Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:30, дипломная работа

Описание работы

Овладеть навыками письма на иностранном языке - значит безошибочно осуществлять сложное речевое действие, способствующее развитию умений и навыков устной речи, чтения, а также усвоение языкового материала. Письмо считается средством обучения в программах средней общеобразовательной школы и не рассматривается как основная цель обучения, а лишь одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописания, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того, письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе 7
1.1. Обучение письму на английском языке, как виду речевой деятельности 7
1.2.Виды упражнений для формирования навыков письма на средней ступени обучения 13
1.3. Сущность, методы и виды контроля формирования навыков письма 22
1.4. Функции и объекты контроля при обучении письму 29
Выводы по главе I 36
Глава II. Эффективность системы контроля уровня сформированности навыков письма на средней ступени обучения 38
2.1. Констатирующий этап исследования и его результаты 38
2.2. Формирующий эксперимент 48
2.3. Контрольный этап исследования 54
Выводы по главе II 61
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение

Работа содержит 1 файл

контроль навыков письмаГОТОВ.doc

— 463.50 Кб (Скачать)

2. «Написание рассказа» (story writing) (предъявляемые опорные вопросы для написания рассказа и способ оценки задания даны в Приложении 2);

3. «Изложение» - reproduction (прочитанного, услышанного) (содержание текста для изложения и способа оценки задания дано в Приложении 3);

4. «Письменные ответы на вопросы к тексту» предшествующего задания для изложения «The Queen and Parliament» (содержание вопросов и способа оценки задания дано в Приложении 4).

С помощью представленных заданий мы провели диагностику, которая позволила нам получить данные о сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного классов. Полученные данные, представленные в виде таблиц (Приложения 5, 6, 7, 8). Представленная ниже сводная Таблица 1 отражает результаты констатирующего исследования уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного классов.

 

Таблица 1

Сводная таблица результатов диагностики сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе исследования

Задание «Репродуктивный диктант»

экспериментальный класс

контрольный класс

высокий уровень - 2 человека (8 %)

выше среднего - 4 человека (16%)

средний уровень - 6 человек (24%)

низкий уровень - 13 человек (52%)

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 5 человек (20%)

средний уровень - 6 человек (24%)

низкий уровень - 12 человек (48%)

Задание «Написание рассказа»

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 5 человек (20%)

средний уровень - 8 человек (32%)

низкий уровень - 10 человек (40%)

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 6 человек (24%)

средний уровень - 6 человек (24%)

низкий уровень - 11 человек (44%)

Задание  «Изложение»

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 6 человек (24%)

средний уровень - 7 человек (28%)

низкий уровень - 10 человек (40%)

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 5 человек (20%)

средний уровень - 7 человек (28%)

низкий уровень - 11 человек (44%)

Задание «Письменные ответы на вопросы к тексту»

высокий уровень - 2 человека (8%)

выше среднего - 5 человек (20%)

средний уровень - 6 человек (24%)

низкий уровень - 12 человек (48%)

высокий уровень - 2 человека (7%)

выше среднего - 5 человек (20%)

средний уровень - 7 человек (23%)

низкий уровень - 11 человек (43%)


 

 

На Рисунке 1 графически представлены результаты констатирующего исследования.

 

экспериментальный класс

 

контрольный класс

Задание «Репродуктивный диктант»

Задание «Написание рассказа»

Задание «Изложение»

Задание «Письменные ответы на вопросы к тексту»


Рис. 1. Диаграммы. Результаты констатирующего исследования уровня сформированности навыков письма на констатирующем этапе

Рассмотрев данные, полученные нами на констатирующем этапе исследования уровня сформированности навыков письма в экспериментальном и контрольном классах мы обнаружили следующее.

Выполнение задания «Репродуктивный диктант» показало, что 5 баллов (высокий уровень) получили в экспериментальном классе 2 человека (8%), в контрольном классе также 2 человека (8%), 4 балла (уровень выше среднего) за данное задание получили 4 человек (16%) в экспериментальном классе и 5 человек (20%) в контрольном классе, 3 балла (средний уровень) получили 6 человек (24%) в экспериментальном классе также 6 человек (24%) в контрольном классе. В экспериментальном классе 2 балла (низкий уровень) набрали 13 человек (52%), в контрольном классе  - 12 человек (48%).

Выполнение задания «Написание рассказа» 5 баллов (высокий уровень) получили в экспериментальном классе 2 человека (8%), в контрольном классе также 2 человека, 4 балла (уровень выше среднего) получили 5 человек (20%) в экспериментальном классе, в контрольном классе 6 человек (24%), 3 балла (средний уровень) набрали 8 человек (32%) в экспериментальном классе и 6 человек (24%) в контрольном классе, 2 балла (низкий уровень) набрали 10 человек (40%) в экспериментальном классе и 11 человек (44%) в контрольном классе.

За задание «Изложение» в экспериментальном классе 5 баллов (высокий уровень) набрали 2 человека (8%) и 2 человека в контрольном классе, 4 балла (уровень выше среднего) набрали 6 человек (24%) в экспериментальном классе и 5 человек (20%) в контрольном классе, 3 балла (средний уровень) набрали 7 человек (28%) в экспериментальном классе и столько же в контрольном классе, 2 балла (низкий уровень) набрали 10 человек (40%) в экспериментальном классе и 11 человек (44%) в контрольном классе.

Выполнение учениками  задания «Письменные ответы на вопросы к тексту», показало, что 5 баллов (высокий уровень) набрали 2 человека (8%) в экспериментальном классе и столько же в контрольном классе, 4 балла (уровень выше среднего) набрали 5 человек (20%) в экспериментальном классе и 5 человек в контрольном классе, 3 балла (средний уровень) набрали 6 человек (24%) в экспериментальном классе и 7 человек (23%) в контрольном классе, 2 балла (низкий уровень) набрали 12 человек (48%) в экспериментальном классе и 11 человек (43%) в контрольном классе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на констатирующем этапе исследования с помощью заданий «Репродуктивный диктант», «Написание рассказа», «Изложение», «Письменные ответы на вопросы к тексту» нами были полученные данные, которые свидетельствуют о том, что как в экспериментальном, так и в контрольном классе большинство учеников имеют средний и низкий уровень сформированности навыков письма. Следовательно, показатели уровня навыков письма, позволили нам перейти к формирующему эксперименту. На данном этапе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование навыков письма на средней ступени обучения английскому языку в средней школе обучения будет проходить эффективно при условии совершенствования системы контроля за данным учебным процессом.

 

2.2. Формирующий  эксперимент

 

 

После проведения констатирующего  исследования уровня сформированности навыков письма учеников экспериментального и контрольного классов мы приступили к формирующему этапу эксперимента. Проанализировав результаты, полученные нами на констатирующем этапе исследования, было принято решение предпринять шаги к совершенствованию системы контроля за уровень сформированности навыков письма учеников экспериментального класса, внедрив в работу учителей английского языка на средней ступени обучения в муниципальном образовательном учреждении (МОУ) №2 г. Альметьевск дополнительные виды контроля к уже имеющейся системе.

Введенная нами система  контроля уровня сформированности навыков  письма учеников экспериментального класса состояла из нижеследующих видов контроля

Предварительный контроль заключался в выявлении уровня знаний обучаемых в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года с помощью опроса, различных письменных заданий. Данная предварительная проверка сочеталась с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в навыках письма. Предварительный контроль проводился не только в начале учебного года, но и в середине, когда начиналось изучение нового раздела. Использование предварительного контроля состояло в установлении исходного состояния индивидуального уровня сформированности навыков письма каждого ученика.

Поскольку успех формирования навыков письма на отдельном этапе обучения зависит от степени усвоения определенных заданий на предшествующих этапах обучения. Поэтому нами были изучены данные об успеваемости каждого ученика вообще и уровне сформированности навыков письма учеников экспериментального класса в частности.

Текущий контроль. Данный вид контроля включал в себя систематическую  проверку знаний в форме заданий по пройденным параграфам. Например, использование в работе педагогов аудирования позволяло воспринимать иностранную речь на слух, при этом обучающиеся выполняли следующие задания:

1. составить конспект аудиотекста по заранее предложенному плану (по ключевым словам);

2. сделать записи к отпечатанным опорным сигналам в процессе прослушивания аудиотекста;

3. в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией (задачей) выделить из аудиотекста информацию и записать её.

Таким образом, учителя могли наблюдать уровень умений учеников работы и выявлять допущенные ими ошибки, при этом делая выводы о необходимости работы над наиболее важными моментами по формированию навыков письма.

Нами также была использована такая форма текущего контроля как свободный диктант. В этом случае учитель читал аудиотекст по абзацам, учащиеся записывали то, что запомнили; для облегчения выполнения задания заранее давался план или ключевые слова. Это также позволяло выявлять трудности в работе с текстом, недостатки сформированности навыков письма у учеников в ходе текущей работы.

Текущий контроль также  использовался при восприятии письменной речи, учащиеся составляли список вопросов для обсуждения с реальным или воображаемым собеседником, тезисы, подбирают письменную лекцию на карточках, составляют кодограммы, таблицы для устного сообщения по определённой теме (проблеме) или ситуации. Это давало возможность контролировать умение, формулировать и записывать вопросы, стимулировать и заинтересовывать учащихся, создавать коммуникативную направленность урока.

Практика письменной речи позволяет сделать переложение  печатного текста или аудиотекста  по памяти, по плану или сделать  письменные предложения по решению  определенного вопроса или определенной проблемы. Цикл уроков по теме завершается домашним сочинением (самодиктантом - письменным пересказом части текста или всего текста).

Текущий контроль осуществлялся  нами также в традиционных формах: фронтальный и индивидуальный опрос. Он также использовался в проверки домашнего задания так, например, для проверки усвоения письменной речи для написания письма и запоминания речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способов выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ и так далее. Во время занятий учащиеся просматривали тексты писем, различные схемы писем, выделяли отдельные фразы, опорные мысли, ключевые слова. Учащиеся делали анализ текстов писем, давали характеристику их авторов, определяли характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и так далее), затем анализировали средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и так далее. Затем ученикам предлагалось написать друг другу различные виды писем, которые затем ребята могли прочитать, выделить ошибки, и самостоятельно сделать выводы о наиболее удачных и не удачных моментах своей работы.

Таким образом, дополнительные формы текущего контроля, введенные нами в программу преподавания в экспериментальном классе, позволял видеть процесс становления умений и навыков, вовремя заменять отдельные приемы работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы учащихся.

С целью повышения уровня навыков письма учеников экспериментального класса в систему контроля используемую учителями были введены некоторые дополнительные формы периодического контроля, который позволял определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Для этого мы ввели формы контроля за овладением учащимися навыками письма с помощью проведения на специально запланированных уроков. Такие уроки проводились несколько раз в четверть. Формами периодического контроля стали контрольные работы (например, по разделам программы «School life» «Еhe place where we live»,  «Hobbies» и другим), а также обобщающие уроки после освоения материала по отдельным темам, зачеты на освоение написания новых слов по темам уроков и текстам. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.

Нами также был введен итоговый контроль, который был направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени сформированности навыков письма, полученных в процессе изучения английского языка в конце четверти, полугодия и учебного года. Данный вид контроля позволял нам получить картину общих достижений учащихся. Итоговый контроль позволил углубленно, обобщенно и систематизировано отразить уровень навыков письма и определить, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня сформированности требуемых навыков. Формой итогового контроля в экспериментальном классе стали тесты и текстовые задания. Использование тестовых заданий служило проверке знаний и навыков письма. Например, тестовое задание (Приложение 9), предложенное учащимся было на проверку ориентированности учащихся во временах группы «Past». Учащимся были розданы листы с уже готовыми заданиями, на которых были написаны предложения с пропущенными словами. Этими словами являлись глаголы, поставленные в разные времена группы «Past». Также, для точности проверки среди вариантов ответа содержались времена еще неизвестные учащимся.

Например:

While the kids... in the garden, their mother was hurriedly cooking dinner.

were playing

played

had been playing

had played


Учащимся необходимо было выбрать правильный ответ и отметить его. Задание такого рода позволяли выявить, насколько сформированы навыки правильного употребления слов группы, правильно ли они могут оперировать лексикой в контексте, также развивает логическое мышление и тренировать навыки самостоятельной работы, необходимые для правильного письма. Отметки, полученные при использовании теста как формы итогового контроля, являлись, показателями сформированности навыков письма мотивировать на дальнейшее использование тестов как метода контроля. Кроме того, использование тестов как формы контроля позволило улучшить отношение учащихся к контролю, поскольку при выполнении тестовых заданий страх проявлялся меньше, чем при выполнении традиционных контрольных работ.

Информация о работе Формирование навыков письменной речи и контроль письма на средней ступени обучения в общеобразовательной школе