Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.

Содержание

Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 372.00 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение.

Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.

1.1.           Гражданственность как интегративное качество личности.

1.2.           Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

1.3.           Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.

2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Развитие демократических государств и гражданского общества — это история гражданского и нравственного поступка, который определяет добродетельный выбор целей и действий граждан. Нравственное самосознание, а впоследствии гражданское самосознание как элемент гражданственности, выступающей в виде интегративного качества гражданина, стало выделяться на ранних этапах социальной жизни [1, 45].

В наши дни общество и государство заинтересованы в формировании гражданственности у подрастающего поколения. Педагогическая наука выявила изменчивый характер отношений детей и взрослых, вызванный социальными переменами, расшатыванием традиционных механизмов передачи гражданских и нравственных ценностей. Многообразие методик по формированию гражданственности, целей и методологических оснований воспитательных систем образовательных учреждений требуют от науки обозначения существенных положений, знание которых позволит воспитателю планировать и оценивать свою деятельность в области формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [3,38].

Взаимосвязь целей, принципов, содержания, форм и средств формирования гражданственности у старших дошкольников представлена значительным количеством теоретико-педагогической литературы (В. И. Кожокарь, Е.В. Известнова, И.М. Дуранов, Даваа Жагдагийн, О.И. Волжина, P.P. Бандура, Н.А. Шатунова, Л.К. Фомичева, Л.Н. Щербакова, Д.С. Яковлева, Ю.А. Маришкина, В.В. Мартынова, А.К. Нургалиева и др).

Гражданское общество – общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни [9,34].

В исследовании А.В. Беляева говориться о том, что наличие гражданского общества – важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан [6,36]

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, представляет собой способность убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, занимать активную гражданскую позицию. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданственность как качество личности окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий [19, 19].

Гражданственность ребенка начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны у взрослого с осознанием своей принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству. Обычно акцент в разговоре о гражданственности ставится на том, насколько важно для общества растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим государством.

«Присвоение» родной культуры – важнейшая задача развития ребенка, но она же и есть составляющая процесса формирования гражданственности. Другая его составляющая – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны.

Изменения в современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня, деидеологизация воспитательно-образовательного процесса в педагогической практике привели к тому, что проблемы формирования гражданственности у детей оказались, как бы изъяты из наших образовательных программ. Исследований по вопросу воспитания гражданственности в старшем дошкольном возрасте крайне мало. Хотя в период с 60-х по 80-е годы был проведен ряд исследований по проблеме гражданственности (М.И. Богомолова, А.А. Анциферова, Э.К. Суслова). Проведен анализ имеющихся исследований по данной проблеме применительно к условиям 80-х-середины 90-х годов (А.В.Беляев, А.С.Бык, Н.И.Васильев, О.И.Волжина, А.С.Гаязов, Е.В.Известнова, Н.В.Ипполитова, Н.Г.Капустина, Д.В.Кузнецова, А.Ф.Никитин, О.П.Песоцкая, И.Л.Судакова, И.М.Тагильцева, М.П.Чумакова, М.А.Якобсон и другие).

Происходит возврат к старому содержанию и формам ведения этой работы, что не дает удовлетворения и не является действенным решением проблемы. Возможно, один из источников затруднений на современном этапе – неточность понятия «гражданственность».

Актуальность данной проблемы определяется условиями предоставления педагогу права выбора того, как следует осуществлять воспитание юного гражданина, современные педагоги (воспитатели) не осознают сущности используемых в формировании гражданственности гражданских добродетелей, что не способствует улучшению воспитания юных граждан Российской Федерации.

В настоящее время в теории и практике формирования гражданственности выделяются противоречия, связанные с гражданским становлении старших дошкольников: в педагогике считается общепризнанным положение о связи методов формирования гражданственности с другими компонентами этого процесса, но не разработаны основы формирования гражданственности в детском саду и начальной школе.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания старших дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [29, 431].

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют старшего дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности дошкольника.

Значение и функция дошкольных учреждений в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка [13, 49].

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей детей к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского (3), Н.М.Болдырева (6), И.Ф.Харламова (30) и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории формирования гражданственности, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов формирования гражданственности.

Объект исследования: процесс формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – формирование гражданственности  у детей  старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:

- процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста» ;

- определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;

- теоретически разработан и экспериментально апробирован комплекс занятий, учитывающий поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1.      Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.

2.      Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.

3.      Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

4.      Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, педагогический эксперимент, диагностирование.

 

Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.

1.1.      Гражданственность как интегративное качество личности.

Совершенствование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности. Каждый человек – гражданин. Основа гражданского общества – цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид.

Большинство философов и социологов (Л.Н. Буева, Г.С. Костюк, Б.Ф. Ломов, Н.И. Рейнвальд, Г.А. Смирнов, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и другие), исходят из понимания личности как «реального деятельного человека – общественного индивида», как «совокупности всех общественных отношений».

В исследованиях психологов и педагогов личность с ее структурными компонентами трактуется как система отношений. Такая концепция рассматривается в трудах Л.Ю. Гордина, Б.Т. Малышева, В.Н. Мясищева, М.И. Смирнова, Н.Е. Щурковой и других авторов. Психологи, утверждающие, что личность не весь человек, а лишь его социальное качество (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов и другие), соответственно, не считают ее субъектом деятельности.

Многие ученые придерживаются определения, данного С.Л. Рубинштейном, «…в качестве личности человек выступает как «единица» в системе общественных отношений, как их реальный носитель» то есть, что личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия [37,56]. Это определение является слишком общим, оно не отражает специфики человека и в равной мере может быть отнесено ко всем живым существам. Преодолению этого недостатка способствует определение личности, предлагаемое К.К. Платоновым, считающего, что личность – это человек как носитель сознания.

Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста