Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – показать возможность и необходимость использования системы упражнений.
Задачи:
1) Раскрыть психолого-педагогические основы в формировании грамматических навыков.
2) Использовать коммуникативный метод.
3) Определить грамматический минимум.
4) Разработать систему упражнений.
5) Использовать нестандартные приемы с целью повышения мотивации.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические особенности
формирования грамматических навыков 6
1.1 Возрастные особенности развития школьников 6
1.2 Организация обучения при формировании практических
навыков 10
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей
технологии в процессе формирования навыков 13
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе
в средней школе 17
Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского
языка на начальном этапе в средней школе 21
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость
изучения грамматики иностранного языка 21
2.2 Составляющие, необходимые при формировании
грамматических навыков 24
2.3 Характеристика грамматических навыков и
их этапы формирования 28
2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике 32
2.5 Использование символов и средств наглядности в работе
при формировании лексических и грамматических умений 37
Глава 3 Система упражнений, направленная на
формирование грамматических навыков 41
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые
для формирования грамматических навыков 41
3.2 Мониторинг уровня сформированности языковых навыков 46
Заключение 50
Литература

Работа содержит 1 файл

diplomnaya.doc

— 305.00 Кб (Скачать)


54

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КУБАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

Отделение «Иностранный язык»

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

 

Кулешова Наталья Александровна

 

 

 

 

Руководитель                                                         А.А. Еремеева

 

Нормоконтролер                                                     В.А. Жиленко

 

Консультанты: 1.                                                     И.О. Морозова

2.                                                                                                                                   Е.А. Полухина

3.                                                                                                                                   Е.А. Смолякова

 

 

Краснодар, 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                       4

Глава 1 Психолого-педагогические особенности

формирования грамматических навыков                                                        6

1.1 Возрастные особенности развития школьников                                6

1.2 Организация обучения при формировании практических

навыков                                                                                                             10

1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей

технологии в процессе формирования навыков                                           13

1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе

в средней школе                                                                                               17

Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского

языка на начальном этапе в средней школе                                                  21

2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость

изучения грамматики иностранного языка                                                   21

2.2 Составляющие, необходимые при формировании

грамматических навыков                                                                                24

2.3 Характеристика грамматических навыков и

их этапы формирования                                                                                  28

2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.

Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике              32

2.5 Использование символов и средств наглядности в работе

при формировании лексических и грамматических умений                      37

Глава 3 Система упражнений, направленная на

формирование грамматических навыков                                                      41

3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые

для формирования грамматических навыков                                               41

3.2 Мониторинг уровня сформированности языковых навыков          46

Заключение                                                                                                50

Литература                                                                                                 51

Приложение                                                                                               54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика.  В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.

Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений. Результаты нашего анализа выявили необходимость в обучающих упражнениях, направленных на коммуникацию. Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.

В процессе обучения грамматическим навыкам мы выделим несколько этапов, которые соответствуют психологическим фазам формирования навыков. На данных этапах мы построили систему упражнений, т.к. именно умело построенная система упражнений с учетом психологических особенностей и педагогических принципов наилучшим образом сформирует грамматические навыки.

В ходе работы мы проведем исследование.

Цель исследования – показать возможность и необходимость использования системы упражнений.

Объект исследования – различные виды упражнений и составленная нами система упражнений.

Предмет исследования – грамматика и грамматические явления иностранного языка.

Гипотеза – формирование грамматических навыков успешно на основе коммуникативного подхода, учитывая грамматический минимум и средства наглядности.

Задачи:

1) Раскрыть психолого-педагогические основы в формировании грамматических навыков.

2) Использовать коммуникативный метод.

3) Определить грамматический минимум.

4) Разработать систему упражнений.

5) Использовать нестандартные приемы с целью повышения мотивации.

Следует отметить, что структура работы состоит из введения, психолого-педагогической главы, состоящей из четырех пунктов; методической главы, состоящей из пяти пунктов; и практической части, в которой дана система упражнений и мониторинг уровня сформированности грамматических навыков; а также заключения, литературы  из тридцати одного источника, приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

1.1 Возрастные особенности развития школьников

 

Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является вы-деление следующих стадий: раннее, дошкольное детство, младший, средний (подростковый) и старший школьный возраст, юность. Воспитание эффек-тивно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития. [21]

Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит вели-кий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими измене­ниями условий, влияющих на личностное развитие ребенка.

Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные со­вместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельнос­ти, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. [18]

Отрочество – это период, когда подросток начинает ценить свои отно­шения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-но­вому. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаи­модействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. [17]

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «мы», до­селе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоцио­нальной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «я» подросток еще не может. У подростка пылкие чувства, подчас ни­кто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми.

Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. [17] Существенную роль играют отношения меж­ду средой и воспитанием. Среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане ее влияния на психическое развитие, есть система культурных (в част­ности, духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности. Одни условия образуют освоенную социально-бытовую обстановку, окружение детей, люди или культурные ценности, средства общения и деятельности или факторы, причины психологического развития. [21]

Самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формиру­ются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверж­дение. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших. Видя проявление качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремле­ние подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности, т.е. оно становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовер­шенствования ребенка. [18]

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Воз­растает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инс­тинктами и эмоциями.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организо­ванно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкос­тью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверх­ностью.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении.

Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто стано­вится причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подрост­ков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторон­ние дела. [22]

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к вы­полнению всех видов умственной работы взрослого человека.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познава­тельного развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает та­кого уровня, что ребенок переходит преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Ис­следования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать – значит, мыслить.

Информация о работе Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе