Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Содержание

Введение 3
1 Фигуры речи и их использование в ораторском искусстве 6
1.1 Фигуры речи и их виды 6
1.2 Особенности публичной речи 11
2 Анализ выступлений В.В. Жириновского 18
2.1 Использование фигур речи в ораторском искусстве 18
2.2. Использование фигур речи В.В. Жириновским в выступлениях 21
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

курс_Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора.docx

— 64.22 Кб (Скачать)

 

Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора (на примере  выступлений В.В. Жириновского)

 

Содержание

 

Введение 3

1 Фигуры речи  и их использование в ораторском  искусстве 6

1.1 Фигуры  речи и их виды 6

1.2 Особенности  публичной речи 11

2 Анализ выступлений  В.В. Жириновского 18

2.1 Использование  фигур речи в ораторском искусстве 18

2.2.  Использование  фигур речи В.В. Жириновским  в выступлениях 21

Заключение 26

Список использованной литературы 29

 

 

Введение

 

Деятельность человека, профессия  которого связана с постоянным произнесением  речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них  публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского  искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться  как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Стилистические ресурсы  современного русского литературного  языка имеются на всех уровнях  языковой структуры и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах  употребления языковых стилистических единиц.

Одним из богатейших средств  выразительности речи являются так  называемые средства словесной образности, преимущественно стилистические фигуры речи.

В современном мире, так  же как и много веков назад, искусство оратора не потеряло своей  важности, несмотря на возрастающую важность интернет сервисов. Этот вид воздействия  приобрел  новые формы, разновидности и методы выражения.

Ораторское искусство  — искусство публичного выступления  с целью убеждения.

Стилистически фигуры многообразны, а способы их классификации различны и часто произвольны, потому что  фигуры классифицируются на основе оценок - как «услаждающие слух», «пленяющие чувство» и т.п. Более современные классификации очень сложны, поскольку в исследовании фигур применяется изощренный научный аппарат, и, тем не менее, не охватывают многие фигуры, которые представляются практически важными.

Изобразительными средствами языка при этом называют все виды образного употребления слов, словосочетаний и фонем, объединяя все виды переносных наименований общим термином «тропы». Изобразительные средства служат описанию и являются по преимуществу лексическими. Сюда входят такие типы переносного  употребления слов и выражений, как  метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, перифраз и т.д.

В зависимости от того, какого стиля придерживается человек, фигура ограничивает его в рамках своих  характеристик, за которые сознание просто не может выбраться. В такой  ситуации сознание в лучшем случае ограничивается пограничным состоянием, бросающим его в те или иные аффективные формы, чтобы затем  вновь вернуться в свою фигуру.

Выразительные средства, или  фигуры речи, не создают образов, а  повышают выразительность речи и  усиливают ее эмоциональность при  помощи особых построений: инверсия, риторический вопрос, параллельные конструкции, контраст и т.д.

Политики и общественные деятели используют искусство ораторства наиболее часто. Их речи способны дать иной ход законам, мыслям множества  людей, влиять на их выбор.

Фигуры и тропы со времен античной риторики рассматриваются  вместе, а в некоторых древних  работах одна из категорий даже поглощала  другую. Однако и судьба изучения этих явлений, и сама судьба фигур и  тропов в истории убеждающей речи и словесности вообще оказались  очень разными. Различно и  участие фигур и  тропов в двух во многом полярных видах речевого воздействия – манипулировании и убеждении. Настоящая статья посвящена анализу двух стратегий манипулирования, одна из которых опирается на фигуры, другая – на тропы, а также тому, какую роль играют фигуры и, соответственно, тропы в убеждении. Выводы из сказанного намечают актуальные проблемы изучения тропов и фигур.

Одним из самых ярких ораторов в России является Владимир Жириновский. Его выступления вызывают множество  эмоций и обсуждений.

Целью данной работы является выявление в выступлениях В.В. Жириновского основных фигур речи. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  1. Рассмотреть понятие фигур речи и их виды;
  2. Изучить особенности публичных выступлений;
  3. Выявить основные фигуры речи в выступлениях политика;
  4. Сделать выводы.

Объектом данной работы являются фигуры речи в выступлениях политического  деятеля.

 

 

1 Фигуры речи и их использование в ораторском искусстве

1.1 Фигуры речи и их виды

 

Фигура речи — это приём  выразительности, придающий речи образность и основанный на соположении языковых единиц в тексте.

Она включает в себя сопоставляемое и сопоставляющее, которые представлены в тексте, соотнесены между собой  и в совокупности создают сложное  обогащенное единое представление  о предмете речи. При этом сопоставляющее (то, с чем сопоставляется предмет  речи) в тексте логически избыточно, оно привлечено именно для усиления выразительности, для привлечения  внимания к сопоставляемому — неотъемлемой смысловой части текста.

Фигуры речи делятся на два типа.

Семантические, которые образуются соположением слов, словосочетаний или более крупных отрезков текста, связанных между собой идеей сходства, противоположности, несовместимости, нарастания или ослабления интенсивности. К ним относятся антитеза, оксюморон, зевгма, градация.

Каждая из этих фигур речи выражается в определённой форме, но этой формой не является особая синтаксическая конструкция. Форма семантических  фигур речи имеет несколько различных  синтаксических вариантов или вообще не характеризуется синтаксической определённостью. [5, c. 49]

В отличие от семантических, синтаксические фигуры речи реализуются в закреплённой синтаксической форме, не характерной для стилистически нейтрального выражения мысли. К ним относятся повтор, стык (анадиплозис), многосоюзие (полисиндетон), образующие группу фигур добавления, а также эллипсис, бессоюзие (асиндетон), умолчание (фигура умолчания), образующие группу фигур убавления.

С учётом расположения компонентов  синтаксической конструкции, к ним  добавляются ещё анафора, эпифора, хиазм, синтаксический параллелизм.

1.Фигуры, которые построены  на основе повтора. Это самые  древние фигуры.

Анафора или единоначалие – это повтор звуков слов или  оборотов в начале отрывков, из которых  состоит высказывание. Они могут  быть звуковые и лексические.

Эпифора – повтор слов или  отрывков в конце высказывания. 
В стихе может совмещаться и анафора и эпифора.

Параллелизм – это повтор смежных грамматических конструкций  для подчёркивания их единства и  образности. 
Гродация – усиление слов, их значения благодаря эффекту наростания.

  1. фигуры, построенные на изменении частей внутри синтаксических конструкций.

Инверсия – основана на изменении расположения частей внутри синтаксических конструкций. Цель –  усиление выразительности и экспрессивности  речи.

Парентеза (вставка) – фигура, заключающаяся в том, что предложение грамматически разрывается, так как в предложение включено дополнительное сообщение. [6, c. 54]

  1. Эти фигуры связаны с изменением объёма высказывания.  
    Эллипсис – пропуск несущественных слов для усиления роли оставшихся.

Умолчание – заключается  в том, что автор сознательно  не до конца выражает мысль, предоставляет  читателю самому додумать высказывание. 
Утверждение – они характеризуются, что говорящий подчёркивает, что адресату сообщение хорошо известно.

  1. Риторические – усиливают выразительность речи.
  2. риторический вопрос – это вопрос ставится с целью усиления утверждения
  3. риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или где-нибудь с целью усиления выразительности. 
    3) риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, в котором.

Стилистический эффект семантических  фигур речи связан также с их синтаксической формой, а синтаксических фигур речи — с семантическим составом синтаксической конструкции, так что деление  фигур речи на типы проводится не на основании наличия или отсутствия, а на основании повышенной значимости одного или другого признака. [4, c. 145]

Фигура антитезы может служить  принципом построения для целых  поэтических пьес или отдельных  частей художественных произведений в  стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически. Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом. Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части. Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п.

В качестве примера использования  антитезы в современной поэзии приведём восьмистишие Айдына Ханмагомедова:

Вновь пернатый вожак заскучает  о лете

и, скликая, поднимет подруг.

Словно двух разобщённых  родителей дети,

то на север они, то на юг.

Им, наверное, нравится жизнь  кочевая,

раз ни там не сидится, ни здесь.

Словно есть на земле  и чужбина родная,

и чужбинная родина есть.

Оксюморон — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. [9, c. 20]

Оксюморон нередко используется в  названиях прозаических литературных произведений («Мёртвые души», «Невыносимая лёгкость бытия», «Бесконечный тупик», «Конец Вечности»), фильмов («Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь», «Общество мёртвых поэтов», «Назад в будущее»).

Оксюмороны часто используются в рекламе и не всегда добросовестно. Например, многие даже не понимают, что  выражение «инвестиции на рынке  форекс» — это пример профессионального оксюморона (так как частный валютный рынок по своей природе не может являться объектом инвестиций, только спекуляций). [12, c. 32]

Градация - фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая.

Зевгма  — фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний, в других же опускается (Почтен дворянин за решеткою своей башни, купец — в своей лавке (Пушкин, «Сцены из рыцарских времен») — слово почтен здесь употреблено только один раз, во второй раз — подразумевается). В традиционной античной риторике зевгма не была связана с представлением о нарушении логических и смысловых связей, в современной же риторике часто подразумевается, что зевгма основана на нарушении закона логического тождества (Шёл дождь и отряд красноармейцев, Сегодня в Кремле президент принял представительницу ОБСЕ и военную доктрину). Подобное представление о зевгме как стилистической ошибке восходит к трудам Адольфа Кноха. В зависимости от позиции «общего» слова различают протозевгму (общее слово в начале), мезозевгму (общее слово в середине) и гипозевгму (общее слово в конце). [14, c. 103]

Информация о работе Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора