Чтение как творческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 05:59, методичка

Описание работы

Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». Но, к сожалению, «мозаичная культура»[1] сформировала особый тип восприятия художественной литературы. «Чтение как труд и творчество» уступает место беглому чтению или скорочтению[2]. Естественно, читатель всячески приспосабливается к сложившейся ситуации, приучая себя не продумывать то, что он читает, а следовательно, не мыслить творчески.

Работа содержит 1 файл

Чтение как творческая деятельность.docx

— 86.47 Кб (Скачать)

Общемировые процессы и их влияние на чтение. Падение престижа чтения. Функциональная неграмотность: истоки и последствия. Тенденции в чтении детей. Читательский негативизм и его причины. Модели стимулирования детского чтения в разных странах. Роль семьи в приобщении ребенка к книге и приоритет в этом дошкольного этапа развития личности.

Семинар-«дебаты». Моя трактовка понятия «Чтение» и ее обоснование.

Функции чтения 

Информационная, коммуникативно-познавательная, эмоционально-творческая функции чтения. Отличие чтения от других способов получения информации. Уникальные функции  чтения. Чтение как радость. Сущность художественного наслаждения. Катарсис. Компенсаторная и терапевтическая  функции чтения и их роль в жизни  ребенка. Чтение как косвенный жизненный  опыт и фактор общения. Жизнь реальная и жизнь, отраженная в книгах: сходство и различие. Чтение как развлечение  и досуг. Учет разных функций чтения в библиотечной работе с детьми.

Практическая  работа. Выявить и конкретизировать функции чтения у детей на материале печатных источников или прямого диалога с читающими детьми. 

Виды  и методы чтения

Виды печатных текстов и виды чтения. Влияние целей чтения на вид чтения. Чтение вслух и молча, сплошное и выборочное. Чтение рациональное и эмоциональное, репродуктивное и творческое. Зависимость продуктивности чтения от конкретной ситуации чтения. Сущность семейного чтения и его значение для приобщения ребенка к книге. Чтение утилитарное и «для души», их взаимосвязь. Чтение экстенсивное и интенсивное, быстрое и медленное: их плюсы и минусы. Чтение и перечитывание. Чтение индивидуальное и массовое. Феномен элитарного чтения. Чтение учебное и самообразовательное: специфика и условия эффективности. Роль развлекательного чтения в жизни ребенка, чтение как игра. Чтение-разглядывание. Использование разных видов чтения в общении ребенка с книгой и другими печатными источниками. 

Практическая  работа. Оценить возможности каждого из видов чтения и смоделировать конкретные ситуации их применения. 

Факторы, влияющие на чтение детей

Влияние субъективных и объективных  факторов на чтение детей. Психологические  особенности личности (темперамент, характер, способности) и их влияние  на чтение. Возрастные потребности  в чтении. Влияние мотивационной  сферы на чтение. Опыт жизненный  и читательский. Бюджет времени на чтение.

Социальные факторы. Социально-культурная ситуация развития ребенка как читателя. Влияние книжной среды на чтение. Мода как фактор чтения.

Роль общения в жизни  ребенка-читателя. Средства массовой информации в стимулировании чтения детей. Библиотека и библиотекарь в развитии интереса ребенка к чтению. Обучение навыкам чтения. Влияние школы и семьи на чтение ребенка. Реклама и чтение.

Практическая  работа. Наметить основные блоки вопросов для изучения факторов, влияющих на чтение ребенка. Составить опросный лист. Провести опрос. Сделать выводы.

Модель  читательской деятельности

Понятие «читательская деятельность». Структура читательской деятельности: предчтение (мотивационно-потребностная фаза), акт чтения (фаза восприятия), послечтение (результативная фаза: обдумывание, проверка усвоения, общение в связи с прочитанным, использование прочитанного в практической деятельности). Влияние каждой фазы на процесс чтения в целом, их взаимосвязь. Особая роль читательского интереса в обеспечении продуктивности чтения. Использование модели чтения в практической деятельности библиотекаря.

Культура чтения и общая  культура. Их взаимосвязь.

Практическая  работа. Корректировка общей модели читательской деятельности применительно к ребенку. Графическое оформление модели. Защита ее. 

 

Специфика чтения и восприятия

художественной  литературы

Художественная литература как вид искусства. Разнообразие жанров и стилей. Специфика функционирования художественной литературы в сознании детей. Суггестивная роль искусства. Эмоциональная доминанта. Роль читательского сопереживания в коррекции поведения и самосознания ребенка. Творчество писателя и творчество читателя – сходство и различие. Приоритет субъективного фактора в чтении художественной литературы. Зависимость между уровнем произведения и уровнем его восприятия. Классика детской литературы в восприятии детей: возможность и реальность. Массовая литература в чтении детей: ее плюсы и минусы. Современные подходы к методологии чтения художественной литературы.

Семинар. Современные концепции чтения художественной литературы. 

Система «автор-образ-читатель»

Природа художественного  образа и природа художественного  восприятия: общность и различие. Система  треугольника «автор-образ-читатель»  в философской трактовке А.М.Левидова. Взаимосвязь конкретизации и обобщения в процессе восприятия литературного произведения. Роль «подстановки», идентификации и самопознания в процессе восприятия художественной литературы. Условия эмоционального воздействия художественного произведения на читателя-ребенка. 

Семинар. Природа художественного образа и ее влияние на восприятие ребенка.

Психологические механизмы восприятия

Роль воображения в  восприятии текста. Воссоздающее и  творческое воображение: фантазии, грезы, мечты, образы.

Эмоции и чтение детей. Зависимость восприятия от эмоционального мира читателя, его индивидуального  жизненного и читательского опыта. Сопереживание и содействие в  процессе чтения. Способность к мысленному перевоплощению.

Внимание и наблюдательность, реакция на слово и его многозначность.

Роль символьного и  ассоциативного мышления в восприятии художественных произведений. Интериоризация и экстериоризация в процессе чтения.

Умения и навыки, необходимые  для чтения художественной литературы.

Влияние других видов искусства и, в частности, книжной графики на чтение ребенка.

Практическая  работа. Составление теста для подростков «Бывало ли такое с тобой?»

Стадии  восприятия и их индикаторы 

«От фабулы к сюжету», «от  сюжета к установлению закономерностей  действительности», «подстановка» (соотнесение произведения с опытом читателя) – три стадии восприятия художественного произведения (формулировка А.М.Левидова). Практическое значение деления восприятия на стадии. Условность этого деления. Перечитывание – предпосылка связи всех стадий. Условия для динамики восприятия. Изучение опыта восприятия выдающихся читателей. Индикаторы развития восприятия (мотивы спроса, читательские предпочтения, эмоциональная реакция, темп чтения, внимание к деталям, суждения о прочитанном произведении, рисунки, отзывы, сочинения, творческая деятельность). Роль классики в развитии способности восприятия. 

Практическая  работа. Выявление уровня читательского развития ребенка на основе материалов его читательской деятельности (отзывов, рисунков, сочинений и др.).

Чтение  как творческая деятельность

Понятие «творческая деятельность». Сотворческий характер чтения художественной литературы. Образы, созданные писателем, и образы, созданные воображением читателя. Их сходство и различие. Субъективно-ассоциативная природа читательского творчества. «Продукты» читательского творчества. Идеальные: фантазии, грезы, мечты, жизненные планы, размышления. Реальные: общение, записи, рисунки, поделки по мотивам прочитанных произведений, театрализация, литературное творчество, игры и др. Понятие «метатекст» и его отношение к творческому чтению. Условия, необходимые для реализации творческого чтения. Читательское творчество ребенка как ценность культуры, как элемент развивающей среды и основа для личностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Руководство литературным творчеством ребенка. 

Практическая  работа. Изучение творческих работ детей, созданных под впечатлением от прочитанного произведения. 

 

Чтение  как человекознание

Возможности художественной литературы в познании человека и  его внутреннего мира. Отличие  этого познания от научного. Чтение как самопознание. Значение классической литературы в изучении человека. Педагогические задачи в работе с читателями художественной литературы: развитие психологической зоркости, способность различать в литературном населении индивидуальное лицо каждого персонажа, восприятие многогранности характера, прослеживание динамики внутренней жизни персонажей, развитие наблюдательности за жестами, мимикой, взглядами, движениями рук литературных героев, проникновение в мотивы поведения, анализ конкретных проявлений взаимоотношения людей. Возможности художественной литературы в пробуждении у читателя «эффекта узнавания», переноса литературного человекознания на познание реальных людей и самого себя.

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного  чтения?

Цель: обобщить опыт работы и систематизировать эффективные способы, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.
  2. Выявить уровень развития творческих способностей у учащихся младших школьников.
  3. Составить систему упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Ожидаемый результат: Подготовка учителя к работе с учащимися по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Конечный результат: Обобщение опыта работы в виде рекомендаций для учителей.

Актуальность

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают в основном Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник и др.. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская и др. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р.Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников.  

Особенности младших школьников рассматривал в своих работах Л.С. Выготский. Также отметим труды известного психолога, доктора психологических  наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики детей занимают видное место в русской психологии.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает  социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного  образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.  

Стратегия современного образования  заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности  и весь свой творческий потенциал.

В Концепции модернизации российского  образования до 2010 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося  в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого  человека. Особого внимания требует  обращение к данной проблеме в  начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются  основы учебной и осознанно управляемой  творческой деятельностей.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход  из проблемной ситуации, принимать  нестандартные решения, умеющие  творчески мыслить.

Поэтому темой своего проекта выбрала  «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного  чтения» и выделила для себя проблему «Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?»

Введение

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как  гордятся новой формой, портфелем, как  переполняет их предчувствие радостной  встречи со школой, с тайнами, которые  их там ждут. Они любознательны, всюду  суют свои носы, тянутся ко всему  новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое. Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний? Выполнение любого задания  требует от ребенка целенаправленных усилий. Собирался в школу, малыш  был уверен, что учеба -это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только развивать, не боясь труда. Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приемов организации учебного процесса. Ученик должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательного участия в учебном процессе, ни субъектное взаимодействие учителя и ученика .

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая  с течением времени не теряет своей  актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро  ощущается потребность в людях  инициативных, творческих, готовых  найти новые подходы к решению  насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом  демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Информация о работе Чтение как творческая деятельность