Адаптация к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение состояния педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста (6-7 лет).
Предметом исследования являются особенности дошкольной адаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе………………….5
1.1.Учение об адаптации: понятие, теории, школы…………………………….5
1.2.Психологическая готовность ребенка к школе……………………….…...11
1.3.Особенности обучения математике детей 6-7 лет…………………………15
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе……………………………………………………………………………..20
2.1.Организация исследования………………………………………………….20
2.2.Анализ результатов……………...…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Адаптация к школе.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

       В группах детей дошкольного  возраста существуют достаточно  прочные избирательные отношения.  Дети начинают занимать разное  положение среди сверстников:  одни более предпочитаемы для  большинства детей, а другие  – менее. 

     Обычно  предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Однако более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая в отличие от лидерства не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

     Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника  в группе сверстников, зависит последующий  путь его личностного и социального  развития.

     Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Поэтому в нашем исследовании, была взята методика социометрического исследования «Два домика».

     Диагностика с дошкольниками проводилась  индивидуально. В присутствие ребенка  были нарисованы два домика черным и красным карандашом. Один из них  побольше - красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Затем ребенку давалась инструкция.

     Результаты  фиксировались с помощью протоколов. Далее результаты вносились в  сводную таблицу. Напротив фамилии  каждого ребенка отмечалось количество случаев, когда его выбирали сверстники и случаи когда он был ими не выбран.

     С целью изучения отношений детей  со сверстниками и коммуникативных  умений, была использована методика, которая  проводилась в виде игры «Рукавички».

     Для проведения были вырезаны из бумаги рукавички  с различными не закрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствовало числу пар участников. Каждому ребенку давалась одна вырезанная из бумаги рукавичка, и предлагалось найти свою пару - рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны были как можно быстрее и (главное) одинаково раскрасить рукавички, при этом каждой паре давалось только три карандаша разного цвета.

     3. Диагностика самооценки ребенка.

     Для получения более полной картины  уровня социально-психологической  готовности ребенка к школе и  подтверждения ранее полученных результатов была использована методика «Лесенка» с целью изучения уровня самооценки. Ребенку показывали рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняли инструкцию.

     При анализе результатов, прежде всего, мы обращали внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Позитивным признаком считалось, если дети ставили себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие».

     В любом случае это должны быть верхние  ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек, (а уж тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

     Это может быть связано с отвержением  или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается личность ребенка. При этом у ребенка развивается установка, что он или вовсе недостоин любви, или что его любят только за его соответствие определенным требованиям (выполнить которые ребенок порой не в состоянии). 

     2.2.Анализ  результатов 

     1.Анализ  диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому.

     Были  получены следующие результаты - дети первой группы не испытывают серьезные  трудности в общении, обусловленные  негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым, а  у второй группы данного показателя – 12 % детей.

     36 % детей первой группы и 48 % детей  второй группы, испытывают  трудности  в общении обусловленные не  отношением к взрослому, а конкретной  ситуацией или недостатками воспитания.

     У 64% детей первой группы и у 40% детей  второй группы, проявляются некоторые индивидуальные особенности, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения (Рис.1). 

     Рис. 1. Сравнительный анализ результатов  анкеты для родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому» 

     Из  сравнительного анализа следует, что дети первой группы меньше испытывают трудности в общении с чужими взрослыми, чем дети второй группы, так как дети, которые находятся в детском саду, имеют большее социальное окружение, чем домашние дети.

     2.Рассмотрим  результаты рисуночных тестов. Анализ первой серии «Мой воспитатель» проводился по  двум разделам.

     Первый  раздел – анализ собственно рисунка  «Мой воспитатель», его  графических  особенностей - рисунки детей первой и второй группы в большинстве  случаев были выполнены в виде портрета, так как именно в этом возрасте предпочтение отдается портретному стилю изобразительной деятельности.

     Анализируя  рисунки детей, с позиции проявления отношения к воспитателю, дети первой группы выполнили рисунок с удовольствием, старательно и использовали яркие краски и фон, тщательно выполняли прорисовку линий. Дети, второй группы, рисовали быстро, небрежно тем самым, выражая нежелание к выполнению задания, и только некоторые дети выполнили рисунок старательно. Дети в основном использовали темные тона и фон, тщательность прорисовки линий не прослеживалась.

     Следующий анализ рисунков был проведен с позиции  восприятия детьми разных сторон деятельности воспитателя. Изображение воспитателя  первой группы детей были выполнены  как в виде портрета, так и в  бытовом жанре (на прогулке, на занятии, во время совместной игры) – это говорит о том, что дошкольники интересуются не только личностными качествами воспитателя, но и его профессиональной деятельностью. Некоторые дети этой группы в своих рисунках «надевали на воспитателя корону», что говорит о проявлении некоторой демонстративности своего отношения к воспитателю. У детей второй группы рисунки были выполнены в одном стиле – в виде портрета, это говорит о том, что дети любят больше общаться с воспитателем, воспринимают его личностные качества, а не его профессиональную деятельность.

     Дети  второй группы затруднялись рисовать воспитателя, поэтому изображали других людей: воспитателя предшкольного  образования,  учителей дополнительного  образования (секции, кружков), некоторые дети рисовали своих родителей.

     Второй  раздел – был посвящен анализу  ответов детей. Детям после завершения рисунка задавались вопросы: «Кто тут  нарисован? Почему? Что он (она) делает?».

     Мы  разделили ответы детей по категориям мотивов общения – деловые, познавательные и личностные. Были получены следующие результаты: деловые мотивы общения со взрослым, характерны 44% детей первой группы, а детям второй группы 16%. Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать.

     Познавательные  мотивы общения  со взрослым,  характерны 32% детей первой группы и 36% детей второй группы. Познавательный мотив возникает в процессе удовлетворения потребности, в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.

     Личностные  мотивы общения со взрослым, характерны 24% детям первой группы и 48% детей  второй группы. Личностные мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью (Рис. 2). 

 

     Рис. 2. Сравнительный анализ, мотивов  общения детей с воспитателем 

     Сравнительный анализ, показал, что у 44% детей первой группы преобладают деловые мотивы в общении, что говорит о способности к сотрудничеству, игре со взрослым, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. А у детей второй группы преобладают личностные мотивы общения 46%, это говорит о том, что дети, не посещающие детский сад, видят во взрослом только его личностные качества.

     Рассмотрим  результаты второй серии  рисунков «Моя семья».

     Отметим, что диагностируемые дети рисовали реально существующих членов семьи, это говорит о том, что дети воспитываются в полных, самодостаточных, не ущербных семьи.

     Анализируя  содержательную сторону рисунков, отметим, что дети первой группы рисовали семью  в полный рост, рисовали себя рядом с родителями, держащимися за руки, это говорит о тесной эмоциональной связи. Сюжеты рисунков были различны, например: отдых с родителями на природе, в гостях, дома. Дети второй группы в основном рисовали только родителей, что говорит о чувстве своей отверженности в семье. Почти все сюжеты рисунков были одинаковы, точнее родители нарисованы дома или гуляют.

     Процесс рисования рисунка «Моя семья», можно  так же охарактеризовать, как и  рисование на тему «Мой воспитатель», т.е. дети первой группы рисовали увлеченно, старались аккуратно изобразить членов семьи, чего нельзя сказать о детях второй группы к рисунку были равнодушны, небрежно выполняли изображение.

     Большинство детей диагностирующих групп  выбирали желтые, красные, зеленые цвета, это говорит о положительных эмоциях, остальные дети выбрали для своего рисунка коричневые, черные, серые цвета, что говорит о негативном эмоциональном состоянии.

     По  результатам двух серий рисуночных тестов можно сделать вывод, что  дети первой  группы более, социально  активны, контактны, по отношению к взрослому, у них преобладают деловые и  познавательные мотивы. Что свидетельствует о благополучном социально – психологическом   развитии старших дошкольников. Дети второй группы показывают высокую заинтересованность в эмоционально – личностном типе общения со взрослым, что позволяет сделать  вывод о недостаточной сформированности деловых мотивов в общении.

     3.Анализ  диагностики особенностей  отношений детей  дошкольного возраста  к сверстникам.

     Рассмотрим  анализ результатов социометрического метода «Два домика».

     Согласно  классификации, предложенной Я.Л. Коломенским, можно выделить две существенные категории: членов группы с благоприятным  статусом (I и II категории), и членов группы с неблагоприятным статусом (III и IV категории). Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как «коэффициент благополучия взаимоотношений» (КБВ). В качестве диагностического параметра можно рассматривать также «индекс изолированности» – процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории.

     Были  получены следующие результаты: 20% детей  первой группы и это «социометрические  звезды» – внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети. У второй группы, таких детей не оказалось.

     48% и 40% детей исследуемых групп  «предпочитаемые» – эти дети  предпочитают игры и общение  с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

       «Пренебрегаемых» детей в первой  группе было 16%, а во второй 44% детей  – этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками.

Информация о работе Адаптация к школе