Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.

Содержание

Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети имеют активную гражданскую позицию, если это не связано с собственной ответственностью и возможностью наказания.

Методика № 3. Наблюдение.

Цель: выявить отношение детей к ребенку другой национальности экспериментальной группы в течение дня.

Условия проведения: скрытое наблюдение за детьми в течение дня, фиксация информации в протоколах наблюдения.

Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети принимают ребенка в группе, но в игре не выбирают его, некоторые дети избегают общения с ним.

Анализ проведения диагностических методик позволил отнести дошкольников экспериментальной группы к следующим уровням:

На высокий уровень не отнесен не один ребенок.

К среднему уровню отнесены 4 детей (Диана В., Денис Б., Таня Ш., Ромазан Ш.). У данных дошкольников относительно полные представления о Родине, но недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.

Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в школе и семье. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Относительное выполнение своих прав и обязанностей.

Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Недостаточная эмоциональность при рассказах о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.

К низкому уровню отнесены 4 ребенка (Сергей Б., Настя К., Ярослав С., Денис Ш.), так как они затрудняются с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей.

Не имеют представлений о правах и обязанностях. Не испытывают позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Эмоциональная бедность объяснений окружающим людям их прав. Не выполняют свои права и обязанности, не способны оценить поступки других людей.

Не знают, что есть люди других национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. Плохо относятся к людям других национальностей.

Результаты, полученные на констатирующем этапе, были учтены при определенном содержании формирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.

Результаты констатирующего этапа показали необходимость проведения работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: подобрать социально-педагогические условия для проведения работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Отобрать социально-педагогические принципы опытно-экспериментальной работы.

2. Выделить социально-педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Отобрать и опытно-экспериментальным путем апробировать формы и методы социально-педагогической работы направленные на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения этих задач использовались социально-педагогические принципы:

Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном постоянном сотрудничестве педагога с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций; создании педагогической среды в учреждении; налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации детей.

Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношении к личности; уважении прав и свобод как ребенка, так и педагога; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении её творческой самореализации.

Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие ребёнка и взрослого таким, каковы они есть; поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности; оптимизм и веру в возможности и способности личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.

Принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости; уверенности в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между педагогом и детьми.

Наиболее эффективно формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста будет происходить при следующих педагогических условиях:

1.      Четкого и целенаправленного планирования социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

2.      Содержательности опытно-экспериментальной работы с учетом особенностей и интересов детей.

3.      Использования сочетания разнообразных методов и форм социально-педагогической деятельности.

4.      Учет определенных дидактических принципов.

5.      Использования разнообразных форм социально-педагогической деятельности как средства формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология основ формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста представлял собой ряд последовательных этапов:

1 этап – подготовительный. Его цель в формировании у детей интереса к родному краю, гражданским правам, обязанностям, людям разных национальностей.

Цель 2 этапа – репродуктивно-поискового – заключалась в уточнении, систематизации, обобщении и углублении представлений детей, полученных на первом этапе.

3 этап – репродуктивно-творческий. Его цель в закреплении полученных представлений в повседневной деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности, в умении оценить поступки и действия других людей.

Процесс формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялся при ознакомлении с родным городом, его достопримечательностями, природой; гражданскими правами и обязанностями детей; людьми разных национальностей.

Стержнем всей работы являлось воспитание нравственных качеств, которые являются основой воспитания гражданственности.

Процесс осуществлялся под общим названием «Страна маленькая Россия» - государство маленьких граждан, где каждый ребенок соблюдает гражданские права, выполняет обязанности, любит свою Родину, заботится о близких, о природе, испытывает положительные эмоции по отношению к людям других национальностей. Центральным звеном являлось понятие «гражданин», воспитание которого осуществляется с помощью интеграции элементов гражданственности: гражданственности, гражданских прав, обязанностей, межнациональной толерантности. Чтобы процесс воспитания гражданственности был полным и четким, он осуществлялся в двух направлениях: работа с педагогами и родителями, и работа с детьми.

Процесс формирования гражданственности включал методы и приемы формирования трех его основных компонентов: когнитивного (занятия, игры-занятия, эвристические беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций), эмоционального (рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, связь с другими видами деятельности), поведенческого (решение проблемных ситуаций реальных и вербальных, сюжетно-ролевые игры, выполнение рисунков).

Работа с детьми реализовалась в четырех содержательных блоках, имеющих пролонгированный характер. Первый содержательный блок – «Права гражданина», второй содержательный блок – «Юные граждане», третий содержательный блок - «Люди разных национальностей», четвертый – «Наши обязанности». Итогом проведенной работы стала подготовка и проведение праздника «Путешествие в стране маленькая Россия».

Каждый блок воспитывал определенные нравственные качества личности, такие, как  любовь к Родине, преданность, сочувствие, сопереживание, уважение к другим людям, ответственность, долг, способствующие формированию у дошкольников гражданственности. При переходе из одного блока в другой эти качества расширялись и дополнялись новым содержанием, в результате чего происходило более четкое осмысление детьми элементов гражданственности.

Проведение мини-лектория дополнялось комплексом приемов активизации внимания аудитории:

-          постановка дискуссионных вопросов;

-          предложение для обсуждения противоположных точек зрения;

-          проблемные вопросы, педагогические ситуации, кроссворды, практические задания (проблемные вопросы ставились в ходе чтения лекции, а решение кроссвордов, анализ педагогических ситуаций, практические задания и упражнения применялись к концу курса).

Для активизации мыслительной деятельности воспитателей и педагогов использовали вопросы проблемного характера:

1. Есть ли необходимость в современных условиях воспитывать гражданственность?

1.              Почему в современный период развития нашего общества мы все чаще затрагиваем вопросы гражданственности?

2.              К чему может привести отвержение таких понятий, как «гражданственность», «гражданственность»?

Важным приемом по формированию основ гражданственности являлся организация выставок педагогической литературы под общим названием «Вопросы гражданского воспитания». Литература для выставки условно была разделена на три части: для педагогов и воспитателей, для родителей, для детей. Каждая часть представлялась на отдельной самостоятельной выставке. Изучение педагогами и воспитателями литературы выставки «Педагогам и воспитателям о гражданском воспитании» способствовало формированию представлений о гражданственности, развитию интереса к данной проблеме.

Выставка литературы «Проблемы воспитания гражданственности в семье» приближена к жизни и проблемам современной семьи. Цель выставки заключалась в популяризации изданий, демонстрирующих педагогический потенциал семьи в процессе воспитания основ гражданственности.

Выставка «Литература для детей» представлялась произведениями для чтения дошкольникам. На основе данных художественных произведений детям показывали сущность понятий: «гражданин», «права», «обязанности», «люди разных национальностей».

Работа по воспитанию основ гражданственности с родителями осуществлялась одновременно с педагогами и воспитателями, также с собрания, на котором экспериментатор знакомил их с программой по формированию основ гражданственности у детей. Цель данной работы заключалась в том, чтобы сформировать у родителей определенные представления о гражданственности для осуществления целенаправленной работы по воспитанию данного качества личности у детей и со стороны родителей и со стороны педагогов и воспитателей.

Фронтальная работа с родителями испытуемых включала в себя чтение мини-лекций и проведение мини-лектория по воспитанию у детей элементов гражданственности.

К групповым формам работы с родителями выступали организация «Семейного клуба». Специфика его работы заключалась в сокращении курса теоретического материала и более глубоком обсуждении практических вопросов гражданского воспитания. Все вопросы, которые оставались без ответов на мини-лектории, были перенесены в клуб.

Работа с детьми строилась по блочной системе:

Первый содержательный блок « Ваши права дети» предполагал решение следующей задачи:

-          обогатить представления детей о гражданских правах.

Осуществление этой задачи решалось в процессе проведения серии занятий под общим названием «Путешествие по страницам правовых документов», оформления группового уголка «Наши права», «Твои права, человек», занятий в игровой форме «Назови правильно», чтения литературы и ее обыгрывания, а также в повседневной свободной деятельности. Итог - проведение праздника 12 декабря – «День Конституции».

Главной задачей ознакомления дошкольников с правами человека было научить бережному отношению к тем ценностям, которые называют общечеловеческими. Честь, достоинство – не только личное достояние гражданина, но и общества. Человек, уважающий себя, признанный как ценность обществом, обладает гораздо большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек, лишенный достоинства. Задача занятий состояла в том, чтобы помочь детям ответить на вопрос, каким должен быть человек-гражданин, осознавать, что есть добро и что есть зло.

Например, при проведении эвристической беседы программное содержание которой познакомить дошкольников с правовыми документами, вызвать у детей интерес к данному вопросу и помочь в осознании того, что такое хорошо и что такое плохо. Детям рассказывали о том, что человек с момента рождения наделен широкими правами. Он небеззащитен перед возможными проявлениями жестокости, несправедливости, эксплуатации. «Права человека» – это возможность людей что-то делать или осуществлять в соответствии с законом. Права – это те правила, которые позволяют человеку сохранить свое достоинство, право на жизнь, на свои вещи, на безопасность, на свободу, на свое жилище, на труд, на образование. У человека много прав, которые он должен знать и пользоваться ими независимо от возраста, от цвета кожи, от того, кто он – мужчина или женщина. У ребенка тоже есть права, но часто пользоваться ими он не может без помощи взрослых: он не может самостоятельно переезжать из города в город, путешествовать, защищать свою неприкосновенность. В этом ему помогают родители. Существуют документы, обеспечивающие защиту прав человека, как для взрослых, так и для детей. Для взрослых – это «Всеобщая декларация прав человека», которая защищает права людей, которым уже исполнилось восемнадцать лет. А защита прав и интересов ребенка провозглашены в специальных документах, принятых ООН, - «Декларация прав ребенка» (1959 г.) и «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.). Эти документы подписаны многими странами мира, в том числе и Российской Федерацией.

Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста