Формирование творческих способностей школьников в процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.

Работа содержит 1 файл

вроде.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

Между тем, для  эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических  методов должно сочетаться с применением  алгоритмических методов творчества. 

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием  творческой деятельности понимаются две  его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования  характеризуется образовательной  средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности. 

При отборе содержания для системы творческих заданий  нами учитывались два фактора:  

То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом  проблемах, 

Творческие возможности  содержания учебных предметов начальной  школы. 

Содержание представлено тематическими группами задач, направленными  на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.( Приложение 2) 

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет  свою цель, содержание, предлагает использование  определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного  творческого опыта. 

1 группа –  “ Познание”. 

Цель – накопление творческого опыта познания действительности. 

Приобретаемые умения:  

изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого; 

рассматривать в противоречиях, обусловливающих  их развитие; 

моделировать  явления, учитывая их особенности, системные  связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития. 

2 группа –  “ Создание”. 

Цель –накопление  учащимися творческого опыта  создания объектов ситуаций, явлений. 

Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает: 

*получение качественно  новый идеи субъекта творческой  деятельности; 

* ориентирование  на идеальной конечный результат  развития системы;  

* переоткрытие  уже существующих объектов и  явлений с помощью диалектической  логики. 

3 группа –  “Преобразование”. 

Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. 

Приобретаемые умения:  

моделировать  фантастические ( реальные) изменения  внешнего вида систем ( формы, цвета, материала, расположения частей и другие); 

моделировать  изменения внутреннего строения систем; 

учитывать при  изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений. 

4 группа –  “ Использование в новом качестве”. 

Цель – накопление учащимися опыта творческого  подхода к использованию уже  существующих объектов, ситуаций, явлений.  

Приобретаемые умения:  

рассматривать объекты ситуации, явления с различных  точек зрения; 

находить фантастическое применение реально существующим системам;  

осуществлять  перенос функций в различные  области применения; 

получать положительный  эффект путем использования отрицательных  качеств систем, универсализации, получения  системных эффектов. 

Чтобы накапливать  творческий опыт, ученик обязательно  должен осознавать (рефлексировать) процесс  выполнения творческих заданий. 

Организация осознания  учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую  и итоговую рефлексию. 

Текущая рефлексия  реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей  тетради и предполагает самостоятельное  фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического  опыта, степень личного продвижения  с учетом предыдущего опыта). 

Итоговая рефлексия  предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ. 

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии  педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют  учащиеся, и делает вывод о продвижении  учащихся, об уровне развития творческого  мышления и воображения. 

Под рефлексивными  действиями в своей работе мы понимали  

готовность и  способность учащихся творчески  осмысливать преодолевать проблемные ситуации; 

умения обретать новый смысл и ценности; 

умения ставить  и решать нестандартные задачи в  условиях коллективной и индивидуальной деятельности; 

умения адаптировать в непривычных межличностных  системах отношений; 

гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному  на созидание); 

художественную  ценность (оценивается по степени  использования выразительных средств  при представлении идеи); 

субъективную  оценку (дается без обоснования и  доказательств, на уровне нравится –  не нравится). Эту методику можно  дополнить показателем уровень  используемого метода. 

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной  стратегии предполагает внесение следующих  изменений в учебный процесс:  

вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно- деятельностного  взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование  в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;  

системное использование  методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при  выполнении постепенно усложняющихся  творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы; 

промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников. 
 

2.3 Реализация  программы “ Уроки творчества” 

Реализация программы  творческих заданий в рамках учебных  дисциплин начальной школы удается  только в первом классе. Начиная  со второго класса, отсутствие в  учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени  на освоение методов организации  творческой деятельности учащихся компенсирует факультативный курс “ Уроки творчества”. 

Основные цели курса: 

развитие системности, диалектичности мышления; 

развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; 

обучение целенаправленному  использованию эвристических методов  для выполнения творческих заданий. 

В пояснительной  записке к программе, что курс рассчитан на 102 учебных часа со второго  класса четырехлетней начальной  школы ( 34,34,34 часа соответственно) и содержит около 500 заданий творческого характера, однако, исходя из результатов первоначальной диагностики развития творческих способностей нашего экспериментального класса, мы выполнили свое тематическое планирование в рамках факультативных занятий с учащимися 2 и 3 класса. 

Для организации  содержания курса был использован  подход, позволяющий параллельно  включать творческие задания, ориентированные  на познание создание, преобразование и использование объектов, ситуаций, явлений различного уровня сложности, что обеспечивает продвижение в  развитии учащихся в индивидуальном режиме, сохраняя целостность системы  обучения. 

Так, например, в  разделе “ Объект и его признаки”  при изучении темы 

“Форма” использовались задания, ориентированные на познание “Создание и преобразование объектов” (составь загадку; придумай новую  форму; раздели на группы; соедини  объекты природного и технического мира, похожие по форме; найди объекты, похожие на круг, квадрат, треугольник). А в теме  

“ Материал” - задания  на познание, создание и использование  объектов в новом качестве (“  Что из чего?”, “Составь загадку”, “Найди новое применение старой резиновой  игрушке”, “придумай новый материал и объясни как его использовать”). 

Согласно принципам  личностно - деятельностного подхода, все выполненные творческие задания  заканчивались значимыми и доступными для младших школьников практическими  видами деятельности –изобразительной деятельностью, схематизацией, конструированием, сочинением сказок (историй), составлением загадок, описаний, сравнений, метафор, пословиц, фантастических сюжетов. Развитие креативных способностей учащихся рассматривается с позиции личностных приобретений, непрерывного “наращивания” каждым учащимся опыта творческой деятельности. 

Деятельность  по реализации системы творческих заданий  мы представили четырьмя направлениями, ориентированными на; 

1) познание объектов, ситуаций, явлений;  

2) создание новых  объектов, ситуаций, явлений;  

3) преобразование  объектов, ситуаций, явлений; 

4) использование  объектов, ситуаций, явлений в новом  качестве. 

Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях  сложности. 

“Уроки творчества”  реализовались в следующих направлениях. 

“Познание”. 

Реализация первого  направления работы предполагает выполнение учащимися творческих заданий, ориентированных  на познание объектов, ситуаций, явлений  с целью накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: “ Да-Нетки”, “Признаки”, “Природный мир”, “Технический мир”,”Организм человека”, “Театральная”,”Фантастические  сюжеты”, “Что такое хорошо?” Эти  задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования. 

“Создание нового” 

При реализации второго направления учащимися  выполняются творческие задания, ориентированные  на создание нового: 

“ Моя визитка”; 

“ Составь загадку”; 

“ Придумайте свой цвет ( форму, материал, признак )”; 

“ Изобрази свою память”; 

“Придумай сказку ( историю) о……..”; 

“ Придумай новый  воздушный шарик (обувь, одежду)”; 

“ Придумай телефон  для глухих” и др. 

Для выполнения этих заданий мы использовали отдельные  приемы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации  мышления – синектики, метода фокальных  объектов, морфологического анализа, контрольных  вопросов. Освоение методов происходило  преимущественно в групповой  деятельности с последующим коллективным обсуждением. 

“Преобразование объектов” 

Для создания опыта  творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания  по преобразованию объектов, ситуаций, явлений: 

“ Вездеход на Марсе”; 

“ Задача об укладке  фруктов”; 

“ Задача о сушке  пороха”; 

Информация о работе Формирование творческих способностей школьников в процессе