Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.

Содержание

Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 372.00 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.           Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в детстве и являются составляющими  основу гражданского воспитания.

Гражданскому и правовому воспитанию детей, в современном обществе, уделяется, и данная проблема приобретает особую актуальность, так как является мало изученной и разработанной в теоретических и научно-практических аспектах. Старший дошкольник не остается на поверхности фактов, а стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Он способен к отражению мира в системе. Его интересуют причины  и сущность происходящих событий и явлений.

Под руководством взрослых дети могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.

Основной формой знаний старших дошкольников, по мнению А.А. Люблинской, являются представления, которые обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.

Возникновение познавательных интересов – важное условие успешного развития и воспитания ребенка, формирования положительного отношения к окружающей действительности. Общение со взрослыми во многом определяет содержание и направление развития познавательного интереса ребенка. Взрослый как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый ему уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития».

У ребенка нужно формировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему (С.А. Козлова, Н.В. Мельникова). Этому способствует увеличение объема представлений и понятий об окружающем мире, возрастающая произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями окружающего мира, возрастание возможностей умственного развития, появление познавательных интересов.

Нельзя недооценивать организацию деятельности детей, поскольку знания и чувства формируются, закрепляются и упражняются в деятельности. Действенное отношение дошкольников к окружающему проявляется в игре, труде, творческой изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Знания и чувства сами формируются и совершенствуются в этой деятельности.

Чувства старшего  дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение  к окружающему. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер, способность проявить заботу о близких людях и сверстниках. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

Воспитание такого сложного, многообразного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развивающегося и ставшего устойчивым чувства симпатии, сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С развитием ребенка растут и чувства, распространяясь на более широкий круг предметов и явлений.

Воспитанность начал гражданственности у старших дошкольников – это результат систематической и целенаправленной работы педагога, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. Необходимо знакомить детей с культурой своего города, села, деревни, то есть той местности, где ребенок родился и живет – что на наш взгляд, является важнейшей задачей развития личности дошкольника, и она же есть составляющая процесса гражданственности.

Другая его составляющая – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. В старшем дошкольном возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по правовому и гражданскому воспитанию детей. К ним, прежде всего, относятся формирование нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Для общества важно растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим обществом.

Психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта.

К старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов (В.К. Котырло, Н.Л. Непомнящая). Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. В этом возрасте под влиянием родителей и педагогов ребенок выполняет практические действия, результат которых важен не только для него самого, но и для других людей, членов коллектива (Я.З. Неверович). Следует учитывать, что социальные мотивы деятельности у старших дошкольников только начинают складываться. Они носят элементарный характер, обладают относительно слабой побудительной силой, не могут в течение длительного времени определять общую направленность поведения ребенка.

В процессе формирования у детей действенного отношения к окружающему расширяется сфера их общественно полезной деятельности. Впервые деятельность дошкольников не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за их пределы, приобретает элементы общественной направленности. Дети активно включаются в «шефскую» работу с малышами, принимают участие в охране природы, труде по благоустройству прилегающего участка, улицы города и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.           Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Педагог, опираясь на помощь семьи, стремится, используя в качестве опосредующего фактора различные виды и формы деятельности (игровую, учебную, трудовую, спортивную и т.д.), сплотить детей вокруг себя, формируя гуманность, трудолюбие, и другие социально ценные качества.

Свое отношение к окружающему ребенок выражает в творческой изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Отображая события и явления окружающего мира, ребенок передает не только свои зрительные впечатления, но и то отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием социальной среды, воспитания. В этом смысле рисунок каждого ребенка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки различных явлений и событий. Изображая те или иные события, ребенок тем самым уже оценивает их как важные и неважные для него. Эмоциональное отношение к изображаемому событию дети передают с помощью основных средств выразительности: композиции, цвета, линии. Все красивое, хорошее, доброе тщательно и подробно прорисовывается ребенком, изображается на переднем плане, крупно, яркими красками.

Активность ребенка социальна, ее общественная обусловленность и направленность ярко отражаются в игре. Игра – отражение социальной среды, но не «зеркальное». Ребенок активно вносит в игру качества своей личности, поэтому роли детей в игре могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Игра является сферой самостоятельной творческой деятельности детей. Педагогически организованная игра – средство формирования личности.

Наличие нравственных элементов в игре позволяет легче знакомить детей с такими серьезными проблемами, как духовные ценности окружающего их мира. Эмоциональность, создаваемая творческой игрой, активизирует различные виды деятельности, формирует нравственные отношения, создает практику их осуществления. Игры обладают высоким развивающим потенциалом.

Своеобразие игровых действий состоит в том, что ребенок добровольно взял их на себя и, выполняя их, он показывает понимание этих правил (норм, требований), свое умение их осуществлять. Эти особенности игры создают благоприятные возможности для нравственно-правового воспитания дошкольников. Учитывая образовательные и воспитательные возможности игровой деятельности в усвоении нравственно-правовых норм детьми, ученые и практики многих стран подготовили учебные пособия по обучению правам человека для детей разных возрастных групп, с применением игровых приемов.

Принимая на себя роль, ребенок подчиняет свое поведение требованиям, вытекающим из роли, искренне переживает чувства изображаемого лица. Он совершает прыжок в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир морали. Поэтому психологи говорят, что игра – школа чувств. В игре впервые возникает соподчинение мотивов, появляются мотивы социального содержания (Л.И. Божович, Славина).

Развитие личности осуществляется, прежде всего, в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает как просоциальная ассоциация или коллектив, или искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца.

Процесс формирования социальной активности ребенка в семье имеет сходные закономерности, но отличается по содержанию, формам, способам накопления опыта социального поведения и общения от формирования социальной активности ребенка в детском саду и школе. Формирование социальной активности ребенка в семье зависит, от примера социальной активности родителей, конкретной нравственно-эстетической атмосферы отношений и стиля общения родителей с детьми, от «психологического климата. Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия формирования гражданственности. Воспитать гражданина – значит воспитать нравственно свободную личность.

Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав, в значительной степени, зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительская деятельность – одна из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни и воспитания гражданственности.

Формирование правового сознания подрастающего поколения – составная часть формирования гражданственности. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и так далее.

Ставя ребенка на позицию свободной равноправной личности, необходимо воспитание у него уважительного отношения к Закону, правам других детей. Реализация такого подхода возможна при понимании взрослыми содержания структурных компонентов гражданственности.

Многочисленные исследования проблемы становления личности позволили вычленить основные структурные компоненты, включающие в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности. Они имеют следующие характеристики:

1.              Понимание и осознание или когнитивный компонент;

2.              эмоциональное отношение или оценочно-эмоциональный компонент;

3.              деятельностное отношение или нравственно-волевой компонент (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев).

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Структурные компоненты гражданственности.

Базой для развития других образований являются образования первого уровня (когнитивный компонент) – система усвоенных личностью на уровне убеждений, социальных знаний, понятий, суждений, представлений, правил, норм, оценок, ценностей. Объем, глубина, действенность знаний о явлениях, процессах, обоснованность и правомерность определенного отношения к ним. Ключевую роль играют два последующие компонента. На уровне оценочно-эмоциональных (эмоциональный компонент) отношений формируются оценочно-личностные отношения, ценностный смысл, самоопределение личности относительно общества или его отдельных объектов, процессов, явлений. Полученные и осознанные знания приобретают личностный смысл, перерастая в систему мотивов и установок. И, наконец, личностный смысл, определяя ценностные ориентации, превращается в нравственно-волевое устремление личности, в потребности, как ведущую форму проявления человека (деятельностный компонент). Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе), совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности. Это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки целей вмешательства в жизненные ситуации), а также приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения.

Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста