Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Определить наиболее эффективные методы и формы воспитания толерантности у подростков во ВДК.
Объект исследования: Процесс воспитания подростков в условиях временного детского коллектива.
Предмет исследования: Методы и формы воспитания толерантности у подростков во временном детском коллективе.
Задачи исследования:

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты воспитания толерантности
1.1 Современные подходы к понятию толерантности
1.2. Процесс воспитания толерантности
1.3. Основные приемы воспитания толерантности и их классификация
1.4. Временный детский коллектив. Его особенности и специфика процесса воспитания толерантности в нем.
Глава II. Практические методы и формы воспитания толерантности во ВДК
2.1. Программа формирования толерантных установок у подростков во временном детском коллективе
2.2. Обобщение собственного педагогического опыта работы воспитателем во ВДК
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике(готовая).doc

— 252.50 Кб (Скачать)


Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Физико - математический факультет

Кафедра педагогики

 

 

 

Курсовая работа

Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе

 

 

 

 

Выполнил

студент IV курса физико-математического факультета Моркляник Василий Васильевич

Проверил

преподаватель кафедры педагогики

Кувалдина Елена Алексеевна

 

 

Киров

2007 г.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты воспитания толерантности

1.1 Современные подходы к понятию толерантности

1.2.  Процесс воспитания толерантности

1.3. Основные приемы воспитания толерантности и их классификация

1.4. Временный детский коллектив. Его особенности и специфика процесса воспитания толерантности в нем.

Глава II. Практические методы и формы воспитания толерантности во ВДК

2.1. Программа формирования толерантных установок у подростков во временном детском коллективе

2.2. Обобщение собственного педагогического опыта работы воспитателем во ВДК

Заключение

Список литературы

Приложение 1


Введение

«Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная  в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных, русых и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне,  а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, толерантность… Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как толерантность.

Детство, согласно Л.С. Выготскому, как особая социокультурная реальность и пространство развития человека с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период формирования основ личности, основ человеческой культуры. Иными словами опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности, во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Сегодня, в современной ситуации социальной неопределенности во все большой степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, проявление жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения. Поэтому многие ученые занимаются решением этой проблемы, определяя наиболее подходящий возраст для воспитания в человеке толерантности и разработкой эффективных методов.

Особое внимание проблеме формирования толерантного поведения человека должно уделяться в подростковом и юношеском возрасте, когда направленность на окружающий мир максимальна. Всем известно, что это возраст – проб и ошибок. Подростки часто подвержены влиянию различных идеологий, в том числе националистических, что может служить поводом для экстремистского поведения и участия подростков в межнациональных политических конфликтах. Все чаще подростки становятся частью различных субкультур, враждующих между собой. Если не снижать развивающую агрессивность среди них, то в ближайшем будущем мы придем к постоянным конфликтам среди молодежных объединений.

Повышенный интерес к проблеме толерантности отражается в появлении все большого количества теоретических и прикладных научных исследований в области философии (М.М. Бахтин, В.А. Лекторский, Л.Д. Гинзбург-Франц и др.), политологии (В.А. Васильев, Н.А. Ведрова, В.Н. Лукин), социологии (И.Г. Солдатов, М.Б. Хомяков и др.), психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов, М.С. Мириманова, А.А. Погодина, М.И. Рожков, Г.У. Солдатова, Б.З. Вульфов, Е.Ю. Клепцова и др.), проблемы толерантности во временном детском коллективе (И.А. Панченко и др.). Проблемы толерантности отражены в художественной литературе у таких известных писателей, как  Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. Поэтому тему своей курсовой работы я выбрал « Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе».

Цель курсовой работы: Определить наиболее эффективные методы и формы воспитания толерантности у подростков во ВДК.

Объект исследования: Процесс воспитания подростков в условиях временного детского коллектива.

Предмет исследования: Методы и формы воспитания толерантности у подростков во временном детском коллективе.

Задачи исследования:

1.                       Изучить современные подходы к воспитанию толерантности у подростков в психолого-педагогической литературе.

2.                       Определить особенности воспитания толерантности во временном детском коллективе.

3.                       Выявить эффективные пути и средства воспитания толерантности во временном детском коллективе и возможное решение данной проблемы.

Методы исследования:

                   изучение научной психолого-педагогической литературы;

                   теоретический анализ;

                   абстрагирование и конкретизация;

                   сравнение;

                   наблюдение;

                   изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.


Глава I. Теоретические аспекты воспитания толерантности

1.1 Современные подходы к понятию толерантности

Воспитание толерантности это общее дело всех педагогов начиная от вожатого детского оздоровительного лагеря заканчивая преподавателями ВУЗов. В этом труднейшем деле им необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях, в-третьих, толерантность необходима и самому педагогу. Рассмотрим подробнее первую составляющую воспитания толерантности [11].

По сферам проявления понятие толерантности рассматривают в  следующих направлениях:

Политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические предпочтения. В последнее время эта проблема особенно остро себя проявляет в связи с ростом политической борьбы, борьбы за власть.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Особенно часто данная проблема встречается в отношениях между гуманитарными, техническими и естественными науками, которые постоянно спорят о своей значимости в общем развитии наук

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их проблемы. Это как мы уже говорили важная составляющая воспитания толерантности, так как невозможно воспитывать в детях то, чего сам не придерживаешься. В последнее время растет количество подростков с девиантным поведением, что требует особой толерантности от педагогов. Проблема осложняется еще тем, что подростки это не единственный объект общения педагогов, существует еще самый трудный «участок» - толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объединяемых общим положением: известной зависимостью от школы, педагогов, данного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе; впрочем, и педагоги были и остаются весьма разными.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии. Часто встречается в отношениях руководитель -  работник и, как правило сопровождается чрезмерной агрессией по отношению ко второму.  Такое отношение объясняется, как эффективный способ управления персоналом.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии? В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – «культурная» направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей [18].

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность – добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. В краткой философской энциклопедии находим: «Толерантность (от лат. Tolerantia - терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[13, 21].

Наши предки были мудрее, и сами глаголы «терпеть» и «снисходить»  несли в их понимании более широкое общечеловеческое содержание. Так у В.Даля глагол «терпеть» имеет, наряду со значением «сносить, страдать, крепиться», еще значение – «не изнемогая, не унываю ожидать; надеяться, снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать; давать повадку». Еще более выразительнее и адекватнее у В.Даля дается значение глагола «снисходить»: «уступать, оказывать милость, милосердие, благосклонность; преклоняться на просьбу, желание; уважить причины, ходатайства; снисходить к нуждам ближнего, принимая их к сердцу; снисходить к слабостям людским, прощать их» [5]. Исходя из Далевских интерпретаций глаголов «терпеть» и «снисходить», толерантность в ее современном содержательном наполнении можно истолковать как уживчивость, неконфликтность, принятие другого таковым, каков он есть [25].

Принципы толерантности имеют серьезные корни и в биологической эволюции, потому что движение эволюции задает не только конкуренция и межвидовая борьба, то есть механизм предложенный Чарльзом Дарвином, но и симбиотические принципы. Это доказывает и современная этология, наука о поведении животных. Например, когда наводнение в равное мере грозит гибелью и хищникам, и травоядным, животные словно бы заключают перемирие. Или когда два самца дерутся за право обладания приглянувшейся волчицей, то победитель не убивает побежденного: как только тот показывает, что сдался, драка тут же прекращается. Грамотный биолог называет это проявлением «нормы реакции», а толерантность есть одна из таких норм. Эти явления основаны на принципе «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а на более мягком - «не навреди». По мнению А.Г. Асмолова: «Толерантность заложена в эволюционный процесс как искусство компромисса, как принцип взаимодействия, должного не навредить виду в целом… искусства понимания иного» [7].

На мой взгляд, наиболее точна в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.З. Вульфовым. Она понимается им как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни» [11]. В этой трактовке используется термин сосуществования, который понимается, как мирное существование с кем или чем-либо совместно и одновременно [37]. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального. Почти все свое время жизни мы подвергаемся влиянию окружающей нас среды, которая разделяется на различные зоны и факторы, как уже было отмечено выше. Поэтому наша задача формировать принципы толерантности с раннего возраста.

 

1.2. Процесс воспитания толерантности

 

Смысл деятельности педагога в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Если более простыми словами то главная задача педагога в воспитании толерантности: донести до воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен, и чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить [18, 36, 31]. Опираясь на понятие психологической устойчивости необходимо сделать еще одно важное дополнение. Обучение толерантности это не только формирование разных форм психологической устойчивости, но и развитие способности индивида к мобилизационной реакции, способности самостоятельно возвращаться в состояние психологического равновесия с собой и с окружающим миром [19].

 

Б.З. Вульфов [11] под процессом воспитания толерантности подразумевает целенаправленную организацию позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т.е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого знать не только источники, но и факторы, зоны, вызывающие необходимость проявления толерантности. Такого рода зон, сложных для детей, а значит и для педагога, немало: религиозная, этническая, психологическая, ценностная, коммуникативная, поведенческая… Каждая из них может оказаться реальной сферой возникновения негативизма, отторжения, кажущейся (а то и реальной) несовместимости. Так, в зоне религиозной наиболее вероятны, по крайней мере, две опасности: сугубо личностная – внутреннее или внешнее неприятие верующих, веры в бога; социально окрашенная – неприятие представителей иных конфессий. Еще больший негативный потенциал может быть в зоне этнической: обострившееся, особенно в последние годы, межнациональные отношения – на уровне как отдельных детей, групп, таки этносов в целом, будь то отношение к беженцам, вынужденным переселенцам, людям «кавказской национальности» или с иным цветом кожи.

Информация о работе Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе