Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Определить наиболее эффективные методы и формы воспитания толерантности у подростков во ВДК.
Объект исследования: Процесс воспитания подростков в условиях временного детского коллектива.
Предмет исследования: Методы и формы воспитания толерантности у подростков во временном детском коллективе.
Задачи исследования:

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты воспитания толерантности
1.1 Современные подходы к понятию толерантности
1.2. Процесс воспитания толерантности
1.3. Основные приемы воспитания толерантности и их классификация
1.4. Временный детский коллектив. Его особенности и специфика процесса воспитания толерантности в нем.
Глава II. Практические методы и формы воспитания толерантности во ВДК
2.1. Программа формирования толерантных установок у подростков во временном детском коллективе
2.2. Обобщение собственного педагогического опыта работы воспитателем во ВДК
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике(готовая).doc

— 252.50 Кб (Скачать)

 

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Педагогических приемов — бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого [9].

Существует технология воспитания толерантности – психодрама или социодрама. Ее сложно отнести к какой либо группе  приемов, так как это новая разработка, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии и Германии. Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна для подростков, так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают, конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается “проигрывание конфликтных ситуаций. Ускорить, а при необходимости - скорректировать процессы групповой динамики, сплочения группы помогает социально-психологический тренинг, в основу которого как раз положены психодраматические технологии, ролевая игра, методы командообразования. Психодраматические техники и ролевые игры дают возможность получить обратную связь от другого человека, изменить свое общение в сторону толерантности. Кроме того, в данном тренинге используются упражнения, целью которых является создание команды, направленные на так называемое "командообразование" (К. Фопель).[10, 18].

              Все рассмотренные формы и приемы воспитания толерантности должны использоваться в системе занятий, как часть программы целью которой является создание условий для бесконфликтного общения и осознанию необходимости данного пути развития. Так же мы должны четко представлять виды и формы, проводимых занятий и приемы, используемые для их построения. Мы выделили три группы приемов: организация детей в коллективе, организация диалоговой рефлексии, использование художественной литературы. При составлении программы воспитания, следует учитывать наибольшую эффективность при использовании коллективной деятельности в процессе формирования принципов толерантности.

 

1.4. Временный детский коллектив. Его особенности и специфика процесса воспитания толерантности в нем.

Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. И это правильно, но при условии, если коллектив является по настоящему дружным и сплоченным. Ведь далеко не о каждой сплоченной группе или другом объединении можно сказать, что здесь живут и действуют по правилу «один - за всех и все – за одного» [22].

Рассмотрим что же такое «коллектив»? Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной культуры, наличие органов координации деятельности. Если понятие «коллектив» перенести в условие кратковременности, то мы получим следующее. Временный коллектив - организованное объединение учащихся, создающееся в лагерях труда и отдыха, в туристских и экспедиционных группах, отрядах и др. Будучи типом коллектива, временный коллектив обладает общими с ним признаками, но имеет и свои особенности:

                  временные границы, которые придают особый динамизм и насыщенность деятельности и общению;

                  автономия, отрыв от семьи, школы, улицы – все это создает условие для усиления впечатлений, предъявления единых педагогических требований, единства воздействий;

                  особые межличностные взаимоотношения;

                  разнородность состава;

                  завершенный цикл развития.

Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней, а наиболее распространенный 10-26 дней.

В основе жизнедеятельности детского временного объединения лежит система субъект-субъектных отношений, которая формирует особое социокультурное пространство. Вариативность совместной деятельности, ее интенсивность и коммуникативная насыщенность обеспечивает включенность подростков во множество социальных связей, контактов, взаимоотношений. Сотворчество и содружество педагогов с воспитанниками создает положительную эмоциональную окраску процесса взаимодействия, что стимулирует активность со стороны подростка. Разнообразие содержания форм деятельности и коммуникативного взаимодействия обеспечивается через методику коллективной творческой деятельности, индивидуального и группового проектирования жизнедеятельности объединения. Для этого в лагере применяются следующие организационные формы работы: отрядные дела, учебные развивающие занятия, клубы, общелагерные дела творческого характера, тематические дни. Хочется отметить, что наиболее эффективными формами, реализующими образовательную функцию, являются учебно-развивающие занятия. Система таких занятий включает в себя: практикумы, мастерклассы, общелагерные дела обучающего характера. На практикумах у ребят формируются знания, умения и навыки, необходимые для организации конкретных видов деятельности. Например, оформительство, психология эффективного взаимодействия, песня, музыка и музыкальное оформление дела, законы сцены, актерское мастерство, приемы творческого мышления, коллективный анализ деятельности [29].

Сейчас рассмотрим подробнее, какие существуют особенности воспитания толерантности в условиях временного детского коллектива. И.А. Панченко вывела следующую схему воспитания: Исследования толерантного взаимодействия как процесса позволило выделить следующие основные компоненты:

                  диалогические отношения;

                  личностные позиции участников;

                  активную совместную деятельность;

                  информационную связь на ценностно-смысловом уровне.

 

 

Мы наглядно представили позиционное взаимодействие педагога и подростков в образовательно-воспитательном процессе [Рис.1]. Для толерантного взаимодействия характерна коммуникативная позиция «наравне», равенство позиций имеет существенное значение для взаимодействия [4, 26]. Приведенная схема показывает преимущество в воспитании толерантности, именно, во временном детском коллективе, а не в постоянном коллективе, так как во втором случае происходит подчинение одного другому, т.е. интоллерантность поведения. При взаимодействии на одном уровне, осуществляемое во временном детском коллективе, происходит более эффективное воспитание качеств толерантности.

И.А. Панченко так же определила, что при развитии толерантного взаимодействия подростков следует опираться на следующие составляющие:

                  социальный опыт подростка;

                  наличие позиции – точки зрения, отношения, действия, поведения, обусловленного этим отношением;

                  внутреннее убеждение подростка, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности;

                  мировоззрение, которое влияет на нормы поведения, жизненные устремления.

Анализируя современные тенденции в образовательно-воспитательной деятельности детских лагерей можно заметить, что особенности воспитания подростков в условиях детских оздоровительных лагерей, способствуют стимулированию подростков к бесконфликтному общению, вовлечению в процесс общения малоконтактных, замкнутых подростков, что способствует воспитанию толерантного поведения. Временный коллектив оказывает комплексное воздействие на психологию ребенка. Наблюдения показали, что пребывание во временных коллективах не только оставляет заметный след в формировании личности ребенка, но также влияет на деятельность того постоянного, основного ученического коллектива, членом которого он является. Психологами описано явление "переноса личностных приобретений" из временного коллектива в постоянный, что говорит об эффективности воспитания толерантности во временном детском коллективе.


Глава II. Практические методы и формы воспитания толерантности во ВДК

2.1. Программа формирования толерантных установок у подростков во временном детском коллективе

В первой главе были рассмотрены всевозможные приемы воспитания толерантности. Среди всех можно выделить приемы эффективные для ВДК. ВДК обладает рядом особенностей, которые следует учитывать при выборе, при этом сама атмосфера временного коллектива принуждает подростка к толерантному взаимодействию. Поэтому наша задача выбрать такие приемы, которые бы усилили это воздействие и сделали его максимально эффективным. Атмосфера временного коллектива, находящегося постоянно вместе  заставляет подростка начинать взаимодействовать с окружающими. Задача воспитателя создать такие условия, что бы все смогли общаться на равных в независимости от социальных или других отличий. Исходя из собственного опыта и выше сказанного, наиболее эффективным для воспитания толерантности во временном коллективе являются тренинговые программы, имеющие четкую логику развития и мотивацию для активного участия в ней. Но следует сделать одно замечание о том, что воспитание толерантности не должно идти главной и единственной целью в работе с коллективом. Ребята должны развивать навыки толерантности в процессе развития лидерских качеств, развития творческого мышления, организаторских навыков и др. Это делается с целью не навязывания подросткам принципов своего восприятия мира. Мы уже говорили в первой главе, что задача педагога привести подростка к осознанию необходимости такого поведения. Поэтому, выводя на первый план для подростка развитие лидерских качеств, мы тем самым мотивируем его на активное участие в проводимых мероприятиях и осознанию необходимости толерантного поведения для достижения лучших результатов в поставленной им цели. Для исследования была выбрана программа «Я+ОН+ОНИ=МЫ» реализуемая в МОУ Гимназии № 6 г. Тихорецке Краснодарского края педагогом-психологом Панченко Светланой [27]. Она была реализована на постоянном коллективе, но она идеально подходит для временного коллектива, так как отвечает всем требованиям предъявленным выше.

Целью программы является укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

Программа формирования толерантных установок у подростков состоит из трех блоков, имеющих логическую связь. Предполагается постепенное движение детей от принятия своего «Я», через понимание и принятие других людей к умению строить с ними конструктивные отношения.

I блок программы «Путешествие по внутреннему миру» нацелен на самоидентификацию, принятие учащимися своего «Я», осознание собственной ценности и уникальности, формирование самоуважения, чувства собственного достоинства, личностной рефлексии, потребности в саморазвитии и веры в свои возможности, то есть положительной «Я-концепции» (Я+). Для этого проводится аналогия с Вселенной, в качестве планет и созвездий выступают знакомые и родные каждого из  подростков, а так же он сам. Путешествуя по Вселенной он изучает свой внутренний мир, где он должен определить круг своих друзей и двух человек которые ему особенно неприятны. Далее ему предлагается поставить себя на его место, т.е. используется прием обмен ролями, и отвечать на вопросы от лица этого человека, а потом записать свои ощущения и отношение после этого к человеку. Занятие заканчивается рефлексией, как и остальные два блока [Приложение 1].

II блок «Путешествие во Вселенной человеческих взаимоотношений» — осознание детьми уникальности и ценности каждого отдельного человека, умение понимать, чувствовать и принимать окружающих людей (то есть формирование у детей установки ОН+, ОНИ+). Этот блок начинается рассказом о планете «Дружба», которую захватил эгоизм. Далее ребята отвечают на вопрос: «что же такое для вас дружба?». Потом педагог предлагает им помочь этой планете и пройти ряд испытаний, которые учат их делать комплименты, подарки и, наконец, просто улыбаться своим товарищам. После каждого испытания ребята делятся своими впечатлениями. Задача педагога провести аналогию с реальным миром, в котором мы все живем.

III блок «Галактика гармоничных отношений» — умение ладить с другими, конструктивно строить взаимоотношения, решать конфликтные ситуации (МЫ+). Третий блок построен в виде путешествия на планету благородства, но во время полета ребята слушают рассказ о благородстве. Затем идет обсуждение: «Что для вас значит благородство?», «Приходилось ли вам отказываться от удовольствия ради кого-нибудь?». Далее педагог подводит занятие к осознанию детьми того, что благородство необходимо нам  для мирного существования – что означает сосуществование или толерантность.

Как видим, программа состоит из трех частей. Все занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, что создает соответствующую дружескую атмосферу. Помимо этого, в программе использованы очень яркие рассказы, предъявляемые детям виде легенд, которые так же создают доверие и открытость. Особенно важно во время занятий создать особые условия для открытия детьми своего внутреннего мира. В данных занятиях эта цель очень хорошо достигается. Все занятия сопровождаются рефлексией, помогающей руководителю занятий корректировать дальнейший ход развития. Так же стоит заметить, что в занятиях не идет навязывание какой-либо точки зрения, ребята сами делают выводы из сложившейся ситуации и принимают соответствующие решения.

Информация о работе Формирование толерантного поведения у подростков во временном детском коллективе