Ценностные ориентации школьников: актуализация проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Современная эпоха — это эпоха развития нового типа мышле¬ния, нового отношения людей к жизни, это ситуация кардинальной переоценки цен-ностей, поиска ответов на выдвинутые историей вопросы, время пере-смотра прежних основ человеческого сущест¬вования. Новое время требует иных ценностей и, прежде всего, умения ориентироваться в колоссальном потоке разнообразной информации, принимать самостоятельные решения, делать осознанный выбор и быть готовым нести ответственность за его последствия.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Аксиологический подход как методологическая основа
воспитания школьников …………………………...………………. 7
2. Ориентация личности в нравственных ценностях и
ценностные ориентации: соотношение понятий…………………… 15
3. Методы и средства формирования ценностных ориентаций ………. 18
Заключение ………………………………………………………….. 21
Литература …………………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Для нашего исследования важно рассматривать ориентацию как своеобразный процесс, отклик на качества, предметы, явления, как субъективную позицию по отношению к ним. Ценностные ориентации как результат становления высоконравственной личности. 
 
 
 

     Методы  и средства формирования ценностных ориентаций

       Процесс формирования ценностных ориентации включает предъявление ценностных ориентации воспитаннику, осознание ценностных ориентации личностью, «принятие ценностных ориентации, реализацию ценностных ориентации в деятельности и поведении, закрепление ценностных ориентации и перевод их в статус качества личности»[4:152]. Н.А. Асташова считает, что необходимо педагогическое сопровождение процесса формирования ценностных ориентации - деятельность педагогов по оказанию помощи учащимся в адаптации, создании условий для нравственного самоопределения.

       М.Н. Чистякова,  формируя ценностные ориентации  учащихся, использует метод решения моральных дилемм (методика Л. Кольберга), в основе которой лежит теория, показывающая влияние умственного развития ребенка  на его нравственное сознание и поведение.

       Л.Ф. Михальцова  в своем диссертационном исследовании одним из методов формирования ценностных ориентации школьников  называет поведенческий пример педагога. Вместе с этим ученый- практик отмечает, что ценностные ориентации возможно сформировать только в различных видах деятельности: поисковой работе, деятельности клубов, подготовке сообщений, выступлениях на праздниках, классных часах, диспутак, конференциях,  при участии детей  в конкурсах, викторинах, и др. мероприятиях.

       На  наш взгляд уровень мероприятий  не может эффективно формировать  ценностные ориентации школьников, так как они вне системы.

       Анализ практики школ показывает, что воспитание нравственных ценностей эффективно, если оно строится на основе комплексного, системного подхода, когда происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности. «Воспитание успешно, если оно системно» - подчеркивает В.А. Краковский [15]

       Своеобразие воспитательной системы школы-лаборатории №825 - широкое использование коммунарской методики и ее идей в подготовке ключевых дел: «учимся лучшей жизни через включение в лучшие отношения; яркая альтруистическая направленность; опора на самоорганизацию и самоуправление; педагог — старший друг, равный среди равных; творчество как черта любой деятельности; коллективизм» [45, С. 10].

       Теоретически обоснованная и проверенная на практике технология формирования ценностных ориентаций Н.Е. Щурковой, по мнению   которой, «выйти на технологический уровень – значит выйти на уровень операционный, когда научно обосновываются производимые операции для получения результата» [35:3] Ученый, поясняя термин педагогическая технология как прикладную педагогическую дисциплину, обеспечивающую реальное взаимодействие педагога с детьми через «прикосновение  к личности», предлагает ряд взаимосвязанных операционных воздействий на личность ребенка. Собственно это технология воспитательного процесса, состоящая их ряда взаимосвязанных этапов работы. В своей книге  «Практикум по педагогической технологии» Н.Е. Щуркова указывает на способы индивидуального овладения системой профессиональных умений, способствующих формированию ценностных ориентаций у учащихся.

       Вслед за Т.А.Стефановской рассматривая педагогическую  технологию как организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой,  и резюмируя выше изложенное, представим модель формирования ценностных ориентаций учащихся (Рис.1), разработанную в нашей школе и принятую  к использованию педагогическим коллективом

     Условные  обозначения 

       НЦ – нравственные ценности

       ЦО – ценностные ориентации

       ВНЛ – высоконравственная личность

     ПО- процесс обучении

     ПВ – процесс воспитания 

  Рисунок 1

       Модель формирования ценностных ориентаций школьников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     Заключение

     В процессе курсовой работы нами осуществлена  попытка представить ценностные ориентации в современном аспекте. Решая поставленные задачи мы можем сделать следующие общие выводы:

      1.содержание  данной работы доказывает, что  аксиологический подход является методологической основой воспитания школьников;

     2. соотношение таких педагогических категорий как «ценностные ориентации» и «нравственные ценности» обозначило нашу позицию: освоенные нравственные ценности становятся ценностными ориентациями школьников, а степень их освоения определяет уровень развития нравственных ориентаций, т.е. ценностные ориентации  мы рассматриваем как результат управления педагогическим процессом.

     3. разработанная и представленная  в курсовой работе модель в современных условиях может быть эффективной и действенной.

     Перспективы данной работы мы видим в реализации в выше представленной модели, а так же  в исследовании выше выдвинутых проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература 

  1. Аксиологические приоритеты в сфере образования  и воспитания (история и современность)/ Под ред. 3. И. Ривкина. - М.: ИТОП РАО,1997.-370 с.
  2. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. - М.: Мысль,1970.-181с.
  3. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978. - 64 с.
  4. Асташова Н.А. Аксиологическое образование современного учителя: методологи, концепция, модели и технология развития. Автореф. дис... докт. пед. наук. - Брянск., 2001 - 498с.
  5. Бондаревская Е. В., Кулъневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов - н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.- 560 с.
  6. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н. Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  7. Динамика ценностей населения реформируемой России/ Под ред. Н.И. Лапиной, Л.А. Беляевой. - М.,1996.- 116с.
  8. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный (от подростка к юношескому возрасту) период.-  М.:Педагогика,1997-181с.
  9. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. - М.: Политиздат 1967.-351с.
  10. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М: Политиздат, 1986.-221 с.
  11. Каган М. С. Философская теория ценностей. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
  12. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов. - М.: Логос, 2002. – 288с.
  13. Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. - Л.: ЛГТГИ, 1989. - 83 с.
  14. Казимирская И. И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования. Автореф. дис... док. пед. наук. - М., 1992. - 39 с
  15. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М., - 1993.-80 с.
  16. Каптерев П.Ф. Общечеловеческие идеалы в теории средней школы. Педагогика Н. И. Пирогова / П.Ф. Каптеров // Педагогика -1995.-№ 5-С. 64-75.
  17. Личность и ее ценностные ориентации/ Отв. ред. В. А. Ядов, И. С. Кон. - № 4 (19). - Вып. 1. - М., 1969. - 163 с.
  18. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара, 1997. - 84 с.
  19. Лихачев Б.Т.Философия воспитания.- М., 1995.
  20. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М.: Юрайт,1999.-522с
  21. Мальковская Т. Н.  Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся//Социально – педагогические аспекты развития современной школы на Севере: Тезисы НПК 1988г.- Вологда,1988.-С.22-32
  22. Никандров Н. Д. Воспитание ценностей: российский вариант. - М., 1996.-100 с.
  23. Нравственность в современном мире. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт»,2003-128с.
  24. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт./Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 с., ил. Т. 2 - М - Я - 1999.
  25. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 2002.- 512 с.
  26. Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С.-Мн.: «Современное слово»,2001,-928с.
  27. Стефановская Т.А.  Классный руководитель.- Иркутск, 2003. -237с.
  28. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. Проф. и.А. Зимней. Изд.2-е.- М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.-480с.
  29. Светлова Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы. Дис…к.п.н.-М., 2003 -231с.
  30. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. - 1983. - 840 с.
  31. Краткий    словарь    по    философии    /    Под    общ.    ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина - 4-е изд.- М.: Политиздат, 1989.- 431с.
  32. Фролова Н.В. Оптимизация освоения нравственных ценностей школьной молодежи.Дис. к.п.н. - М., 1994.,-235с.
  33. Щуркова Н.Е.Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России,200.-128с.
  34. Щуркова Н.Е.Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России,2002. -224с.
  35. Шилова М.И.Теория ииметодика воспитания: традиции и новации. - Красноярск: Универс,2003.-712с.
  36. Ядов В. А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. - М., 1970.-100 с.

Информация о работе Ценностные ориентации школьников: актуализация проблемы