Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Определить наиболее эффективные методы и формы воспитания толерантности у подростков во ВДК.
Объект исследования: Процесс воспитания подростков в условиях временного детского коллектива.
Предмет исследования: Методы и формы воспитания толерантности у подростков во временном детском коллективе.
Задачи исследования:

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты воспитания толерантности
1.1 Современные подходы к понятию толерантности
1.2. Процесс воспитания толерантности
1.3. Основные приемы воспитания толерантности и их классификация
1.4. Временный детский коллектив. Его особенности и специфика процесса воспитания толерантности в нем.
Глава II. Практические методы и формы воспитания толерантности во ВДК
2.1. Программа формирования толерантных установок у подростков во временном детском коллективе
2.2. Обобщение собственного педагогического опыта работы воспитателем во ВДК
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике(готовая).doc

— 252.50 Кб (Скачать)

 

2.2. Обобщение собственного педагогического опыта работы воспитателем во ВДК

Практическая часть исследования проводилась во Всероссийском детском центре «Орленок». Исследование проводилось на протяжении 5 смен – это с 30 мая по 4 октября. Каждую смену количество и возраст  детей были разные. В двух сменах возраст детей варьировал от 10 до 17 лет, в остальных это  возраст от 12 до 14 лет. В условиях «Орленка» проблема формирования толерантности очень актуальна, ввиду того, что контингент приезжающих подростков – это вся Россия плюс страны бывшего СНГ. В отряде одновременно  жили,  по меньшей мере, ребята из 6 городов. Особую сложность составляли смены, когда были ребята из городов Кавказа и центральной части России.

Один из факторов влияющих на развитие у детей качеств толерантности и эмпатии по отношению друг к  другу – это особая атмосфера жизни «Орленка». Во-первых - это отдаленность всех от дома, нахождение на «нейтральной территории», где действуют свои «особые законы» жизни, по которым всем необходимо жить. Во-вторых – специфика временного детского коллектива, про которую мы говорили в первой главе. В-третьих – особый динамизм жизни, так в «Орленке» приоритетным направлением  является лидерское развитие, вследствие чего очень насыщенные смены. Это напрямую влияет на развитии подростков, так как совместная деятельность всегда помогает узнать человека лучше, найти с ним общий язык. Задача воспитателя создать для детей ситуации успеха и, придя к нему отрядом, влияние совместной деятельности усиливается. В-четвертых – особые законы и традиции, по которым живет «Орленок», направленные на равенство и доброе отношения ко всему. Пример некоторых из них:

      традиция доброго отношения к людям;

      закон поднятой руки;

      закон доброго отношения к песне и др.

Особое место среди традиций занимает традиция «орлятской» чести – это осмысление своей нравственной позиции за пределами лагеря. В «Орленке» ребенок учиться дружбе, ответственности, осмыслению своего места, роли в обществе. И очень важно, что бы для ребенка «Орленок» не стал игрой в предлагаемых обстоятельствах, т.е. поиграл в доброе отношение к людям, к песне – и достаточно. Это должно утвердиться в нем, стать нравственной опорой в жизни. И этому должна помочь традиция «орлятской» чести. Формально она выражается во вручении ребятам «орлятских» значков, в специальной работе вожатого по разъяснению статуса «орлятского» значка, в целенаправленной пропаганде звания «орленок», которое приобретается вместе с «орлятским» значком.

Это все постоянно оказывает влияние на подростка, что свидетельствует о преимуществе воспитания толерантности именно во временном коллективе. Так же были проведены специальные мероприятия. Во-первых - все ребята жили по игровой модели, являющейся частью отрядной программы. Программа включает в себя цели, задачи и механизм достижения цели, в который, обязательно входит игровая модель, система стимулирования и поощрения и система аналитической работы – индивидуальная и групповая. Игровая модель строится на основе сюжетно-ролевой игры или же придумывается самостоятельно. Разнообразие моделей зависит от творческих способностей вожатых. Игровой моделью может также послужить мультфильм, например, «светик-семисветик», где каждый лепесток это желание, загаданное в начале смены на сборе планирования. Желание должно быть искреннее, доброе и реалистичное. Каждому ребенку выдается «семисветик», и если ребенок добивается своей цели, то он записывает его на один из лепестков. Итогом будет цветок со всеми достижениями ребенка за смену. В итоговый период проводится огонек,  на котором ребятам говорится, что те, кто не смогли всего добиться, пусть не расстраиваются, а продолжают это делать дома, они не должны останавливаться на достигнутом. И все вместе ребята загадывают еще одно желание, которое они уже будут осуществлять дома. Таким образом, осуществляется работа на последействие. В этой игровой модели уже заложена система стимулирования - осуществление всех семи желаний. Аналитическая работа при такой игровой модели должна обязательно вестись на вечернем сборе отряда, где должно обсуждаться, как происходит осуществление своих желаний: Чего уже добились? Что не получается? Почему не получается? Что надо еще сделать? Так же можно вести экран настроения, на котором будет изображено количество цветков, равное числу человек в отряде. У каждого цветка 21 лепесток и ребята каждый вечер закрашивают один, в соответствии со своим настроением в течение дня. Аналитическая система не обязана, но лучше что бы тоже соответствовала игровой модели. С помощью этой системы вы отслеживаете эмоциональной настроение детей индивидуально и отряда в целом, его развитие в течение смены и т.д. Хорошо разработанная отрядная программа помогает легко отслеживать развитие ребенка и координировать этот процесс. Во-вторых – это специфические мероприятия. Особенно эффективны были игры, тренирующие детей говорить друг другу комплименты, так как подросткам  это очень сложно делать. Были придуманы очень оригинальные комплименты: «волшебный лучик счастья, ясное доброе солнышко и т.д.». Хороший эффект приносили тренинговые упражнение использующие прием взаимопомощи, где успех дела зависел ни от одного человека, а всей команды. Особенно хочется отметить занятия, проводимые на возрасте 12-14 лет – вечер легенд. По своей сути это очень простое занятие, его успех зависит от качества его проведения и подбора легенд. При проведении следует особое место уделять создаваемому настрою ребят и окружающей атмосфере. Подбирать легенды следует по принципу доброты, равенства, понимания и обязательно каждую легенду заканчивать выводом и пожеланием для ребят. Самые любимые легенды ребят это «Все в твоих руках» и «Король и цветы». Первая легенда говорит про то, что все в жизни находится в наших руках, и мы сами выбираем себе ту дорогу, по которой следуем всю жизнь. Вторая легенда о равенстве всех людей. После такого мероприятия необходима работа по его закреплению или другими словами работе на последействие. Необходимо всячески поддержать инициативу ребят, появляющуюся после этого, что бы сложившееся отношение к данной проблеме сохранилось у ребят и после лагеря.

Еще следует отметить положительное влияние принципов толерантности при воспитании лидерской позиции, так создаваемые условия равенства и взаимопонимания оказывают «каталитическое» действие. Настоящий лидер должен обладать всеми видами толерантности для улучшения своих лидерских способностей. Лидерство предполагает общение и взаимодействие, что невозможно без толерантности. Поэтому, исходя из этого в начале смены для ребят на этапе планирования своей жизни в лагере, главной целью стоит развитие лидерских качеств, творческого мышления, организаторских способностей и др. При достижении этой цели ребята выделяют одну из главных своих задач – развитие толерантности.

Подводя итог воспитания толерантности в условиях временного детского коллектива на базе Всероссийского детского центра «Орленок», мы пришли к выводу, что его особенностью явилось то, что подросток сам при педагогической поддержке педагога организует свою жизнь, оценивает свои поступки не через коллектив, а через отношение к себе, через самостоятельный выбор и несет за это внутреннюю ответственность. Важнейшим слагаемым этого является содержательная насыщенность социально значимой и ценностно-ориентировочной деятельности.

Этому способствуют интенсивные формы совместной деятельности – общение; работа в группе, микрогруппе, макрогруппе; различные игры;  разрешение конфликтов; социальное моделирование и проектирование, создание благоприятного психологического климата.

Многообразие видов взаимодействия, совместной деятельности позволили подросткам освоить новый для себя социальный опыт, чему способствовало:

      участие подростка в процессе планирования и управления собственной жизнедеятельностью, развитие чувств ответственности, раскрытие лидерских качеств, овладение способами анализа и самоанализа;

      создание в детском коллективе каждого лагеря разнообразных форм организации групповой деятельности с целью привлечения максимально большего количества подростков к процессу организации собственной жизнедеятельности и самореализации;

      создание подвижных по составу групп для проведения запланированных совместных творческих дел для освоения социально значимого опыта толерантного взаимодействия и развития инициативности подростков.

Формирование толерантного поведения эффективно при совместной деятельности, которая имеет:

             познавательный характер;

             креативный характер;

             коммуникативный характер, направленный на организацию освоения способов толерантного  взаимодействия;

             ценностно–ориентированный характер, направленный на развитие системы ценностей толерантного взаимодействия;

             рефлексивный характер, направленный на оценку собственных возможностей, своей неповторимости;

             личностно развивающий характер, направленный на защиту индивидуальности ребенка и предоставление свободы демонстрации своей индивидуальности.

В итоге атмосфера «Орленка», специфика временного детского коллектива и проводимые мной мероприятия способствовали воспитанию толерантности.

 

Заключение

В курсовой работе рассмотрена проблема воспитания толерантности в условиях временного детского коллектива. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты воспитания толерантности. А именно, была раскрыта суть понятия толерантность с разных точек зрения. Было подробно рассмотрено: процесс воспитания толерантности, его специфические особенности, как он осуществляется в условиях временного детского коллектива. А также на протяжении всей курсовой показывалось преимущество воспитания толерантности в условиях временного коллектива над постоянным. Была проведена классификация приемов воспитания толерантности и выделены новые формы и методы воспитания толерантности.

В практической части был рассмотрен опыт работы педагога-психолога Панченко Светланы Краснодарского края города Тихорецк. Ей была разработана и реализована программа по формированию толерантных установок у подростков «Я+ТЫ+ОНИ=МЫ», рассчитанная на постоянный детский коллектив. Но мы остановились на этой программе и проанализировали опыт Светланы, вследствие того, что использованные приемы, очень хорошо подходят к временному коллективу и будут иметь не меньший успех в ее реализации. Мы сделали такой вывод исходя из собственного практического опыта воспитателем во Всероссийском детском центре «Орленок» на протяжении 5 смен. За эти пять смен были использованы различные приемы воспитания, разработаны и модернизированы новые. Отчет о проведенной работе с описанием наиболее успешных приемов приведен в практической части курсовой.

Поэтому считаю, что поставленные цели курсовой работы достигнуты, а задачи выполнены. И подводя итоги, хочется несколько слов сказать по поводу дальнейшего развития толерантности в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур, т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием толерантности подростков в духе мира, прав человека и демократии. Предполагаемый результат педагогической деятельности по воспитанию толерантности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи: принятие себя и других людей таких, какие они есть, установление доброжелательных отношений с окружающими, способность к глубокому пониманию жизни, активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться, развитие творческих способностей, умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, способность брать на себя ответственность, приложение усилий для достижения поставленных целей.


Список литературы

1.      «Волшебный кристалл» (игры на развитие толерантности) Издательский дом «Первое сентября» №39 2002 г.

2.      «Воспитание толерантности», Классный руководитель №4, 2006 г.

3.      «Описание занятий с подростками по проблеме толерантности», Классный руководитель №4 2005 г.

4.      «Орленок» - 2005: Константы и переменные. Научные статьи и сообщения участников научно-практической конференции. / Под редакцией А.В. Джеуса, И.В. Романец. – Туапсе: МО ВДЦ 2005 г.

5.      http://www.slovardal.ru

6.      Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. № 24, 2001г.

7.      Асмолов А.Г. «Мы обречены на толерантность» / Семья и школа №11-12,  2001 г

8.      Беньков О.А. «Возрастная динамика личностных характеристик толерантности в социокультурном контексте», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Лесосибирск 2006 г.

9.      Бобинова С.В. «Приемы воспитания толерантности» Имидж №5 2005 г.

10. Воробьева В.А http.://www.tolerance.ru

11. Вульфов Б.З. «Воспитание толерантности, сущность и средства» Внешкольник – 2002 г. №6.

12. Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методика психолого педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Логос, 2006 г.

13. Декларация принципов толерантности. Утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

14. Джеус А.В. Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях. М.: Собеседник, 2005 г.

15. Джеус А.В., Романец И. «Орленок» – книга вожатого. М.: Собеседник, 2005 г.

16. Дмитриев Т.Д.  Многокультурное образование М.: Народное образование, 1999 г.

17. Епишева И.И. «Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Владикавказ, 2007 г.

18. Зелова Т.П. http://www.1september.ru

19. Каганович С.Л. http.://www.tolerance.ru

20. Колебина Е.В «Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва, 2006 г.

21. Краткая философская энциклопедия М.: Прогресс. Энциклопедия, 1994г.

22. Лутошкин А.Н. Как вести за собой / под редакцией Б.З. Вульфова. – М.: Просвещение, 1986 г.

23. Маленкова Л.И. Как вести за собой. Большая книга вожатого. М.: Педагогическое общество России, 2004 г.

24. Маркова Н. «Решение проблемы формирования толерантности – условие успешной социализации» / Альма матер (вестник высшей школы) №2 2006 г.

25. Новичков В. «Толерантность: этимология и образовательная практика» / Народное образование №9 2006 г.

26. Панченко И.А. «Развитие толерантного взаимодействия подростков во Всероссийском детском центре "Орленок", Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Магнитогорск, 2005 г.

27. Панченко С. «Я+ОН+ОНИ=МЫ», Школьный психолог, сентябрь №18 2006 г.

28. Психодрама и групповой процесс / под редакцией И.А. Гринберга. – М., 1993 г.

29. Психология и педагогика социального воспитания / материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н.А Некрасова, 2005 г.

30. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под редакцией В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.

31. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,-  2000 г.

32. Степанов П. «Как воспитать толерантность?» / Народное образование №9, 2001 г.

33. Степанов П. «Как воспитать толерантность?» / Народное образование №1, 2002 г.

34. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», http.://www.tolerance.ru

35. Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2006 г.

36. Чепкасова О.А.  «Формирование толерантных отношений у современных школьников», http.://www.tolerance.ru

37. http://www.ozhegov.org

 


Приложение 1

«Я+ОН+ОНИ=МЫ»

Занятия из программы формирования

толерантных установок у подростков

Целью программы является укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

Программа формирования толерантных установок у подростков состоит из трех блоков, имеющих логическую связь. Предполагается постепенное движение детей от принятия своего «Я», через понимание и принятие других людей к умению строить с ними конструктивные отношения.

I блок программы «Путешествие по внутреннему миру» нацелен на самоидентификацию, принятие учащимися своего «Я», осознание собственной ценности и уникальности, формирование самоуважения, чувства собственного достоинства, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии и веры в свои возможности, то есть положительной «Я-концепции» (Я+).

Информация о работе Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе