экономического анализа ………………………………….. 12
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………….14
Тесты по теме ………………………………………………………………...14

Глава 2. Метод и методика экономического анализа …………………….16
2.1. Метод экономического анализа и его характерные чер-ты……………16
2.2. Методика экономического анализа ………………………………….…17
2.3. Краткая характеристика технических приёмов (способов) анали-за.…20
2.4. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей …23
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………….26
Тесты по теме …………………………………………………………………27
Глава 3. Информационное обеспечение экономического анализа ……...29
3.1. Понятие об экономической информации и её значение ……………..29
3.2. Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база
анализа хозяйственной деятельности ………………………………...31
3.3. Подготовка исходных данных для анализа….. ………………………33
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………...34
Тесты по теме ……………………………………………………………….34
Глава 4. Способы обработки экономической информации в анализе
Хозяйственной деятельности ……………………………………….36
4.1. Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности ………….36
4.2.Способы приведения показателей в сопоставимый вид ……… …....37
4.3. Использование относительных, средних величин и группировок в анализе хозяйственной деятельности …………………………….…...40
4.4. Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности …...…..43
4.5. Способ табличного отражения аналитических данных …….…..…..44
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………..46
Тесты по теме ……………………………………………………………….46
Глава 5. Способы измерения влияния факторов в детерминированном и
стохастическом анализе ……………………………………………48
5.1. Понятие факторного анализа…………………………………………48
5.2. Виды факторных моделей и методы факторного моделирования…49
5.3. Способы элиминирования ……………………………………………51
5.4. Интегральный метод в анализе хозяйственной деятельности ……..58
5.5. Способы изучения стохастических связей ………………………….58
Вопросы для самоконтроля
Тесты по теме ………………………………………………………………60
Глава 6. Методика выявления резервов в анализе хозяйственной
деятельности …………………………………………………………63
6.1. Общие положения …………………………………………………….63
6.2. Принципы организации поиска и подсчета резервов ……………66
6.3. Методика определения и обоснования величины резервов ……... 67
Вопросы для самоконтроля ………………………………………………71
Тесты по теме ……………………………………………………………...71
Решение тренировочных заданий …………………………………………...72
Тесты по дисциплине ………………………………………………………….73
Список рекомендованной литературы …………………………………….76

Работа содержит 1 файл

Теория экономического анализа лекции.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

    Трендовый (динамический, прогнозный) анализ – это разновидность горизонтального анализа, имеющая своей сутью сравнение разновременных показателей за ряд анализируемых периодов (более двух)  и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей.

     Вертикальный (структурный) анализ- это определение и  исследование структуры итоговых показателей принятых за 100% (или за 1,0) (например, определение удельного веса статей в валюте баланса) и выявление  изменение каждой позиции по сравнению с предыдущими периодами.

      В зависимости от масштаба охвата объектов сравнительным анализом различают одномерный и многомерный сравнительный анализы.

     При одномерном сравнительном анализе сопоставление производят по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

     С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей. Он обычно практикуется при  проведении комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия.

     Чтобы сравнение было эффективно необходимо обеспечить сопоставимость  показателей по методике их исчисления, единицам измерения, временным периодам, исходным условия производства и т.д.

 

4.2.  Способы приведения показателей в сопоставимый вид

    Обеспечение сопоставимости показателей  важное условие проведения сравнения, так как сравнивать можно только качественно однородные величины.  Сопоставимость необходимо обеспечивать особенно если сравнению подлежат разные анализируемые периоды, разные предприятия.

     Несопоставимость показателей может быть вызвана:

      изменением стоимостных, качественных и структурных факторов;

      разными отрезками времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;

      неодинаковыми исходными условиями деятельности (техническими, природными, климатическими и т.п.);

      разной методикой расчета показателей и т.д.

    Для обеспечения сопоставимости показатели приводятся к единой базе.

    В первую очередь  нейтрализуют влияние на величины анализируемых показателей ценового фактора, изменяющегося под воздействием  инфляции.

    Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах: ценах отчетного (анализируемого) периода или в ценах одного из предыдущих периодов.

     Для пересчета  используют индекс цен. Индекс цен (iq) – это  один из индивидуальных индексов (другие индивидуальные индексы: индекс физического объема продукции, себестоимости, трудоемкости и т.д.), рассчитываемый по формуле:

    

    I q = p1 : p o ;

   Где: ро, р1 – соответственно цены определенного вида продукции в базис-

                        ном и отчетном периоде.

 

    Он  характеризует изменение цены определенной продукции в текущем (отчетном, анализируемом) периоде по сравнению с базисным (прошлым) периодом.

    Для того, чтобы определить величину стоимостного показателя анализируемого (отчетного) периода в ценах базисного периода, необходимо его величину  разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов и если наоборот, то умножить на произведение индексов цен.

    Если при анализе речь идет о стоимости валовой, товарной или реализованной продукции, то для приведение их величин к сопоставимому виду может применяться индивидуальный индекс стоимости продукции, рассчитываемый по формуле:

 

    ВП =   q1 po :  qo  po;

Где: qo, q1 – физический объем производства определенного вида продукции        

                      соответственно в базисном и отчетном году;

         po – цена  определенного вида продукции в базисном периоде.

 

      Многие показатели могут несопоставимы из-за объемного быть фактора. Чтобы сравнить сумму затрат на производство продукции в базисном периоде Σ(q о со) с соответствующими затратами в отчетном периоде Σ(q 1 с1), необходимо нейтрализовать влияние объемного фактора. Для этого сумму затрат базисного года пересчитывают на фактический объем производства продукции  отчетного года Σ  ( q1 со) и после этого сравнивают с фактической суммой затрат.

 

       I z = Σ (q1 co) :Σ (q1 co);

 

    Для нейтрализации воздействия качественного фактора обычно объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество.

    Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо физический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:

 

         ТПо = Σ ( Q общ.о х Удiо х Цiо );

 

         ТПусл = Σ (Q общ.1 х Удiо х Цiо ) ,

 

    Где:  Q общ. – общий объем производства продукции;

            Удi  - удельный вес i–го вида продукции в общем ее выпуске;

             Цi  - цена  i-го вида продукции. 

                                                                                                                  Таблица

                    Объем и структура производства продукции

  Вид продукции                                          

  Цена, тыс. руб.

Объем производства, ед

план           факт

 

Удельный вес

 

      план         факт

        А

            30

  5000        5400

   О,5             0,6

         Б

              6

  5000        3600

    0,5             0,4

Всего

              -

10 000      9000

    1,0             1,0

 

      ТП пл = 10 000 х 0,5 х 30 + 10 000 х 0,5 х 6 = 180 000 (тыс. руб.);

      ТП усл = 9000 х 0,5 х 30 + 9000 х 0,5 х 6 = 162 000 (тыс. руб.).    

 

   Из примера видно, что после преобразования структура и  цены стали одинаковы, а разным остался только общий выпуск продукции, это позволяет правильнее оценить прирост физического объема выпуска продукции.

    Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть обеспечена применением вместо абсолютных величин средних или относительных величин.

     Например, несравнимы такие абсолютные показатели как объем производства товарной продукции и  прибыль от продаж, если не учесть производственную базу  (активы) предприятия. Для обеспечения сопоставимость в этом случае можно вместо абсолютных показателей рассчитать относительные, к примеру относительные показатели: «объем производства на одного работника»   и  «сумма прибыли на рубль активов».

      Важное значение в вопросе обеспечения сопоставимости показателей имеет соответствие методик расчета сравниваемых показателей. Например, рентабельность продукции можно рассчитать по  валовой прибыли, по прибыли от продаж, чистой прибыли; по производственной себестоимости проданной продукции или по полной себестоимости. Фондоотдача может быть исчислена по всем основным фондам, по основным производственным фондам или  по их активной части; по товарной, валовой или реализованной продукции. Нужно иметь ввиду, что несоответствие методик может не только исказить результаты сравнения, но и вообще изменить их смысл.

    В сельском хозяйстве, поставляющем сырье для  предприятий пищевой промышленности, важно обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей по природно-климатическим условиям.

    Для обеспечения сопоставимости добиваются также однородности сравниваемых составляющих. Например, нельзя сравнивать  показатели цеха с показателями предприятия в целом, себестоимость товарной и себестоимость реализованной продукции, валовую прибыль и чистую прибыль и т.д.

 

4.3. Использование относительных и средних величин в АХД

     Первичными показателями, характеризующими объект экономического анализа являются абсолютные показатели.

   Экономические показатели в форме абсолютных величин характеризуют абсолютные размеры анализируемых  процессов и явлений: стоимость,  их массу, объем, площадь и т.д. безотносительно к размеру других явлений.

    Абсолютные экономические показатели всегда являются именованными числами, они выражаются в натуральных, стоимостных или трудовых единицах измерения.

    В условиях рынка наибольшее значение имеют стоимостные показатели, дающие денежную оценку экономическим явлениям и процессам. Они наглядно   дают оценку исследуемого явления, но подвержены влиянию инфляции, характеризуют размер явления, но нее дают оценку эффективности использования ресурса.

     Относительные показатели, вторичны, отражают  результат от деления одного абсолютного показателя на другой.

     Все используемые в аналитической практике относительные показатели подразделяют на следующие виды:

      динамики;

      плана;

      реализации плана;

      структуры;

      координации;

      интенсивности;

      сравнения;

      эффективности.

    Относительный показатель динамики (ОПД)  представляет собой отношение уровня исследуемого процесса или явления за анализируемый (отчетный период времени к уровню этого же процесса или явления в прошлом:

 

                                 Текущий (отчетный) показатель

      ОПД =------------------------------------------------------------------- ;

                          Предшествующий или базисный показатель

 

    Его величина показывает, во сколько раз текущий (отчетный) уровень превышает предшествующий (базисный) или какую долю последнего составляет. Его называют обычно темпом роста.

      Все субъекты финансово-хозяйственной сферы, начиная от малых предприятий и заканчивая крупными концернами, в той или иной степени осуществляют перспективное планирование своей деятельности, а также  сравнивают фактически достигнутые результаты с плановыми. Для этой цели используются относительные показатели плана (ОПП) и реализации плана  (ОПРП):

                         Показатель, планируемый на (i +1) период          

            ОПП =  ------------------------------------------------------ ;

                         Показатель достигнутый в   i-м периоде

 

                            Показатель, достигнутый в (i+1) периоде

             ОПРП =------------------------------------------------------ .

                             Показатель, планируемый на (i+1) период

 

    Между относительными показателями плана, реализации плана и динамики существует следующая взаимосвязь:

 

             ОПП : ОПРП = ОПД.

Информация о работе Теория экономического анализа