Адаптация к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение состояния педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста (6-7 лет).
Предметом исследования являются особенности дошкольной адаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе………………….5
1.1.Учение об адаптации: понятие, теории, школы…………………………….5
1.2.Психологическая готовность ребенка к школе……………………….…...11
1.3.Особенности обучения математике детей 6-7 лет…………………………15
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе……………………………………………………………………………..20
2.1.Организация исследования………………………………………………….20
2.2.Анализ результатов……………...…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Адаптация к школе.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Так же в диагностирующих группах  оказались и дети «изолированные». В первой и второй группе количество таких детей составило по 16% – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям (Рис. 3).

      Для выявления особенностей характера  межличностных взаимоотношений  в группах был проведен сравнительный  анализ.

     Сравнивались  результаты групп по уровню КБВ (коэффициент  благополучия взаимоотношений) и ИИ (индекс изолированности), позволило  обнаружить различия данного параметра. В первой группе он составляет 68% детей, во второй группе – 40% детей. Это говорит о том, что большинство детей первой группы находятся в благоприятной статусной категории. В то же время, анализ результатов индекса изолированности показывает, что в первой группе детей имеющих такой статус, значительно меньше, чем во второй группе. Их соотношения равны: первая группа – 32%, вторая группа – 60%. Таким образом, можно констатировать, что индекс изолированности действительно отражает существенные качественные характеристики внутригрупповых процессов (Рис. 4).

     

     Рис. 4. Сравнительный анализ результатов  групп по КБВ и ИИ 

     В первой группе диагностируемых, взаимный выбор встречался чаще, что свидетельствует  о социально – психологической  благополучной выводом. Во второй же группе это было в единичном случае.

     Рассмотрим  результаты методики «Рукавички» (Рис. 5).

     Рис. 5. Сравнительный анализ результатов, методики «Рукавички» 

     Из  диаграммы, мы видим, что наличие  положительного роста факторов в  первой группе детей, отмечается по всем отслеженным показателям, причем, по первому и третьему на 100%. Во второй группе детей, отсутствует четвертый показатель - отношение к результату деятельности как к своему, так и партнера, а в первой группе он составляет 52%. Здесь вероятно проявляется привычка ожидания более компетентной оценки со стороны взрослого, а не со стороны сверстников. Важность оценки и умение ее делать, проявляется достаточно ярко, в первой группе детей, так как отношения в микросреде самой группы более разнообразны и демократичны.

     Отметим, что у детей первой группы общение  со сверстниками отличается от общения  детей второй группы. Например, в  игре наблюдается активное использование  когнитивных моментов общения –  приведение примеров, доводов, показывающих необходимость выполнения определенных действий, в общении с детьми преобладают эмоциональные способы воздействия: использование активных действий, сильных звуков, движений. Вероятно, этот прием ребята наблюдали у взрослых и, скопировав, удачно им пользуются.

     Значительный  рост коммуникативных навыков и  умений, свидетельствует о том, что  дети, в условиях детского сада имеют  больший круг общения, чем  в группе кратковременного пребывания. Дети при  постоянном психолого-педагогическом сопровождении воспитателей, приобщаются к самостоятельности, целенаправленно приобретают опыт взросления через призму социального опыта старших, удачнее адаптируются к возникающим ситуациям.

     По  результатам данных диагностик можно  сделать вывод: что дети, посещающие детский сад обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали адекватные модели поведения в среде сверстников. Дети, посещающие группы кратковременного пребывания в силу слабости и краткости социальных контактов, не испытывают дружеских привязанностей, заинтересованности в партнере, а значит не вполне овладевают моделями сотрудничества со сверстниками.

     4.Анализ  диагностики особенностей  самооценки детей  дошкольного возраста.

     Рассмотрим  анализ методики «Лесенка». Были получены следующие результаты, так 24% детей первой группы и 32% детей второй группы имеют неадекватно завышенную самооценку. Эти дети не раздумывая, ставили себя на самую высокую ступеньку; считали, что мама и воспитатель оценивают его также, аргументировали свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший – это мама так сказала».

     8% и 16% детей первой и второй  группы имеют завышенную самооценку, после некоторых раздумий и  колебаний, ставили себя на  самую высокую ступеньку, называли  какие-то свои недостатки и  промахи, но объясняли их внешними, независящими от него, причинами, считали, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

     Адекватную  самооценку имеют 64% детей первой группы и 40% детей второй группы. Обдумав задание, дети ставили себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняя свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считали, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

     С заниженной самооценкой в диагностирующих группах были 5% детей первой группы и 10% детей второй группы. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняли либо ссылались на мнение взрослого: «Мама так сказала», (Рис. 6).

      

     Рис. 6. Сравнительный анализ результатов, самооценки детей исследуемых групп

     На  основе результатов, можно сделать  вывод о том, что различия между  показателями адекватной самооценки детей  исследуемых групп (64% и 40%), можно  объяснить тем, что для оценки поведения взрослый дает ребенку  «точку отсчета», а в детском саду в результате совместной деятельности и общения с другими людьми, ребенок познает важные ориентиры поведения. Тогда как для детей второй группы большее значение имеет оценка родителей, а не воспитателей, что несколько деформирует адекватность  самооценки.  

     Заключение 

     Социально-психологическая  адаптация представляет собой процесс  активного приспособления, в отличие  от физиологической адаптации, которая  происходит  как бы автоматически. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе, чтобы адаптироваться, необходимо  приложить специальные усилия.

       Отношения  со средой, к которой   надо приспосабливаться, здесь  иные. Педагогу надо помочь детям  адаптироваться  в новых социальных  условиях. Но адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым  для них воспитанникам, а родителям - к своему ребенку, который  теперь стал школьником. Первоначальный  этап  пребывания  в школе  как раз и есть  период  социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Результат адаптации - адаптированность, которая  представляет  собой систему  качеств  личности, умений и навыков, обеспечивающих успешности  последующей  жизнедеятельности.

     Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы  взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали  конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка  должен быть  благоприятный статус в группе сверстников. Неправильные  методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения  учителя  подготовительного класса, конфликты между родителями и учителем  первого класса - все это затрудняет  вхождение  ребенку  в новую полосу жизни.

     В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой  сложную науку, которая может  вызвать определенные трудности  во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

     И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального  развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

     Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

     Сопоставив  и обобщив данные, полученные в  ходе комплексного исследования можно  сделать вывод о том, что дети из обычных семей обусловлены  наличием системы взаимодействий, дополняющих  и изменяющих социальный опыт ребенка, обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника. Согласно данным, у детей из обычных семей лучше развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, проводящие дошкольные годы дома. Было обнаружено, что чем дольше пребывает ребенок в детском саду, тем больше времени он проводит, участвуя в социальной деятельности, конструктивной игре, а не сидит без дела или наблюдает за игрой других. 

     Список  использованной литературы 

1.Аникеева  Н.П. Психологический климат в  коллективе. – М.: Просвещение, 2007.-562с.

2.Аникеева  Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А.  Режиссура педагогического взаимодействия. – М.:ЮНИТИ,2006.-561с.

3.Венгер  Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология.-М.: Просвещение,2008.-435с.

4.Взаимосвязь  познавательной и социальной  активности младшего школьника  / Отв. ред. С.П. Баранов. –  М.: МГПИ,2008.-486с.

5.Возрастная  и педагогическая психология: Хрестоматия  / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин,  А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2008.-568с.

6.Возрастная  психология: Личность от молодости  до старости: Учебное пособие  для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В.  Орлова. – М.: Педагогика, 2007.-472с. 

7.Воспитание  и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой.-М.:Просвещение, 2006.-558с.

8.Выготский  Л.С. Педагогическая психология. – М.:Педагогика, 2007.-636с.

9.Выготский  Л.С. Психология. – М.:ЭКСМО, 2006.-708с.

10.Ерофеева  Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М. Просвещение,2007.-492с.

11.Выготский  Л.С. Воображение и творчество  в детском возрасте. – М.:Луч, 2006.-447с.

12.Зак  А.З. Развитие интеллектуальных  способностей у детей 6–7 лет.:М.:ПРОСПЕКТ, 2006.-456с.

13.Зак  А.З. Развитие умственных способностей  младших школьников.-М.:ЗЕРЦАЛО,2007.-631с.

14.Практическая  психология образования / Под.  ред. Дубровина И.В.-М.: Просвещение, 2006.-408 с.

15.Ромм  М.В. Адаптация личности в социуме.  Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука, 2006.-475с.

16.Руденский  Е.В. Концептуальные основы психологии  адаптирующейся личности. – Новосибирск,  Ин-т психологии личности, 2008.-395с.

17.Сай  М. К.,Удальцова Е.И. Математика  в детском саду.-М:ЮНИТИ,2006.478с.

18.Сербина Е. В.Математика для малышей.-М.:Просвещение,2007.-580с.

19.Формирование  элементарных математических представлений  у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра.-М.: Просвещение,2008.-403с

20.Эльконин  Д.Б. Особенности психического  развития детей 6–7 летнего  возраста. – М.6Академия,2008.-457с. 
 
 
 
 

Информация о работе Адаптация к школе