Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:30, дипломная работа

Описание работы

Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности 7
1.2.Виды упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения 13
1.3. Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма 22
1.4. Функции и объекты контроля при обучении письму 29
Выводы по главе I 36
Глава II. Эффективность системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения 38
2.1. Констатирующий этап исследования и его результаты 38
2.2. Формирующий эксперимент 48
2.3. Контрольный этап исследования 54
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение

Работа содержит 1 файл

контроль навыков письмаГОТОВ.doc

— 463.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.

В числе многих других задач, перед преподавателем английского языка стоит достаточно важная задача по формированию у учащихся навыков письма: обучить их написанию слов, фраз, сформировать навыки орфографии, грамматики языка. Обучение навыкам английского письма очень важно для детей среднего возраста, поскольку от уровня овладения грамматикой и словарным запасом зависит уровень использования языка в живой речи. В связи с этим, перед учителем встает задача контроля. Решение проблемы контроля связано с достижением в последнее время определённых успехов, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации  самого контроля как составной части этого процесса. В тоже время существуют и недостатки при осуществлении контроля знаний. Так в некоторых случаях имеет место неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке, допускается использование однообразных методов контроля. Проблемой осуществления контроля в процессе обучения английскому языку является и то, что не существует универсальных форм и способов контроля, так как каждая конкретная работа обладает в этом отношении своими возможностями. Разные аспекты письменных работ выступают на первый план в зависимости от его жанра, содержания и эстетических задач.

Таким образом, актуальность проблемы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени в общеобразовательной школе состоит следующем. Правильно организованный контроль со стороны педагога на каждом этапе помогает ему выявить успехи и неудачи каждого ученика в процессе обучения английскому языку, дают возможность педагогу правильно планировать педагогический процесс, лучше и эффективнее готовиться к предстоящему уроку, планировать урок так, чтобы учебный материал способствовал устранению выявленных в процессе контроля недостатков, обеспечивает учителю возможность анализировать свою деятельность, намечать пути исправления допущенных учащимися ошибок.

Цель исследования: теоретически обосновать и путем эмпирического исследования доказать насколько контроль влияет на сформированность навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

- изучить проблемы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;

- изучить существующие методические наработки по осуществлению контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;

- подобрать необходимые методики исследования уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;

- определить уровень развития сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;

- определить и реализовать различные методы контроля сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе;

- экспериментально проверить эффективность использованных методов контроля сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе с помощью выбранных методик.

Объект исследования: процесс контроля сформированности навыков письма на уроках английского языка на средней ступени обучения в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: влияние контроля на уровень сформированности навыков письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Методы исследования:

- теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической  литературы, литературы методического  характера;

- анализ документации образовательного учреждения;

- качественный и количественный  анализ экспериментальных данных;

- эмпирический метод (педагогический эксперимент).

- математический метод  (статистическая обработка полученных  в ходе исследования данных).

Теоретическая база исследования: научные положения отечественных ученых-педагогов о процессе обучения письму на английском языке, как виду речевой деятельности (Е.М. Верещагиной, Е.Н. Солововой), о формировании навыков письма на средней ступени в средней школе (Р.П. Мильруда, Е.И. Пассова), о контроле при обучении английскому языку на средней ступени в средней школе (Б.А. Лапидус, Н.А. Зимней).

Гипотеза: формирование навыков письма на средней ступени обучения английскому языку в общеобразовательной школе обучения будет проходить эффективно при условии совершенствования системы контроля за данным учебным процессом.

Методики исследования:

- «Репродуктивный диктант»;

- «Написание рассказа»;

- «Изложение»;

- «Письменные ответы на вопросы к тексту».

База: исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения (МОУ) №2 г. Альметьевск.

Практическая  значимость: материалы данной работы могут быть использованы студентами факультетов иностранных языков педагогических вузов при подготовке к семинарским занятиям, при прохождении педагогической практики.

 

Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

 

    1.  Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности

 

 

Письмо представляет собой средство обучения иностранному языку в процессе освоения таких видов языкознания как графика, орфография, путем письменного выполнения упражнений, помогающих лучше усвоить языковой материал и затем овладеть устной речью и чтением. С точки зрения психологии, письмо как форма письменной речи представляет собой сложный психический процесс, который во всех классификациях обычно включается в речь (речевую деятельность), имеющую разные виды и формы. Под письменной речью, по мнению Е.М. Верещагина, следует понимать графическое оформление языковыми средствами собственных мыслей и коммуникативных намерений [7, с. 18].

Письмо - это всё то, что приводит к созданию надписи в целом. В культурологическом контексте под письмом чаще всего понимается только представление слов языка в текстовом виде с помощью набора знаков или символов (известных как письменность). При письме могут использоваться абстрактные символы, которые отображают фонетические элементы речи, как, например, в индоевропейских языках, либо могут использоваться упрощённые изображения объектов и понятий, как в восточноазиатской и древнеегипетский пиктографических письменных формах. Тем не менее, они отличаются от иллюстраций, таких как наскальные рисунки и живопись, а также от несимвольных способов хранения речи на нетекстовых носителях информации, например, на магнитных аудиокассетах.

По мнению Е.Н. Солововой,  письмо является расширением человеческого языка во времени и пространстве. Основные виды письменностей (методы записи речи) по большому счёту делятся на четыре категории: логографические, слоговые, буквенные и характеристические. Есть ещё одна, пятая категория - идеографическое письмо (символы идей), которая никогда не была развита до уровня представления языка. Шестая категория - пиктографическое письмо, сама по себе недостаточна для представления языка, но часто составляет основу логографических систем [37, с. 16].

Структура письма достаточно сложна. Первым и основным компонентом процесса письма является звуковой анализ слова, предполагающий умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы. Вторым компонентом, входящим в процесс письма, является операция соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой. Наконец, третьим звеном является перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания, реализуемые, в свою очередь, посредством комплекса последовательных движений. По мнению В.А. Артемова, структура письма во многом определяется психофизиологической основой указанных выше основных звеньев (компонентов) процесса письменной деятельности [1, с. 15].

А.А. Миролюбова отмечает, что обучение письменной речи занимает важное место в процессе преподавания английского языка, поскольку письменная речь неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [25, с. 61].

Р.П. Мильруд и И.Р. Максимова  констатируют, что обучение письму обычно включает два аспекта: работу над техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, то есть умений письменной речи. По мнению исследователей, результатами развития навыков орфографии и письма на начальном этапе обучения английскому языку являются умения ими пользоваться при выполнении письменных заданий (осуществления записи на английском языке) [22, с. 22].

В процессе обучения письму коммуникация в письменной форме имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, при составлении письменного сообщения у автора, в нашем случае учащегося, имеется достаточный резерв времени для того, чтобы поупражняться в изложении собственных мыслей, обдумать несколько вариантов такого изложения, выбрать лучший, отредактировать и исправить собственный текст. С другой стороны, сложность коммуникации в письменной форме состоит в том, что автор письменного сообщения не имеет возможности незамедлительно убедиться в правильности понимания изложенных им мыслей и коммуникативных намерений.

Психологическая наука  рассматривает письмо как работу, которая характеризуется участием всех речевых анализаторов, так как то, что мы пишем, мы одновременно проговариваем во внутренней речи и слышим себя. Процесс речепорождения при письме, по мнению Б.В. Беляева, аналогичен процессу говорения, поэтому при обучении говорению, полезно давать письменные задания [4, с. 38].

Письмо, как  было отмечено выше, представляет собой  сложный вид речевой деятельности, который имеет свое происхождение, способ формирования, протекания, психологическое содержание, функции. Если на начальном этапе формирования письмо рассматривается как осознанное действие, то постепенно оно превращается в навык. Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. На ранних ступенях ее формирования ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.

Ученик, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий становится выражение мыслей. Таким образом, письменная речь, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи [6, с. 85].

Именно поэтому  письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня - поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование - отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Как правило, пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не участвуют какие-либо вне языковые компоненты (жесты, мимика и так далее), и то, что в письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы), определяют существенные особенности ее строения [13, с. 38].

Информация о работе Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе