Ценностные ориентации школьников: актуализация проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Современная эпоха — это эпоха развития нового типа мышле¬ния, нового отношения людей к жизни, это ситуация кардинальной переоценки цен-ностей, поиска ответов на выдвинутые историей вопросы, время пере-смотра прежних основ человеческого сущест¬вования. Новое время требует иных ценностей и, прежде всего, умения ориентироваться в колоссальном потоке разнообразной информации, принимать самостоятельные решения, делать осознанный выбор и быть готовым нести ответственность за его последствия.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Аксиологический подход как методологическая основа
воспитания школьников …………………………...………………. 7
2. Ориентация личности в нравственных ценностях и
ценностные ориентации: соотношение понятий…………………… 15
3. Методы и средства формирования ценностных ориентаций ………. 18
Заключение ………………………………………………………….. 21
Литература …………………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 182.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
 
 
 
 

Ценностные    ориентации школьников: актуализация проблемы 
 

курсовая  работа

  
 

Выполнена:

слушателем  III цикла

КПК «Организация воспитательной деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск -2010 
 

Содержание 
 

   Введение ……………………………………………………………………   3

   1.  Аксиологический подход как методологическая основа

          воспитания школьников …………………………...……………….    7         

  1. Ориентация личности в нравственных ценностях и

         ценностные ориентации: соотношение  понятий……………………  15

     3. Методы и средства формирования ценностных ориентаций ………. 18 

  Заключение    …………………………………………………………..         21

  Литература  ……………………………………………………………          22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Современная эпоха — это эпоха развития нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, это ситуация кардинальной переоценки ценностей, поиска ответов на выдвинутые историей вопросы, время пересмотра прежних основ человеческого существования. Новое время требует иных ценностей и, прежде всего, умения ориентироваться в колоссальном потоке разнообразной информации, принимать самостоятельные решения, делать осознанный выбор и быть готовым нести ответственность за его последствия. Именно поэтому проблемы воспитания молодёжи волнуют всех и носят глобальный характер:  бездуховность, социальное безразличие ко всему, криминализация молодёжной среды,  широкое распространение алкоголизма и наркомании, пагубное влияние средств массовой информации, кризисное состояние общества. Это одна сторона проблемы. С другой стороны,  мы стоим на пороге  введения новых стандартов образования  в школы, в которых ценностные основы воспитания и социализации учащихся  являются ведущими, что  служит определенной предпосылкой для изменений в системе образования, принятия  конкретных решений и действий. В течение последнего десятилетия Министерством образования проводилась целенаправленная деятельность по разработке ключевых проблем воспитания. Были подготовлены необходимые документы, приказы, решения коллегии, аналитические материалы из опыта работы органов управления образованием, образовательных учреждений по вопросам воспитания. Итогом этой работы стали  такие документы как   национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»,  проекты программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования, программы создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении - важнейшие документы, которые нацеливают на гуманистически ориентированную философию образования.

     В этих условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека к себе, к другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.

      Данная  проблема сложна и многоаспектна. Философский  аспект нравственных ценностей раскрывается в работах В. Брожика, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, И.А. Ильина, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова. Психологические подходы к воспитанию нравственных ценностей, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского,  В.Д. Шадрикова. В научно- педагогической литературе проблема нравственных ценностей раскрыта в исследованиях В.А.Састенина, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.Н. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой.

        Практика в школе требует пристального  внимания решения исследуемой проблемы.

      Преподавателям  и ученикам школы №5 города Шелехова был предложен вопрос: какие ценности  они относят к нравственным. Так   68 % учащихся  и 34% учителей  затрудняются  ответить на этот вопрос (путают общечеловеческие, христианские, ценности не связанные с нравственностью: музыка, спорт, компьютер и т.д.)  На вопрос об ориентации личности в ценностях и ценностных  ориентациях  ясный ответ не смогли дать более 65% учителей.

Изучение  мнений учащихся и учителей (всего  опрошено 264 человека) школы о том, какие нравственные ценности для  них наиболее значимы, показало, что у учителей и учеников  нравственные ценности  частично не совпадают,  что затрудняет педагогический процесс

 Было  выявлено, что общими ценностями учителей и учащихся  выступает честность и жизненная мудрость, близко  к совпадению - способность к состраданию, однако эти ценности для них далеко не на первом месте.

     Анализ  научно-педагогической литературы и  практики работы школы по воспитанию у учащихся нравственных ценностей, результатов проведенного нами исследования показал, что классные руководители затрудняются в воспитании нравственных ценностей школьников; а учителя- предметники  при планировании урока не акцентируют внимание на воспитательных целях.   Таким образом, анализ изученной литературы и опыта выявляет противоречие  между необходимостью воспитывать высоконравственную личность и знаниями о нравственных ценностях и ценностных ориентациях. Это противоречие требует разрешения проблемы, что и определило тему курсовой работы: «Нравственные ориентации школьников: актуализация проблемы».

     Цель: обосновать актуальность проблемы ценностных ориентаций современных школьников.

       Задачи:

  • изучить и проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
  • определить сущность понятий «аксиологический подход», «ценности», «ценностные ориентации»;
  • представить рабочую гипотетическую модель формирования ценностных ориентаций школьников

      Методы исследования: изучение и теоретический анализ 
философской, психолого-педагогической литературы, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, метод ранжирования, моделирование.
 
 
 
 
 

Аксиологический подход как методологическая

основа  воспитания школьников

     Ведущими  задачами первой части работы являются:

    • раскрыть сущность аксиологического подхода;
    • определить сущность понятия «нравственные ценности» и выявить их взаимосвязь с социальными ценностями;
    • раскрыть проблему соотношения ценности и цели.
 

     В работах отечественных философов  проблема ценностей разрабатывалась как проблема ценности самого человека, ценности его деятельности, труда. Аксиология (от греч. axia – ценность и logos - учение) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей [23:8]. Установлено, что понятие «аксиология» было введено французским философом П. Лапи (1902) и означало отрасль философии, исследующую ценностную проблематику. Изначально о ценностях говорили как об элементах нравственного воспитания, как о важнейших составляющих внутренней культуры человека, которые, выражаясь в установках, свойствах и качествах, определяют отношение человека к обществу, природе, другим людям, к самому себе. Теоретический анализ  философской, социологической и педагогической литературы позволил выделить основные подходы к определению  науки о ценностях и ведущие  характеристики аксиологической системы.

     Исследуя  методологические позиции ученых  разных философских школ,  Н.А. Асташова [4:18] определяет в своем диссертационном исследовании  основы аксиологического образования, суть которых, в общем представлении, заключается в следующем:

  • ценности обладают большой силой и способствуют созданию нового мира культуры;
  • ценность является универсальной системно – и смыслообразующей категорией;
  • «эмоциональность» - центральное методологическое понятие аксиологической системы;
  • личность – есть ядро «царства ценностей»;
  • теория ценностей  поможет человеку признать себя, свои наиболее значимые цели.

 Таким  образом, аксиологический подход обеспечивает:

  • ориентацию личности в общечеловеческих и национальных ценностях;
  • формирование оценочной деятельности;
  • рефлексирование собственной деятельности;
  • регуляцию отношений, взаимодействие между участниками педагогического процесса;
  • позволяет коррелировать интересы и потребности личности и социума;
  • создает установки на конкретные виды деятельности [27: 229].

   Аксиология  выделяет следующие виды ценностей: человечество и человек - как наивысшие ценности; природа, труд - как ценности материальной жизни; семья, наука, государство — как ценности социальной жизни; научные знания, нормы, идеи, идеалы - как ценности духовной жизни и культуры.  

    Следует отметить, что в классификации  ценностей прослеживаются две тенденции. Одни ученые подчеркивают социальную значимость ценностей, которые существуют объективно, вне индивида, но влияют на поведение последнего. Другие фиксируют внимание в большей степени на психологических характеристиках ценностей, то есть том значении, которое придает ценностям индивид.

    Ученый  Н.В. Фролова резюмирует в своем  исследовании: «истинное же понимание соотношения ценностей и поведения индивида заключено в синтезе этих подходов, признании того, что действительно ценности как таковые существуют не только потому, что ценностное значение им задается индивидом — субъективно, а объективно, социально, и, следовательно, общественно значимы для него» [32:16].   

   Исследователи-философы особое внимание уделяют вопросу  классификации системы нравственных ценностей.

  • система ценностей выступает в роли важнейшего посредствующего звена между личностью и обществом, главным механизмом включения личности в систему общественных отношений;
  • система ценностей способствует выработке определенной системы ценностных ориентации в сознании личности как важных регуляторов ее поведения.

    Для нашего исследования важна позиция  петербургского ученого М.С. Кагана, который в определении ценности отмечает такой аспект как  рефлексивно – эмоциональную и регуляторную функции: «ценность» - это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности» [11:164]. Автор убежден в том, что воспитание – это не что иное, как процесс целенаправленного формирования системы ценностей входящего в мир молодого человека. Позиция ученого относительно нравственных ценностей для нас так же значима. По его мнению, нравственные ценности являются важнейшими в становлении личности. «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности... Глубочайшие сферы индивидуальности - домен нравственного чувства» [11: 110].

  О.Г. Дробницкий отмечает, что именно в нравственных ценностях наиболее видна общественная природа ценности [9:34]. Нельзя не согласиться с философом, что в усвоении нравственности важнейшее значение приобретает процесс перевода ценностей в личные, определяющие поведение индивида: «общественные ценности становятся стимулами, побудителями людей к действию, т.е. становятся материальной силой лишь в том случае, когда они, пройдя сквозь сознание человека, становятся одновременно и его личными ценностями: его убеждениями, идеалами и целями» [9:49].

    А.В. Иващенко и Г.П. Савкина понятие нравственные ценности трактуют как высшие духовные ценности, которые приобретаются и формируются в различных видах деятельности в результате разрешения противоречий между знаниями и опытом, новым и старым, желаемым и возможным, реальным и идеальным.

     Под нравственностью конкретного человека понимается освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести [20:321].

    Нравственность  личности включает:

    а) осознание таких нравственных категорий как долг, совесть, честь, 
ответственность;

    б) наличие нравственных убеждений, когда непосредственные внешние 
требования, преломляясь через интеллектуальную и эмоциональную сферу 
личности, становятся внутренним требованием личности к самой себе;

    в) принятие нравственных принципов и норм как принципов и норм 
собственного поведения;

    г) превращение норм поведения в привычку.

     О ценностной подоплеке воспитания стали много и разнообразно говорить в отечественной педагогике в девяностые и двухтысячные годы. Сегодня известен интересный практический опыт таких педагогов - директоров школ как В.А. Караковский и Е.А. Ямбург, таких известных теоретиков и авторов ценностных концепций образования и воспитания, как И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова.

     В.А. Караковский  определяет следующие  базовые ценности воспитания: Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир. Педагог- ученый комментирует этот список следующим образом: «предлагаемые нами ценности, с одной стороны,  достаточно ясны, чтобы служить ориентирами в воспитании, с другой стороны, достаточно обширны, чтобы не сковывать инициативу и творчество педагогов». [15: 17] Данная позиция импонирует в плане  раскрепощения педагогов в творчестве, в возможности проявить собственную позицию и инициативу.

Информация о работе Ценностные ориентации школьников: актуализация проблемы