Формирование и развитие системы непрерывного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:38, реферат

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 33.01 Кб (Скачать)

Введение.

Современный период развития общества характеризуется  сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В  настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в  мировое информационно-образовательное  пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в  педагогической теории и практике учебно-воспитательного  процесса, связанными с внесением  корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны  современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению  ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать  не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его  эффективность. 

За последние 5 лет  число людей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство  исследователей, эти тенденции будут  ускоряться независимо от школьного  образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы  в основном с игровыми компьютерными  программами, используют компьютерную технику для развлечении. При  этом познавательные, в частности  образовательные, мотивы работы с компьютером  стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер  используется недостаточно.

Конец XX столетия ознаменовался  интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном  совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в  появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место  в организационном управлении, в  промышленности, в проведении научных  исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Интернет, значительное число пользователей  работает с использованием сотовой  и других сетей. Все это подтверждает, что процесс информатизации интенсифицируется, завершается этап неуправляемой  информатизации. Управляемая составляющая, которая реализовывалась в основном в образовании, в промышленности и в административном управлении, оказалась явно недостаточной из-за малых финансовых средств, но в целом  современный уровень информатизации позволяет констатировать, что начало следующего века станет точкой перехода из века энергетики в век информатики, как это прогнозировал Норберт  Винер. Использование волоконно-оптических линий и сетей кабельного телевидения  позволяет на одной и той же базе обеспечить передачу речи, видеосигнала, данных, служебной информации и тем  самым обеспечить вхождение каждого  пользователя как в российское, так  и в мировое информационное пространство. работе учащихся на домашнем компьютере. назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать  на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.

Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает  новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с  использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика. Так, только за пять месяцев учащиеся школы Hacienda La Puente Unified School District в южной Калифорнии, используя компьютерную программу обучения чтению, по всем восьми показателям в среднем на 15% превзошли других учеников, которые учились читать традиционным образом. При этом учащиеся, имеющие ограниченные познания в английском языке, получили вдвое более высокие оценки, чем их англоязычные одноклассники.

Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать  процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые  формируют среду обучения. Ученики  пяти школ Бирмингема (Англия) и южно-африканской  провинции Гаутенг (Gauteng) узнали намного  больше о политике, географии и  искусстве двух стран благодаря  использованию Интернета, который  давал им возможность общаться друг с другом посредством видеоконференций и совместно участвовать в  исследовательских проектах.

Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических  знаний и умения критически мыслить - это потребует необходимой технической  квалификации. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. Так, свыше 2,5 тыс. учеников небольшого городка Ницан (Nitzan) на юге Израиля  в возрасте от 12 до 17 лет прошли обучение на курсах Microsoft, чтобы стать сертифицированными специалистами. В процессе обучения они помогали проводить занятия  в школах, общинах и местных  центрах Teachers' Resource Centers. Мощное высокопроизводительное программное обеспечение, полностью  интегрированное с Интернетом, как  никогда ранее, дает возможность  учащимся создавать и обмениваться информацией. Одно только знание того, что его проект будет увиден и  оценен сверстниками и родителями, заставляет ученика в полной мере использовать все имеющиеся у  него знания и возможности. Учащиеся двух школ штата Нью-Джерси, например, объединились друг с другом для создания Electric Soup - онлайнового литературного  журнала.

Существующая социально-экономическая  тенденция, связанна с тем, что все  большее число и все большая  доля рабочих мест и видов деятельности требуют знаний и квалификации высокого уровня, и, чтобы успешно трудиться  на этих местах и в этих сферах деятельности, необходимо соответствующее образование. Причем, это характерно не только для  той сферы деятельности человека, которая формируется в результате развития новых технологий, но и  для специальностей, которые два  десятилетия назад предполагали низкую квалификацию и сейчас формально  не требуют высшего образования. Но расширяющиеся связи во многих сферах профессиональной деятельности требуют познаний выходящих далеко за узкопрофессиональные рамки. Поэтому  спрос в обществе на образование  характеризуется тенденцией к постоянному  росту по мере того, как растет роль научных знаний в деятельности человека. По мере приобретения образованием характера  непрерывного процесса становится все  более разнообразным и возрастной состав учащихся, и исходный уровень  их знаний, и характер мотивации  учения, и содержание потребных знаний. К традиционному школьному контингенту  прибавляется многочисленная категория  людей далеко не школьного и даже не вузовского возраста. На передний план выдвигается практический вопрос приобретения знаний, квалификации, а не диплома. С другой стороны, участие в политической, общественной и культурной жизни  государства, осуществление личностью  прав человека, а также все более  усложняющаяся, в свою очередь, повседневная жизнь поощряют и подталкивают молодежь и людей всех возрастов совершенствовать на протяжении всей жизни свое общее образование и приобретать знания и умения, необходимые в обществе, все более основывающемся на знании. Следовательно, одной из составляющих социального заказа должна быть естественная потребность непрерывного обретения знаний, что является закономерным процессом развития общества.

Формирование и  развитие системы непрерывного образования.

Среди принципов  устойчивого развития, провозглашенных  ООН, особое место занимает принцип  непрерывного образования граждан  в течение всей их жизни. Эта цель связана с решением важнейшей  проблемы человечества - недоиспользованием каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта и творческой энергии  созидания. Непрерывное образование  и, прежде всего, образование взрослых, служит средством систематической  актуализации накапливаемых в мире знаний, обеспечивает рост человеческого  капитала в городском сообществе, позволяет людям максимально  и наиболее эффективно реализовать  себя в процессе жизнедеятельности.

Концепция непрерывного образования нацеливает на привитие гражданам вкуса к приобретению знаний как способу жизни, воспитание постоянного стремления к приобретению новых знаний, овладение методологической и рефлексивной культурой, формирование таких личностных качеств, которые  помогают каждому нормальному человеку в процессе обучения или самообучения самостоятельно выстраивать траекторию своего интеллектуального развития на протяжении всей жизни. В процессе непрерывного образования должны развиваться  способности и умения исследовать  явления, принимать и осуществлять решения, эффективно общаться и взаимодействовать  с другими людьми, постоянно осваивать  новые виды и типы деятельности.

Понятие информационной технологии. Роль средств новых информационных технологий в образовании

Под средствами новых  информационных технологий (СНИТ) будем  понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных  средств и систем информационного  обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К СНИТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные  вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования  текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших  объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической  или звуковой форм представления  данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной  информацией (на базе технологии Мультимедиа  и систем "Виртуальная реальность"); современные средства связи; системы  искусственного интеллекта; системы  машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении  в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств  и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной  педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи - выполнение социального заказа общества - коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное использование  информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части  трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески  активного резерва. По этой причине  становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию  СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого  потенциала индивида, формирования у  обучаемого умения осуществлять прогнозирование  результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач -- как учебных, так и практических.

Не менее важна  задача обеспечения психолого-педагогическими  и методическими разработками, направленными  на выявление оптимальных условий  использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его  эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к  самоопределению и самовыражению  в условиях современного общества этана  информатизации.

Особого внимания заслуживает  описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки  для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных  на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

Ж незамедлительная обратная связь между пользователем  и СНИТ;

Ж компьютерная визуализация учебной информации об объектах или  закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так  и "виртуальных";

Ж архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также  легкого доступа и обращения  пользователя к центральному банку  данных;

Ж автоматизация  процессов вычислительной информационно-поисковой  деятельности, а также обработки  результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

Ж автоматизация  процессов информационно-методического  обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Ж Реализация вышеперечисленных  возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как.

Ж регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов  информации, представленной в различных  формах;

Ж интерактивный  диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие  от диалогового, предполагающего обмен  текстовыми командами (запросами) и  ответами (приглашениями), реализацией  более развитых средств ведения  диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с  использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором  символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

Ж управление реальными  объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

Ж управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе  и реально протекающих;

Ж автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов  учебной деятельности, коррекция  по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того, что вышеперечисленные  виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых  информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных  целей, назовем ее информационно-учебной  деятельностью.

Направления внедрения  средств новых информационных технологий в образование.

Современные новые  информационные технологии могут быть использованы в качестве:

1. Средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность  и качество. При этом обеспечивается:

Информация о работе Формирование и развитие системы непрерывного образования