Формирование толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить пути и обосновать необходимость формирования толерантности у старших школьников.
Задачи исследования:
o рассмотреть понятие и принципы толерантности;
o охарактеризовать уровни развития толерантности в образовании;
o определить значение учителя в воспитании толерантности;
o рассмотреть методику воспитания толерантности в школе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы толерантности 6
1.1. Понятие толерантности 6
1.2. Принципы толерантности 7
2. Проблема воспитания толерантности в современной школе 10
2.1. Уровни развития толерантности в образовании 10
2.2. Значение учителя в воспитании толерантности 12
3. Методика воспитания толерантности в старших классах 16
Заключение 22
Источники и литература 24

Работа содержит 1 файл

курсовая пе-ка(толерантность).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      1. Слово педагога о толерантности

    • Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость).
    • Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий "Терпение, терпимость, толерантность".

      2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному.

    • Воспитание способности видеть Другого
    • Игра "Смотрящий и видящий" .
    • Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений "видеть Другого". Тест "Изменить себя или другого".
    • Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение "Эгоцентрик". Упражнение "Дружеский шарж".
    • Способность "не видеть", "не замечать".
    • Игра "Почта комплиментов".
    • Рефлексия.

      3. Воспитание способности "слышать Другого".

            • Упражнение "психология восприятия информации".
            • Упражнение "Поза и интонация".
            • Упражнение "Заговори, чтобы я увидел".
            • Рефлексия.

      4. Воспитание способности "принимать Другого".

    • Игра-эксперимент "Ракурс. Аспект. Позиция".
    • Упражнение "А не странен ли кто?". "Что такое патагенное мышление?"
    • Упражнение "Аттракция".
    • Рефлексия.

      5. Тренинг. Техника повышения социо-культурной толерантности и эмпатии.

        Планируемые результаты:

      - Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.

      - Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.

      - Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

      Диагностика толерантности  проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.). 

       
 
 
 
 
 

 

Заключение

 

      Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

      Нестабильность  общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

      Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

      Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

      Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.

      Предполагаемый  результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

    • принятие себя и других людей таких, какие они есть;
    • установление доброжелательных отношений с окружающими;
    • способность к глубокому пониманию жизни;
    • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
    • развитие творческих способностей;
    • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
    • способность брать на себя ответственность;
    • приложение усилий для достижения поставленных целей.

      Говоря  о концепциях модернизации российского  образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

     Толерантность – это активная нравственная позиция  и психологическая готовность к  терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 

Источники и литература

 
  1. Об организации  работы по реализации федеральной целевой  программы "Формирование установок  толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ": Приказ Министерства образования 01.10.01 №3250 // Вестник образования. – 2001. – №  20.
  2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  3. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. – 2001. – №24.
  4. Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности) // Первое сентября. – 2002. – № 39.
  5. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6.
  6. Громова Е.Л. Развитие этнической толерантности в школе. – Ульяновск, 2004.
  7. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.
  8. Ивкова Ю.П. Деятельность психолога по развитию этнической толерантности старшеклассников // Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России. Материалы международной научно-практической конференции. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2005.
  9. Ивкова Ю.П. Развитие этнической толерантности старшеклассников с помощью техники «поведенческого журнализма» // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей. – Пенза: ПДЗ,   2005.
  10. Ивкова Ю.П. Тренинг этнической толерантности для старшеклассников. Методические рекомендации для классных руководителей. - Петрозаводск: Изд-во КНЦ АН, 2006.
  11. Ивкова Ю.П. Этническая толерантность старшеклассников // Сорокинские чтения: материалы научной конференции.  – М.: Изд-во МГУ, 2004.
  12. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. – М.: Высшая школа, 2001.
  13. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 2002.
  14. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. – 2001. – №11.
  15. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. – 2002. – № 1.

Информация о работе Формирование толерантности у подростков