Чтение как творческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 05:59, методичка

Описание работы

Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». Но, к сожалению, «мозаичная культура»[1] сформировала особый тип восприятия художественной литературы. «Чтение как труд и творчество» уступает место беглому чтению или скорочтению[2]. Естественно, читатель всячески приспосабливается к сложившейся ситуации, приучая себя не продумывать то, что он читает, а следовательно, не мыслить творчески.

Работа содержит 1 файл

Чтение как творческая деятельность.docx

— 86.47 Кб (Скачать)

Глава I. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников.

1.1. Сущность понятия  «творческие способности»

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Дмитрий Лихачев (академик)

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем  вкладывать в это понятие. Очень  часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам  художественной деятельности, с умением  красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое  нами понятие тесным образом связано  с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать  творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую  «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь  как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в  которых вскрываются ещё неизвестные  закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются  связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет  место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а  нов для человека, его впервые  создавшего. Таковы по большей части  продукты детского творчества в области  рисования, лепки, сочинения стихов и песенок . В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. .

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые  материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать  что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются  и развиваются творческие способности.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

  1. восприятие проблемы;
  2. поиск решения;
  3. возникновение и формулировку гипотез;
  4. проверку гипотез;
  5. их модификацию;
  6. нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как  особенности темперамента, способность  быстро усваивать и порождать  идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного  синтеза и в использовании  широкого поля ассоциаций .

Д.Б. Богоявленская основным показателем  творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два  компонента: познавательный (общие  умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач .

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему  силы. Но пробуждают творческий акт  лишь строгие, проверенные знания и  умения .

Таким образом, в самом общем  виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические  особенности индивида, которые имеют  отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые  уже выработаны у школьника.

Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических  творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о  компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Многие психологи связывают  способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями  мышления. В частности, известный  американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории

  1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.
  2. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  3. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях .

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик  творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов  творческого потенциала человека составляют следующие способности:

  1. способность рисковать;
  2. дивергентное мышление;
  3. гибкость в мышлении и действиях;
  4. скорость мышления;
  5. способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
  6. богатое воображение;
  7. восприятие неоднозначности вещей и явлений;
  8. высокие эстетические ценности;
  9. развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки  зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать  вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи  единодушно выделяют творческое воображение  и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

По мнению Д.Н. Дружинина, активизация  творческой деятельности достигается:

  1. отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;
  2. наличие позитивного образца творческого поведения; 
    Способность рисковать. 
    Дивергентное мышление.
  3. Гибкость в мышлении и действиях. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;
  4. социальное подкрепление творческого поведения .

Творческая деятельность школьника  повышает его вовлеченность в  учебный процесс, способствует успешному  усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает  независимость взглядов.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для  этого необходимо следить за динамикой  проявления творческой деятельности каждого  ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в  деятельности школьника, как и в  деятельности зрелого человека, следует  различать по двум характерным признакам:

  • по результату (продукту) деятельности;
  • по способу ее протекания(процессу).

Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения  конкретно-практических и учебных  задач в нестандартных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при  доброжелательных оценках со стороны  учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных  ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы  и отвечать на них.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению  интеллектуального уровня.

Таким образом, под творческими  способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых  для успешного осуществления  творческой деятельности, позволяющих  в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных  и мысленных образов, открывать  новое для себя, искать и принимать  оригинальные, нестандартные решения.

1.2. Основные условия  развития творческих способностей  младших школьников

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  1. Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.
  2. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
  3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
  4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
  5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.
  6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
  7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.
  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
  9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
  10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

Информация о работе Чтение как творческая деятельность