Адаптация к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение состояния педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста (6-7 лет).
Предметом исследования являются особенности дошкольной адаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе………………….5
1.1.Учение об адаптации: понятие, теории, школы…………………………….5
1.2.Психологическая готовность ребенка к школе……………………….…...11
1.3.Особенности обучения математике детей 6-7 лет…………………………15
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе……………………………………………………………………………..20
2.1.Организация исследования………………………………………………….20
2.2.Анализ результатов……………...…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Адаптация к школе.doc

— 156.00 Кб (Скачать)
 

Курсовая  работа

«Адаптация  к школе» 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогических условий адаптации  младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе………………….5

1.1.Учение  об адаптации: понятие, теории, школы…………………………….5

1.2.Психологическая  готовность ребенка к школе……………………….…...11

1.3.Особенности  обучения математике детей 6-7 лет…………………………15

Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию педагогических условий адаптации  младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе……………………………………………………………………………..20

2.1.Организация  исследования………………………………………………….20

2.2.Анализ  результатов……………...…………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….34

Список  использованной литературы…………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социализация - непрерывный  процесс, протекающий  в ходе всего онтогенеза. На каждом  этапе происходит  решение определенных задач и одной из них является развитие и преобразование личности. В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема - адаптация к школе  и организация жизни ребенка.

     Поступление в школу коренным  образом  меняет  положение ребенка. Учение-то, чем он теперь  должен  заниматься,  оказывается  очень  важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь  через призму  этих обязанностей.

     Есть  первоклассники, которые гордо и  самостоятельно шагают в день первого  сентября впереди сопровождающих  их родителей  и есть те первоклассники, которые долго  не могут  оторваться  от родителей, с трудом  становятся  в ряды сверстников, чтобы  следовать  за учителем  в класс.  Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно  понять состояние  внутренней тревоги   новичка, ведь он очень хотел  стать учеником.

     Первокласснику  не всегда  удается быстро  привыкнуть  к новому  образу жизни: режиму, необходимости  спокойно сидеть  на уроках, потому актуальным по сей день, остается вопрос влияния  первоклассника в школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде. 

     Актуальность  исследования заключается в том, что формирование у ребенка математических представлений способствует использование  разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В начальной школе курс математики вовсе не прост, поэтому,  зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей -  развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

     Целью исследования является изучение состояния педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе.

     Объектом  исследования являются дети младшего школьного возраста (6-7 лет).

     Предметом исследования являются особенности  дошкольной адаптации.

     В соответствии с темой, объектом и предметом исследования нами были поставлены задачи:

     1.Изучить  теоретические основы особенностей  педагогических условий адаптации  младшего школьника к обучению  математике в 1-ом классе.

     2.Проведение  экспериментальной работы по  исследованию педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе.

     База  исследования - НДОУ Православный детский  сад «Покровский детский сад». Для исследования были определены две  группы детей. Первая группа состояла из детей подготовительной группы из обычных семей, в количестве 25 человек. Вторая группа состояла из детей, православных семей посещающих группы кратковременного пребывания, в количестве 25

     Для достижения задач исследования нами был использован метод теоретического анализа литературы, включающего в себя: конспектирование, цитирование, анкетирование, выписки и реферирование.

     Структурно  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

     Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе

     1.1.Учение  об адаптации: понятие, теории, школы 

     Проводя исследования по теме «Педагогические  условия адаптации младшего школьника  к обучению математике в 1-ом классе», наибольшее внимание нами было уделено работам Ромма М.В. [15,124]  и Руденского Е.В. [16,124].  Психологическая феноменология патологии личности в них на наш взгляд, наиболее полно и последовательно раскрывается понятие адаптации человека.

     Прежде  всего, рассмотрим термин  адаптация.

     Адаптация - (от позднее лат Adaptation – приспособление), в биологии приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования. В физиологии и медицине также процесс привыкания.

     В своей работе Ромм М.В. рассматривает «социальную адаптацию» -как процесс, направленный на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов целенаправленным обменом информацией  и адаптивной деятельностью. Социальная адаптация личности отражает процесс её гармонизации в обществе посредством адаптивных стратегий, соответствующих конкретным ситуациям. Своеобразие адаптации личности определяется её индивидуальными потребностями и возможностями и характером адаптивной ситуации.

     Адаптационный процесс, возникающий как ответ  на вмешательство среды, является суммой взаимодействий различных комбинаций деятельностного, поведенческого и информационно-психологического характера. Именно оптимальное сочетание деятельностного и психологического компонентов в реальном адаптационном процессе служит необходимым условием, позволяющим эффективно и быстро осуществлять адаптацию. Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь. [10,91] 

     Важнейшая особенность социальной адаптации  – её универсальный, а не узкоспециализированный характер приспособления. Адаптационный процесс не может носить абсолютного характера, он всегда относительный. Информация в этом случае превращается в эффективное средство активного приспособления социальных систем.

     Выявляется, что при определении критериев социальной адаптации ведущую роль играют информационные взаимодействия.

     Критериями  адаптации являются: [13,147]. 

     -скорость  адаптации – время прохождения  информации с момента поступления  до выработки эффективной стратегии  адаптации;

     -продуктивность деятельности как  следствие адаптивной стратегии;

     -эффективное  информационное взаимодействие  на базе создания собственного  адаптивно-информационного пространства,

     -эмоциональная  удовлетворенность, опосредованная  вышеназванными критериями.

     Активной  стороной социальной адаптации является деятельность по выработке различных стратегий адаптации. Под последними понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), которые обеспечивают состояние индивидуальной или групповой адаптированности.

     Адаптивной  личность будет в том случае, если  выбранные ей  стратегии адаптации  в основном отвечают её потребностям, и оптимизируют взаимодействие с  социальной средой. Неадаптивной является личность, которая  чаще всего не способна достичь адаптации ре-валентной ситуации.

     Социализация  и социальная адаптация обладают определенными пространственно-временными характеристиками, данные характеристики имеют собственную специфику. При  этом процесс социальной адаптации  включает в себя цепь циклических по природе этапов «социальной реадаптации», основанных на использовании синхронного инфопроцесса. «Социальная реадаптация» эксплицируется как совокупность циклических по форме, логических этапов выбора и реализации адаптивных стратегий.

     Адаптивная  деятельность заключается в способности адаптации гармонизировать или превентивно ликвидировать возможные конфликты, возникающие на почве несовпадения или противопоставления общественных требований и индивидуальных целей. Социальная адаптация личности выступает не просто непосредственным результатом общественных влияний в ходе пассивного приспособления к требованиям социальной среды, а является динамичной системой деятельности, направленной на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов путем целенаправленного обмена информацией и предметной деятельности с индивидами, социальными группами и обществом. [2,158]. 

     Выделение адаптивного деятельностного уровня позволяет оценить адаптацию  как качественно новый способ активности, присущей самоуправляемым социальным системам. Социокультурная среда, включая различные подсистемы: экономическую, социальную, политическую, культурную определяет адаптивные ориентации. Адаптивная деятельность будет зависеть от подсистемы, требующей адаптации, и от ситуации, в контексте которой она осуществляется.

     С информативной точки зрения разрешение любой адаптивной ситуации основано на преодолении противоречий между  потребностью в информации, о новых  приемах адаптации, и старыми  адаптивными стратегиями, содержащими  традиционные инфоблоки. В случае успешного разрешения адаптивной ситуации она превращается в реальную, что является свидетельством эффективности выбранных адаптационных стратегий. В процессе формирования адаптивной ситуации создаются специфические установки.

     Адаптивная установка обнаруживается лишь при изменении условий среды. Однако отсутствие изменений еще не означает, что человек не имеет тех или иных установок. Последние, очень часто оставаясь не только неосознаваемыми, но и не переживаемыми, проявляются функционально лишь как своеобразные информационные программы, системы критериев или регулятивные тенденции, о существовании которых можно судить лишь по изменению в динамике, направленности адаптивного поведения.

       Начало обучения 6-летних и подготовка  к нему связаны с необходимостью учета ряда  важных  психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия  между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими  «дошкольными» способами их удовлетворения.  Интеллектуальная сфера ребенка не только  в определенной мере уже готова  к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется  и на личностную сферу. [11,160]. 

     В этом возрасте  ребенок стремится  к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

       Иными словами, ребенок не только  готов принять  новую социальную  позицию школьника, но и начинает  стремиться к ней.

       Важной особенностью психического развития  старшего дошкольника  является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность  детей к овладению  целями и способами систематического обучения. В этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период  возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. 

       Сензитивность этого периода  четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если мы упустим момент, запоздаем с обучением грамоте, ее усвоение будет проходить  с большими трудностями.

Информация о работе Адаптация к школе