Чтение как творческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 05:59, методичка

Описание работы

Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». Но, к сожалению, «мозаичная культура»[1] сформировала особый тип восприятия художественной литературы. «Чтение как труд и творчество» уступает место беглому чтению или скорочтению[2]. Естественно, читатель всячески приспосабливается к сложившейся ситуации, приучая себя не продумывать то, что он читает, а следовательно, не мыслить творчески.

Работа содержит 1 файл

Чтение как творческая деятельность.docx

— 86.47 Кб (Скачать)

На основе изученной литературы по теме, в данной работе я попыталась определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте. Мной была разработана система, т.е. упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

1.3. Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного  чтения - проблема, над которой я  работаю второй год. Обобщая изученную  литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считаю – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Творчество – явление  сложное, комплексно-обусловленное  многими социальными педагогическими  и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению  к труду. Труд – самый главный  источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и  сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение  даже малейшего успеха. На уроке  дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия  для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию  основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для  творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные  находки будут замечены, приняты  и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. . «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание. Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой  является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с  понятиями «способности», «интеллект», развитие.

В частности, для решения развивающих  целей обучения я организую планомерное, целенаправленное развитие и активизацию  творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:

  1. познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
  2. задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  3. система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с этими требованиями, мои занятия включают в себя четыре последовательных этапа:

  1. разминку;
  2. развитие творческого мышления;
  3. выполнение развивающих частично-поисковых задач;
  4. решение творческих задач.

Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий  характер. Такая работа создает дух  соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой .

Основным условием творческой работы является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:

1) Восхищение каждой идеей ученика  аналогичное восхищению первыми  шагами ребенка, предполагающее:

а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;

б) использование ошибки как возможности  нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.

2) Создание климата взаимного  доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.

3) Обеспечение независимости в  выборе и принятии решений,  с возможностью самостоятельно  контролировать собственное продвижение.

Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в  данной программе используется различный  материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные  ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные  состояния, реагировать по-разному  на одну и ту же ситуацию.

Глава II. Опытно-экспериментальная  работа по развитию творческих способностей младших школьников.

2.1. Критерии уровня развития  творческих способностей младших  школьников.  
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся.

Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять  познавательный интерес, открывать  новое, непознанное для школьника, мной были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:

  1. Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
  2. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
  3. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Каждый из критериев имеет систему  показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному  критерию.

Таблица 1

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество»  и оперирование с ним. 
2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

Тестирование

Методика "Наборщик".

Мотивационно-потребностный

1..Отношение к творческим  упражнениям. 
2.Развитие творческих способностей. 
3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

Наблюдение.

Методика "Составь рассказ  о несуществующем животном"

Деятельностный

1.Предложение новых решений  в процессе учебной деятельности. 
2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. 
3. Участие в коллективной творческой деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.

Методика "Три слова"


В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются  следующим образом:

Таблица 2

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень  знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень  знаний, понятий, представлений; среднее  речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом  выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под  контролем учителя, однако  
может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится  проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при  выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать  и принимать 
необычные образы, решения; отказывается от выполнения 
творческих заданий


Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

1. Высокий уровень.

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых  решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка  проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что  другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем  заключается в применении тех  приемов, направленных на развитие у  них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти  учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские  ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок  не проявляет инициативы и попыток  к нетрадиционным способам решения.

2.2. Система упражнений, способствующих развитию творческих  способностей младших школьников  на уроках литературного чтения.

Под системой я понимаю последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по прочитанному. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в  системе, отвечающей следующим требованиям:

  1. познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;
  2. задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;
  3. система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

По мнению Выготского: «Есть один основной факт, который очень убедительно  показывает, что до литературного  творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени  овладения речью, только на очень  высокой ступени развития личностного  внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от устной речи». Именно уроки литературного  чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также  развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе обучения старается занять позицию  исследователя, творца. Цель учителя  – вывести личность каждого ученика  в режим развития, пробудить инстинкт познания.

Информация о работе Чтение как творческая деятельность