Формирование творческих способностей школьников в процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.

Работа содержит 1 файл

вроде.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

У Крутецкого В.А. основанием в понятии способности  служат два показателя: быстрота овладения  деятельностью и качество достижений. Человека считают способным - быстро и успешно овладевает какой –  либо деятельностью, легко в сравнении  с другими людьми приобретает  соответствующие умения и навыки, - добивается достижений, значительно  превосходящих средний уровень. 

Способности - это  индивидуально – психологические  особенности человека, отвечающие требованиям  данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности - индивидуальные особенности, которые  отличают одного человека от другого /длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий  рост баскетболиста не являются способностями/. 

К способностям относятся (музыкальный слух, чувство  ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника  – живописца ). 

Наряду с индивидуальными  особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения ) способностями являются и более сложные индивидуально - психологические особенности. Они включают эмоционально - волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким – либо частным психическим проявлениям ( математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества ). 

Любая деятельность требует от человека не одной частной  способности, а ряда взаимосвязанных  способностей. 

Недостаток, слабое развитие какой – либо одной частной  способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. 

Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а  следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок  еще не занимался хотя бы элементарными  формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения ( причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и  легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство  ритма, музыкальная память.  

Человек не рождается  способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в  течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания. 

Способности –  прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались  и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей. 

Следует подчеркнуть  тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной  стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются  способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. 

В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались  способности людей. В ходе исторического  развития человеческого общества возникали  новые потребности, люди создавали  новые области деятельности, тем  самым стимулируя развитие новых  способностей. 

В психолого-педагогической литературе различаются специальные  и общие способности. 

Общие – включают в себя ( успехи человека в самых  различных видах деятельности ) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.  

Специальные способности  – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой  – нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности  также представляют собой единство отдельных частных способностей. 

Специальные –  определяют успехи человека в специфических  видах деятельности, для которых  нужны задатки и их развитие / музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /. 

Наличие у человека общих способностей не исключает  развития специальных и наоборот. 

А нередко они  взаимно дополняют и обогащают  друг друга. 

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим  размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Эти способности  чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне  талантливых людей.  

Учебные и творческие – отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных  областях человеческой деятельности. 

Способности к  общению, взаимодействие с людьми, предметно - деятельностные, или предметно  – познавательные. 

К ним относится  речь как средство общения ( ее коммуникативные  функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, социально –  педагогическая адаптация к различным  ситуациям: входить в контакт  с различными людьми, располагать  их к себе, оказывать на них влияние.  

Отсутствие у  человека таких способностей явилось  бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное. 

В становлении  способностей к общению можно  выделить этапы формирования, свои специфические задатки. К ним  относится врожденная способность  детей реагировать на лицо и голос  матери (комплекс оживления), способность  понимать состояния, угадывать намерения  и приспосабливать свое поведение  к настроению других людей и следовать  в общении к определенным социальным нормам /способность общаться с людьми вести себя, чтобы быть принятым, убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей/. 

К общим умственным способностям относят например, такие  качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень  аналитико – синтетической деятельности, сосредоточенное внимание 

Высокий уровень  развития способностей называют талантом. 

Талант - это  наиболее благоприятное сочетание  способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей. Талант может проявляться в любой  человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и  летчик, и новатор сельскохозяйственного  производства, и квалифицированный  рабочий. 

Развитие талантов решающим образом зависит от общественно - исторических условий. Классовое общество тормозит развитие талантов среди представителей эксплуатируемых классов. И если даже в подобных условиях народ дал  немало выдающихся талантов ( М.В.Ломоносов  – сын рыбака – помора, Т.Г. Шевченко – сын крепостного крестьянина, изобретатель паровоза Стефенсон - сын  рабочего ), то это говорит лишь о  том, насколько талантлив народ, насколько велики возможности трудящихся. 

Следовательно, можно утверждать, что познавательные способности, которых требует современная  школа, правомерно считать родовыми общечеловеческими. Эти способности - такие же, признаки принадлежности к человеческому роду, как и  органы чувств человека, активность его  мышц и т.д. Если среди школьников наблюдается мало или вовсе не успевающие, это нужно объяснить  тем, что некоторые методики обучения не активизируют родовых способностей, не формируют их, подобно тому, как  есть дети, которые не могут проявлять  силу своих мускулов, свою физическую ловкость из-за неподготовленности к  их применению. Никто, как правило, не должен отставать в учении. Если же таковые в школе есть, то только потому, что они оказались неготовыми к обучению: одни из-за недостаточности  своих предыдущих знаний, другие из-за неумения использовать свои родовые  способности в учебной деятельности. 

Есть великая  формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого  ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать  истины, известные некоторым, и наконец  стал открывать истины, никому еще  неизвестные”.Видимо, это и есть путь становления творческой стороны  интеллекта, путь развития изобретательского  и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку  встать на этот путь. 

Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они  продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки. 

Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности  мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.М.Гуревич, А.В.Родионов,Н.С.Лейтес и  другие).  

1.2 Условия перехода  природных задатков в способности 

Рассмотрев в  предыдущем параграфе сущностные характеристики способностей, необходимо развить следующий  важный на наш взгляд аспект этой проблемы: условия перехода наследственной потенции в способности. 

При рождении каждый ребенок обладает определенными  задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального  развития и обучения. но чтобы способности  получили развитие, мало дать ребенку  знания, умения и навыки. Очень важно  сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой  всей его учебной деятельности, а  также определили бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они  мертвым грузом или будут творчески  реализованы  
 

Психологи признают известную роль природных, биологических  факторов как природных предпосылок  развития способностей. Такие природные  предпосылки развития способностей называют задатками. 

Задатки - некоторые  врожденные анатомо – физиологические  особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают  природные индивидуальные различия между людьми. 

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных  для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей облегчает их развитие. Разумеется, только наличием особо благоприятных  задатков и особо благоприятных  условий жизни и деятельности объясняются чрезвычайно высокие  уровни достижений. 

К задаткам относятся  некоторые врожденные особенности  зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают также  типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования  временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В настоящее время установлено, что наряду с тем, что типологические свойства ( сила, уравновешенность и  подвижность нервных процессов ) характеризует нервную систему  в целом, они могут совершенно по – другому характеризовать  работу отдельных областей коры ( зрительной, слуховой, двигательной и т.д). 

В этом случае типологические свойства являются парциальными (“парциальны” в переводе с латинского означает “ частичный”, “отдельный”), так  как характеризует работу лишь отдельных  участков коры мозга. Парциальные свойства уже более определенно можно  считать задатками способностей, связанных с работой зрительного  или слухового анализатора, с  быстротой и точностью движений.  

В качестве задатков следует рассматривать также  уровень развития и соотношения  первой и второй сигнальной систем. В зависимости от особенностей соотношения  между сигнальными системами  И.П Павлов различал три специально человеческих типов высшей нервной  деятельности: художественный тип с  относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип  с относительным преобладанием  второй сигнальной системы; средний  тип с относительной уравновешенностью  сигнальных систем. Для людей художественного  типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и  памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. 

Информация о работе Формирование творческих способностей школьников в процессе