Ценностные ориентации школьников: актуализация проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Современная эпоха — это эпоха развития нового типа мышле¬ния, нового отношения людей к жизни, это ситуация кардинальной переоценки цен-ностей, поиска ответов на выдвинутые историей вопросы, время пере-смотра прежних основ человеческого сущест¬вования. Новое время требует иных ценностей и, прежде всего, умения ориентироваться в колоссальном потоке разнообразной информации, принимать самостоятельные решения, делать осознанный выбор и быть готовым нести ответственность за его последствия.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Аксиологический подход как методологическая основа
воспитания школьников …………………………...………………. 7
2. Ориентация личности в нравственных ценностях и
ценностные ориентации: соотношение понятий…………………… 15
3. Методы и средства формирования ценностных ориентаций ………. 18
Заключение ………………………………………………………….. 21
Литература …………………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 182.00 Кб (Скачать)

       Е.А.Ямбург выдвигает  на первый  план одну ключевую ценность, вокруг которой должен строиться воспитательный процесс - ненасилие. Все остальные важные основания воспитания, по его мнению, являются модификациями этой ценности или подкрепляющими, поддерживающими ее идеями.

       Данная позиция ценна тем, что в рамках педагогической концепции нашей школы так же определяется «коррелятивная» ценность – мудрость.

       Н.Е. Щурков а рассматривает  ценность как  - «то, что отвечает принципиальному предназначению человека быть  «homo sapiens», быть «homo moralis», быть «homo faber» [33: 69]. Вершина пирамиды ценностей  - человек, вмещающий в себя  весь мир; ценности «второго порядка» - «природа», «жизнь», «общество»» далее следуют ценностные качества «свобода, равенство, братство, совесть, счастье, справедливость»; в основании достойной жизни человека находятся  «познание, труд, общение». Отношение к этим ценностям, по мнению Н.Е. Щурковой,  составляет содержание воспитания.

     Группе  ценностей, выстроенных  на философско – этических категориях, свойственных значительному числу современных культур уделяет внимание И.А. Зимняя. При определении ценностей она выделяет три плана:

     «Бытийные ценности: Жизнь, Культура, Бытие, Созидание;

     Нравственные (как отношение к высшей реальности) Добро, Истина, свобода, Вера, Красота;

     Моральные (как отношения между людьми): Достоинство, честь Долг, Ответственность, толерантность и др.»[28 : 471].

     В разработках исследовательской  группы И.А. Зимней  ценности  рассматриваются следующим образом:

  • Ценность Жизни – означает отношение к людям, природе как носителям бытия, жизни. Эта ценность лежит  в основе экологического сознания.
  • Ценность Добра означает особый характер отношений между людьми, проявляющийся в принятии, поддержке, заботе.
  • Ценность Истины – это ценность понимания и познания мира, людей, бытия.
  • Ценность Красоты как Гармонии – это ценность этического отношения к действительности и ее творение «по законам красоты».   

     В несколько иных термигнологияческих  рамках рассматриваются ценности у других ученых. Так в рамках концепции Е.В.Бондаревской    выделяются цели- идеалы, такие как  воспитание Гражданина, Человека Культуры и нравственности, Человека – Созидателя. (5)

     Б.Т. Лихачев, Ю.И.Рожков, С.Д. Поляков приоритет отдают  психолого-педагогическим ценностям: Самоопределению, Реализации себя (Творчеству), Возрасту, Соразвитию. Вставить Лихачева.

     Есть  и другие подходы  к ценностным основаниям  воспитания, однако предпримем попытку рассмотреть аксиологический подход в практическом плане.

     Какие ценности, какую логику отбора ценностей  следует брать  в основание воспитания  в конкретной, нашей школе.

       Изученная литература позволила отобрать ряд ценностей, определяющих, ценностно-смысловое поле жизнедеятельности нашей школы : Истина Добро, Красота, при этом коррелятивной ценностью является Мудрость

     Таким образом, определившись в методологическом подходе – аксиологическом - выделив содержательную основу ценностей нам необходимо определить цель воспитания.

       Решая третью задачу о соотношении содержания и цели  определим сущность  понятия цель воспитания.

     Цель  воспитания «как идеальное мысленное предвосхищение результатов деятельности» [27: 72]определяющая характеристика любой воспитательной системы, это представление  о достижимом в воспитании в условиях данной школы.

     Проблема  практического  целеполагания  в сфере школьного воспитания подводит к вопросу о соотношении ценностей и целей.

     В современном обществе  в связи  с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Огромная масса учащейся молодежи влилась в новую систему общественных и межличностных отношений в условиях рынка. Произошла переориентация целей и ценностей, расслоение целей людей  и общества. В наши дни наблюдается «борьба» ценностей. Наряду с общечеловеческими, гуманистическими ценностями реально существуют и проявляются различные  цели и идеалы воспитания:

  • Во многих семьях утверждается стремление к наживе, к меркантильности, игнорируются идеалы нравственности.
  • В школе зачастую провозглашаются  авторитарные цели формирования исполнителя.
  • В обществе  имеют место националистические идеи, сеющие вражду между народами.
  • Религиозные идеалы и цели все чаще входят в жизнь людей.
  • СМИ провозглашают преступно – романтические  цели достижения свободной и легкой жизни.
  • В среде подростков процветают неофашистские цели культа сильной личности, отвергающей нравственность и  совесть.

     Это многообразие умонастроений  и целей  оказывает мощное влияние на ребенка. Поэтому сегодня важно разобраться и сориентироваться  в ценностях и  вопросах о целях и задачах воспитания.

     Российская  педагогическая энциклопедия   определяет  цель   ценностного воспитания:  «это  не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодёжи способностей к самостоятельному  выбору  нравственных ценностей, создание у неё нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах», [24: 455] т.е. помочь людям жить в соответствии с ценностями.

     Анализ  современных документов по проблеме воспитания и научной литературы, изучение опыта других школ и деятельности педагогов нашей школы, опрос учащихся и их родителей, позволил определить основные ценности и идеи, которые должны лежать в основе  воспитательной системы нашей школы: нравственное воспитание, целью которого  является высоконравственная личность, способная строить Жизнь по законам Истины, Добра и Красоты.

     Однако  такой ряд представляется несколько  абстрактным для конкретной организации воспитания. Мы, основываясь на  разработках научных исследований группы  И.А. Зимней (трактовка этих ценностей дана выше), составили ценностный ряд более конкретных категорий: Истина – Познание, Добро – Нравственность, Красота –  в собственном значении.

 Таким образом,  в результате проведенного анализа мы  пришли к следующим выводам:

  1. Аксиологический подход действительно является мощной методологической основой современного воспитания.
  2. Множество существующих педагогических позиций дают пищу для дальнейшего поиска в построении воспитательной  системы школы.
  3. цели воспитания формулируются на основе ценностей, которые разделяют большинство субъектов воспитательного процесса. В свою очередь ценности представляют содержательную сторону становления высоконравственной личности.

  Аксиологический подход к изучению педагогических явлений и процессов позволит высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества увидеть личностный аспект ориентации школьников на нравственные ценности. Для этого необходимо обратиться к понятию «ценностные ориентации». 
 
 
 
 
 
 

Ориентация  личности в нравственных ценностях

и ценностные ориентации личности

     Ведущей и единственной задачей данного  раздела является: выявить соотношение двух педагогических категорий ориентация личности в «нравственных ценностях» и «ценностные ориентации»

 

     Ориентация  личности в  нравственных ценностях  взаимосвязана с ценностными  ориентациями.

      В психолого – педагогической литературе встречаются различные подходы к определению понятия «ценностные ориентации» и вкладывается двоякое содержание, что создает  известные трудности в плане терминологической путаницы.

      Изучая  сущность понятия  «ценностные ориентации» мы выявили, что это понятие имеет разнообразные определения в педагогике, философии, психологии, социологии.

      Ученые рассматривают ценностные ориентации как:

  • социальную установку (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов);
  • направленность личности (Б.Г.Ананьев),
  • нравственную позицию и мотивы поведения (Л.И.Божович),
  •   фактор нравственного самоопределения (С.Л.Рубинштейн, В.Ф. Сафин),
  • педагогическое явление, нравственные качества (М.Г. Казакина, В. А. Караковский, Л.И.Новикова).

     В философской справочной литературе ценностные ориентации рассматриваются как « проектные действия от замысла до результата: точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями» [30: 382] т.е. как важнейшие элементы внутренней структуры личности, и процесс.

     В социологическом аспекте ценностные ориентации определяются как установка личности на те или иные социальные ценности, предпочтительное отнесение их к определенной группе [21: 26]. Учитывая что «установка» рассматривается как «готовность человека действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально – ценностного отношения к элементам  данной ситуаций», мы склонны сделать вывод что социологами ценностные ориентации  рассматриваются как процесс.

     И.В. Дубровина указывает, что ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности, таким образом, выражающие ее отношение к миру, являясь элементами мировоззрения [6: 146]. Под направленностью личности понимается «одна из подструктур личности, являющаяся ее  высшим уровнем» [26:478], то  ценностные ориентации – результат.

     В.А. Сластенина  вводит    понятие  «нравственный идеал» как предельную цель, высшую ценность мировоззренческих систем, и подчеркивает, что ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована  личностью. Если понятие цель мы рассматриваем как мысленное  предвосхищение результата, можно сделать вывод, что ученый  ценностные ориентации трактует как результат управления педагогическим процессом.

     В контексте обозначенной проблемы процесс ориентации школьника на нравственные ценности может быть представлен как процесс восхождения личности к ценностям общества. Асташова Н.А. – ценностные ориентации рассматривает как ось сознания, важнейший элемент внутренней структуры личности, который концентрирует жизненный опыт человека, представляет систему переживаний, позволяет отделить значимое от несущественного. Опираясь на  исследования Н.В. Кузьминой, замечает, что логика анализа ценностных характеристик процесса ориентации обращает нас к субъектам воспитания, к уровню функционирования взаимосвязи «личность — общество», на котором происходит персонификация основных общественных противоречий, приводит нас к диалектическому закону возвышения потребностей, обуславливающему логику становления жизненных ориентиров [9: 96].

    Другие  ученые (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, И.С.Кон, Е.В.Шорохова, В.А.Ядов) определяют ценностные ориентации как центральное личностное и нравственное образование, выражающее отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяющие мотивацию его поведения, оказывающие существенное влияние на все стороны его деятельности. Если образование рассматривать как процесс движения от цели к результату, то мы можем сделать вывод, что эти ученые, определяя ценностные ориентации, делают акцент на процесс

        В соответствии с предыдущими  рассуждениями и анализом литературы акцентируем: педагогический смысл понятия «ориентация» происходит от многозначного его содержания и может быть рассмотрен как процесс и результат. С целью уточнения процессуального и результативного аспекта ценностных ориентаций согласимся с мнением ученых, которые рассматривают ориентацию как результат, который определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области.  Ориентация как результат подразумевает, что приобретенный человеком уровень - это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубления имеющихся представлений [6: 64]  в этом случае предполагает наличие эмоционального состояния уверенности в правильности избранного     направления     мысли,    поступка.     Такое    состояние, окрашивает деятельность, и общение человека считают ученые В.А. Канн – Калик, В.Г.   Подзолков, Л.И. Новикова.

Информация о работе Ценностные ориентации школьников: актуализация проблемы