Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:50, автореферат

Описание работы

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ
СТУДЕНТА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Педагогика - 13.00.01

Работа содержит 1 файл

_PupkovSV-ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

На правах рукописи

 

Пупков Сергей Викторович

 

 

 

Формирование нравственно-ценностной позиции

студента в культурно-образовательном пространстве вуза

 

 

 

 

Специальность  13.00.01 –

общая педагогика, история  педагогики и образования

 

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

Работа выполнена на кафедре педагогики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный институт»

 

 

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Бездухов Владимир Петрович;

 

доктор педагогических наук, профессор

Кирьякова Аида Васильевна;

 

доктор педагогических наук, профессор

Лельчицкий  Игорь Давыдович


 

 

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический

            университет»

 

 

Защита диссертации  состоится 5 июля 2010 г. в  14.00  часов на 
заседании диссертационного совета Д.521.027.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора/кандидата педагогических наук при НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский пр., д. 9-а, ауд. 203.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО  «Московский психолого-социальный институт».

 

Автореферат разослан  «     » мая 2010 г.

 

 

 

Автореферат размещен на сайте ВАК РФ http://vak.ed.gov.ru/

2 апреля 2010 г.

 

 

Ученый секретарь                                                                     

диссертационного совета                                                          

кандидат педагогических наук                                                      Н.П. Молчанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  исследования. Мир, в котором мы живем, становится все более сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура, происходит становление информационного общества, знаменующего собой качественно новый период в развитии человечества.

В современных условиях характерное для человеческой цивилизации усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым соответствующее наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных социально-экономических проблем, для принятия адекватных целям социального развития общества решений на государственном, региональном, муниципальном уровнях. Большое влияние на принятие решений, исполнение которых не может не затрагивать интересы людей, не влиять на их умонастроения, на их психологический комфорт, на нравственность, оказывает создаваемое людьми различных профессий, в том числе и социологом, информационное пространство. Это пространство, если в нем «действуют люди, страдающие “моральной недостаточностью”» (И.Л. Зеленкова), дестабилизируется. Такая дестабилизация может привести к смещению ценностных координат общества, к углублению разрыва между человеком и обществом. Действия людей, различающих добро и зло, живущих в соответствии с золотым правилом нравственности, ориентированных на благо, стремящихся к максимилизации пользы для себя и для другого человека, способны устанавливать такой информационный порядок и такие информационные отношения, которые обеспечивают поддержание и упрочение социального порядка.

В этих условиях возрастают требования к деятельности социолога, являющейся одним из факторов стабилизации общества и обеспечения духовно-нравственной безопасности граждан – важного компонента внутренней безопасности общества. Данные идеи, нашедшие свое отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяют цели и задачи деятельности социолога по проведению социологических опросов в различных организациях, по интерпретации полученных данных, предписывающей социологу не вставать на позицию власти, заказчика при изучении общественного мнения, и в то же время не выставлять власть, заказчика в невыгодном свете, не дискредитировать их.

Общество, социальная система раскрываются перед социологом через полученное им в результате опросов населения, выявления рейтингов политиков, изучения общественного мнения по тому или иному вопросу, социологическое знание. В этом знании содержатся ответы на вопросы: «Как человек действует в разных социальных ситуациях?», «Почему между властью и людьми возникают разногласия, как их устранить?», «Почему мы делим людей на “своих” и “чужих”?» и др. В этом знании содержится понимание социального мира, социальной системы, различных форм и вариантов связи между субъектами этой системы.

Оценке подвергаются поступки, действия социолога, его личностные качества, находящие свое внешнее выражение в деятельности и поведении, в том, как он исполняет нравственные требования, а не только возложенные на него профессиональные обязанности.

Однако, как показывает анализ деятельности социолога, сочетавшийся с осмыслением научной литературы, в своем стремлении исполнять профессиональные требования социолог далеко не всегда осознает, что критерием данных требований являются не только и не столько профессиональные компетентности и компетенции как образовательный результат, сколько ценности блага, добра, пользы, достоинства, долга, ответственности, справедливости. Недостаточность осознания социологом значения нравственных критериев, не различение им ценностей блага и пользы, добра и пользы приводит к тому, что «полезность замещает добро, когда добром называют то, что в действительности является лишь полезным» (Р.Г. Апресян).

Между тем моральные  требования общества к деятельности социолога (быть правдивым, честным при интерпретации полученного эмпирического знания; не переключаться со служения государственному интересу на обслуживание частных устремлений и др.) императивны, как императивна и сама мораль. Моральные императивы, предписания, повеления выражают необходимость адекватной ценностям блага, добра, пользы, долга, ответственности, справедливости деятельности социолога, реализуемой в адекватной данным ценностям нравственно-ценностной позиции социолога, формирование которой происходит в период обучения студентов – будущих социологов в вузе.

Идея формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога является не просто отображением тенденции поиска ценностных оснований деятельности социолога, выводящих его на осознание важности и необходимости избегания пристрастных оценок рейтингов политиков, общественного мнения и т.д. Появилось понимание того, что, во-первых, только социолог моральный несет ответственность перед собой и перед другими людьми. Жизненный успех, профессиональные результаты социолога морального не оборачиваются утратой связей с другими людьми, «перед которыми и за которых человек считает себя ответственным в свободе» (Р.Г. Апресян). Во внутреннем мире социолога морального польза и добро как моральные явления предполагают, а не исключают друг друга. Во-вторых, профессиональные требования трансформируются в нравственные требования тогда, когда их критерием становится критерий «этично – неэтично». Этичным является то, что определяет отношение социолога к своей деятельности не по неким пусть даже необходимым предписаниям, а по нравственным нормам, в справедливости которых он убежден, и целесообразность которых он понимает. Этично – это то, что способствует общественному согласию, поддержанию социального порядка, внутренней безопасности общества.

Проблема позиции личности –  далеко не новая научная проблема. Поставленная Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, получившая свое развитие в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Л.Б. Волченко, И.С. Кона, В.В. Поляховой, В.Н. Сагатовского, А.И. Титаренко, она была конкретизирована в педагогических исследованиях Г.И. Аксеновой, С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной, А.Г. Гогоберидзе, О.К. Поздняковой, В.Л. Хайкина и др.

Понятие «позиция личности»  приобрело статус междисциплинарной категории, фиксирующей в каждой науке область ее значений. На этическом уровне, учитывая методологические и практически-консультативные возможности этики, становится возможным раскрытие нравственного содержания позиции социолога, обоснование механизмов формирования нравственных, ценностных отношений, в которых резюмируются, проявляются нравственные качества социолога, воспроизводятся «координаты» его морального выбора. На социологическом уровне становится возможным обоснование того, что позиция социолога, реализуемая в рамках конкретной социальной ситуации развития общества, опосредуется общественными отношениями. На психологическом уровне – раскрытие того, что позиция социолога как субъекта поведения и деятельности представляет собой сложную систему отношений личности, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. На педагогическом уровне – обоснование сущности и содержания нравственно-ценностной позиции социолога, ее ценностных оснований.

Анализ научной литературы показывает, что если проблема социальной позиции (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон), жизненной позиции (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Сагатовский), внутренней позиции (Л.И. Божович), нравственной позиции (А.И. Титаренко, Л.Б. Волченко, В.В. Поляхова), социально-профессиональной позиции (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, В.Н. Аниськин), гуманистической позиции (К.А. Абульханова-Славская, О.К. Позднякова), субъектной позиции (А.Г. Гогоберидзе, Е.Н. Залевская, Н.В. Недорезова, В.Л. Хайкин) – далеко не новая научная проблема, то проблема нравственно-ценностной позиции социолога сравнительно новая научная проблема.

Проблема формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога, связанная с его приобщением к ценностям, находящимся в основаниях позиции, с его включением в нравственные, ценностные отношения, образующие содержание такой позиции, не решается однозначно положительно. Студент должен не только определить свою позицию, но и прийти к осознанию того, что в освоенных им ценностях, существующих и реализующихся в ситуации выбора, воплощается «личность-для-себя» на пути ее восхождения к культуре через овладение «остенсивными, императивными, аксиологическими формами культуры и формами-принципами культуры» (В.А. Конев); что предельным основанием «личности-для-себя» является другой человек как соучастник творения такой личности. Через соучастие человека в творении в другом человеке «личности-для-себя» осуществляется «движение» ценностей от одного субъекта к другому, благодаря чему происходит обогащение не только субъективной ценностной системы каждого, но и обогащение субъект-субъектных отношений как «процесса и результата реализации ценностей, воплощающих в себе аксиологическое ядро культуры» (В.Н. Сагатовский).

Студент «черпает» ценности из создаваемого преподавателем вуза культурно-образовательного пространства, в котором содержится опредмеченный опыт деятельности, опыт духовно-практического освоения мира в морали. Однако, как показывает анализ научной литературы по проблеме пространства, вопросы, связанные с обоснованием сущности и с раскрытием содержания понятия «культурно-образовательное пространство», не получили должного освещения в научных исследованиях. В тоже время предпосылки для разработки понятия «культурно-образовательное пространство» имеются. Так, учеными разработано содержание понятий «образовательное пространство» (С.К. Бондырева), «воспитательное пространство» (Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова), «аксиологическое педагогическое пространство» (Л.В. Вершинина). В зависимости от того, как проблема пространства вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: обосновывается, что единое образовательное пространство как особый социально-психологический и социокультурный феномен есть система многоплановых и многомерных отношений, объективно воспроизводящихся и самостоятельно развивающихся в новой исторической среде в процессе организации и трансляции определенной, необходимой в современном изменяющемся обществе совокупности знаний, функционирующей в реальном пространственно-временном континиуме (С.К. Бондырева); раскрываются характеристики воспитательного пространства, подходы к его созданию, уровни реализации воспитательного пространства, являющегося результатом деятельности, причем не только созидательной, но и интегрирующей (Н.Л. Селиванова).

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует  признать, что в педагогической теории проблема формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза фундаментально не осмыслена. Потребность восполнения данного пробела в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

Среди многих проблем, возникающих  при исследовании проблемы формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога, необходимо исследовать такие, которые связаны с выявлением различий между социологом нравственным и социологом моральным; с обоснованием сущности и содержания нравственно-ценностной позиции социолога; с обоснованием сущности и содержания культурно-образовательного пространства; с разработкой практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза; с определением направлений деятельности преподавателя вуза по формированию такой позиции будущего социолога; с обоснованием содержания, методов формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога, и ряд других.

В настоящее время  многие вопросы, связанные с формированием  и развитием нравственно-ценностной позиции будущего социолога, требуют нового осмысления, потому что, во-первых, социальные преобразования, происходящие в обществе, не только изменили взгляд на человека, но и послужили основой для изменения мировоззрения социолога, ядром которого (мировоззрения) являются ценности. Во-вторых, анализ реальной педагогической практики показывает, что даже те преподаватели вуза, которые целенаправленно стремятся приобщать студентов к ценностям, находящимся в основаниях нравственно-ценностной позиции, формировать систему нравственных, ценностных отношений, образующих содержание позиции, далеко не всегда осознают, что ценности как феномены морали придают адекватную их содержанию направленность духовно-практическому освоению студентом мира в морали, что совокупность ценностей определяет содержание направленности деятельности студента – будущего социолога как человека и профессионала, что ценности являются структурным компонентом нравственного и ценностного сознания, которое есть не только знание, но и отношение. В-третьих, социолог, если в его сознании не укоренено золотое правило нравственности, не всегда способен осуществлять адекватный моральный выбор, оценку результатов выбора, содержания отношений к миру, к людям и к себе по критерию ценностей блага и пользы.

Налицо противоречия между потребностью общества в социологе, способном под знаком взаимности, проявляющейся во взаимных обязательствах и ожиданиях их исполнения одним субъектом деятельности от другого субъекта деятельности, устанавливать информационный порядок и информационные отношения, в основаниях которых находятся ценности, и недостаточным осознанием преподавателем вуза, готовящего студента – будущего социолога, того, что механизмом становления взаимности между социологом, проводящим социологические опросы, интерпретирующим полученные данные, и респондентами, заказчиками опросов, властью, является правдивость, означающая, что личность достойна доверия; между практической необходимостью формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки практико-ориентированной концепции формирования такой позиции в процессе обучения студента в вузе.

Информация о работе Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве ВУЗа