Формирование толерантности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить пути и обосновать необходимость формирования толерантности у старших школьников.
Задачи исследования:
o рассмотреть понятие и принципы толерантности;
o охарактеризовать уровни развития толерантности в образовании;
o определить значение учителя в воспитании толерантности;
o рассмотреть методику воспитания толерантности в школе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы толерантности 6
1.1. Понятие толерантности 6
1.2. Принципы толерантности 7
2. Проблема воспитания толерантности в современной школе 10
2.1. Уровни развития толерантности в образовании 10
2.2. Значение учителя в воспитании толерантности 12
3. Методика воспитания толерантности в старших классах 16
Заключение 22
Источники и литература 24

Работа содержит 1 файл

курсовая пе-ка(толерантность).doc

— 144.50 Кб (Скачать)
 

      Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный  путь – это путь человека, который  хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций. [7, с.99]

2.2. Значение учителя  в воспитании толерантности

 

      Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы). [2]

      Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. 

      Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

      Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

      Толерантность являет собой новую основу педагогического  общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

        На сегодняшний день возникает  необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

      Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

      Воспитание  толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

      Ориентация  педагога на постижение смыслов поведения  и поступков детей означает, что  в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

      Воспитание  культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

      Мероприятия, в которых принимают участие  родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

      Путь  к толерантности – это серьезный  эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

      В основе педагогической деятельности учителя  должен быть живой смысл и живое  общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через сомышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.

      Если  педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает  по отношению к учащемуся в  роли наставникаю.

      Можно выделит две группы методов понимания:

      1. Методы интерпретации. При интерпретации  педагогом поведения ребенка  исходной позицией является признание  ребенка, уважение его «самости»,  индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для  него самого субъективный, аутентичный  смысл.

      2. Методы, помогающие педагогу постичь  внутренний мир ребенка в его  своеобразии и целостности, проникнуть  в глубину его переживаний,  опираясь на чувства исследователя  и интуицию. Данный подход связан  с процессом развертывания человеческого  отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога. [8, с.24]

     Воспитание  толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

     Роль  учителя в воспитании толерантности очень высока. Учитель может и должен:

    • воспитывать в духе мира;
    • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
    • быть примером для детей;
    • уметь слушать;
    • поддерживать эмоциональные привязанности;
    • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
    • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
    • избегать жестких иерархических отношений;
    • не допускать проявлений авторитаризма;
    • поощрять совместную деятельность.

 

3. Методика воспитания толерантности в старших классах

 

     Проводя классный час по толерантности с  целью закрепления полученных знаний о чертах толерантности, можно разделить учащихся на две группы, чтобы дать подросткам возможность оценить степени толерантности.

     Задания могут быть разные: учащимся сравнить представление о себе с портретом толерантной личности; может создать представление о толерантной личности одного из членов группы. Главное ребята поняли, что толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности и в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке. Педагог должен помочь ребенку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.

     Применение  различных приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям; большую  степень доверительности в отношениях, их принятие и поддержку. Любая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а учитель использует те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

     Можно предложить проводить работу по развитию этнической толерантности по следующим направлениям:

     урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;

     внеурочная  работа – специалисты предлагают ввести специальный курс, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную, так как располагает большим временем.

     Реализовать эти два направления можно при помощи известных педагогических технологий: тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:

     а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных  отношений;

     б) обучает индивидуализированным  приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;

     в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;

      г) через диагностику и коррекцию  личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые  мешают реальному межэтническому общению. [10, с.52]

     Если  тренинг индивидуальный, то можно  дать такое задание. Например, есть ли в классе (группе) ребята, которые принадлежат к различным этнокультурным группам и выразить свое отношение. Пусть они проанализируют свой жизненный опыт и опишут причины, которые способствовали возникновению и формированию отношений (даже если они негативные). Что помогло (помогает) им преодолеть их? Индивидуальный тренинг – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят. Но групповой тренинг (так и хочется назвать КУД) коллективная учебная деятельность представляет более высокий уровень, социально-психологической подготовки, где специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Эта технология применяется с целью снять напряжение, раскрепощение выявление лидера (это перед началом тренинга). Самым известным тренингом является ролевая игра, учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведения.

     Направленность  на развитие этнической толерантности  осуществляет за счет подбора содержания. Профессор Г.Д. Дмитриев, который создал теорию “Многокультурное образование” предлагает в старших классах ролевую игру. Учащиеся делятся на две группы, участники которых говорят не только на разных языках, но имеют много различий в поведении, жестах, традициях, устоях, которые затрудняют общение друг с другом. Игра позволяет участникам:

  • приобрести практический опыт пребывания в иной этногруппе;
  • проанализировать свои стереотипы;
  • критически оценить уровень своей толерантности.

     А самая новейшая педагогическая технология, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии – это психодрама (социодрама). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается “проигрывание конфликтных ситуаций. Эти предложенные педагогические технологии в основном реализуются во внеурочное время. На уроке учитель может развивать этническую толерантность за счет использования активных методов обучения, которые повышают активность учащихся на уроке и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента. Образование – это может быть элемент проблематики. (В чем сходство? В чем различие? Что общего?).

  • письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы;
  • устные сообщения учащихся;
  • работа в парах, группах;
  • выпуск школьной газеты;
  • составление кроссвордов.

     При этом использование “национального” решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций. Посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

      В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:

Информация о работе Формирование толерантности у подростков