Формирование толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить пути и обосновать необходимость формирования толерантности у старших школьников.
Задачи исследования:
o рассмотреть понятие и принципы толерантности;
o охарактеризовать уровни развития толерантности в образовании;
o определить значение учителя в воспитании толерантности;
o рассмотреть методику воспитания толерантности в школе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы толерантности 6
1.1. Понятие толерантности 6
1.2. Принципы толерантности 7
2. Проблема воспитания толерантности в современной школе 10
2.1. Уровни развития толерантности в образовании 10
2.2. Значение учителя в воспитании толерантности 12
3. Методика воспитания толерантности в старших классах 16
Заключение 22
Источники и литература 24

Работа содержит 1 файл

курсовая пе-ка(толерантность).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

План.

 

Введение

 

      Толерантность – новое понятие, требующее большой  работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок молодежи. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности или ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимность и является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

      Воспитание  в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инакости», отличности от других.[3]

      Актуальность  проблемы толерантности связана  с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания  и свободного развития (этику и  стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

      «Толерантность  – это то, что делает возможным  достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так  говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.[2]

      Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей  и идей, способность иметь права  и свободы, при этом, не нарушая  прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

      Таким образом, проблему толерантности можно  отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.[12]

           Предмет исследования: формирование толерантности  старшего школьника.

            Цель исследования: выделить пути и обосновать необходимость формирования толерантности у старших школьников. 

         Задачи исследования: 

    • рассмотреть понятие и принципы толерантности;
    • охарактеризовать уровни развития толерантности в образовании;
    • определить значение учителя в воспитании толерантности;
    • рассмотреть методику воспитания толерантности в школе.

       Гипотеза  исследования строится на предположениях:

       -о значительном социально-педагогическом потенциале общества как фактора социализации и средства воспитания  толерантности,   механизмами

реализации  которого в процессе взаимодействия с личностью являются идентификация старшего школьника с окружающими его людьми обогащающие его опытом жизни людей, непохожих на него.

      -о том, что содержание воспитания толерантности как интегративного личностного качества должно отражать ее структурные компоненты (образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий), обеспечивая, таким образом, их развитие.

       -об условиях, способствующих эффективности реализации возможностей педагогического воздействия как средства воспитания толерантности у старших школьников.

       Методологической  основой исследования являются фундаментальные  положения философии, психологии и  педагогики о взаимосвязи и взаимозависимости  явлений социальной действительности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии индивида; о единстве сознания и деятельности; о личности как субъекте деятельности и общения; о социальной среде и различных институтах общества как факторах социализации.

       Методами  исследования являются: анализ, синтез, анализ литературы посвященной теме толерантности, анализ применения идей воспитания толерантности у старших школьников на практике.

1. Теоретические основы  толерантности

1.1. Понятие толерантности 

 

      В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

      Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности  в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.

      Толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. [3, с.61]

      Недаром была принята Декларация принципов  толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений? Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

      Конфликт  – это нормальный процесс, который  надо уметь решать конструктивно. Для  демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.

1.2. Принципы толерантности

 

      По  сферам проявления толерантность различают  по следующим направлениям.

      Политическая  толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

      Научная толерантность – терпимость к  другим точкам зрения в науке, допущение  разных теорий и научных школ.

      Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

      Административная  толерантность – умение руководить без нажима и агрессии. [12, с.45]

      Так как же трактуют вопрос о толерантности  в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

      Согласно  Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Психологический уровень 

а) добровольный индивидуальный выбор; 
б) приобретается через воспитательную информацию; 
в) личный жизненный опыт.

Политический  уровень 

а) активная позиция  намеренного невмешательства; 
б) добровольное согласие на взаимную терпимость разных и  
противодействующих в несогласии субъектов.

 

      Наиболее  точное в современной отечественной  педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание  толерантности: сущность и средства”  Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. [12, с.56]

      Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее  время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у  школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

 

2. Проблема  воспитания толерантности  в современной  школе

2.1. Уровни развития  толерантности в  образовании

 

     Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

     I. Обучение толерантности.

    • Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.
    • Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

     II. Изучение и поддержка другой культуры.

    • Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

     III. Уважение культурных различий.

    • Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

      IV. Утверждение культурных различий. [7, с.83]

     Уровень поликультурного образования и  культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

     Отсюда  можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные черты и отличия:

1. Знание  самого себя.  
Толерантные люди

Относятся к  себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди.

Замечают у  себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.  
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что  справится со всем. Это важное условие  для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность.  
Толерантный человек не перекладывает ответственность  на других, сам отвечает за свои за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность  в определении.  
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
5. Способность  к эмпатии (способность формировать  верные суждения о других людях).  
Толерантный человек может правильно оценить  и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство  юмора.  
Толерантный человек способен посмеяться над  собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
7. Авторитаризм  
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Информация о работе Формирование толерантности у подростков