Формирование творческих способностей школьников в процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.

Работа содержит 1 файл

вроде.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

“ Задача об отделении  микроба”; 

“Придумай этикетку для бутылочки с ядом” и  др.; 

В результате выполнения у учеников расширились возможности  преобразования объектов, ситуаций, явлений  путем изменения внутрисистемных  связей, замены системных свойств, выявления  дополнительных ресурсов систем. 

“ Использование  в новом качестве” 

Особенностью  организации работы над творческими  заданиями является использование  ресурсного подхода в комплексе  с ранее использованными методами.Учащимися  выполняются следующие творческие задания: 

“ Найди применение открытию древних в наши дни”; 

“ Павианы и  мандарины”; 

“Задача о рекламном  трюке”; 

“ Задача о первых людях на Луне”; 

Серии заданий  “Проблемы третьего тысячелетия”; 

“Вини-Пух решает вслух”; 

“Нарния” и  др. 

В результате их выполнения под руководством педагога учащиеся смогли овладеть умением быстро находить оригинальное применение проявленным  у объекта свойствам. 

Повторная диагностика  по ранеее выделенным показателям привела  нас к следующим выводам: 

систематическое проведение факультативных занятий,использование  алгоритмических методов позволили  расширить возможности детей  в преобразовании объектов, добились преобразования идей, различных операций. 
 

Заключение 

В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные характеристики способностей, их теоретические  аспекты, педагогическое руководство  процессом развития творческих способностей в условиях школы. Творческие способности  как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня. 

Проблема педагогического  руководства развитием творческих способностей рассматривалась нами с разных сторон: мы использовали программу  автора Г.В. Тереховой “ Уроки  творчества ”, которую можно использовать в качестве курса на факультативных занятиях.  

Проблема эта  нашла отражение в образовательной  и досуговой деятельности школы.  

Нами была сделана  попытка построения некой системы  выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших  школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное  множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной  действительности. 

Одним их педагогических условий эффективности системы  творческих заданий является личностно  – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого  и обратного воздействия, органического  сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание  взаимодействия как сотворчества. 

В ходе экспериментальной  работы мы пришли к выводу, что одним  их педагогических условий эффективности  системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности  прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества. 

Под личностно - деятельностным взаимодействием учителя  и учащихся в процессе организации  творческой деятельности понимается сочетание  организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности  

При таком подходе  усиливается организаторская функция  педагога предполагает выбор оптимальных  методов, форм, приемов, а функция  ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной  творческой деятельности, осуществлении  выбора способа выполнения творческого  задания, характера межличностных  взаимоотношений в творческом процессе. 

Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности. 

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной  творческой деятельности предполагает активное использование на различных  этапах выполнения творческих заданий  коллективных, индивидуальных и групповых  форм работы. 

Индивидуальная  форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. 

Групповая форма  развивает умение согласовывать  свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать  предлагаемые участниками группы направления  поиска. 

Коллективная  форма расширяет возможности  учащихся анализировать сложившуюся  ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи. 

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений  как между учащимися. так и  между учащимися и педагогм. 

В связи с  этим можно сделать некоторые  выводы и рекомендации.: 

Результаты наших  наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют  о том, что творческие способности  ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при  выполнении следующих условий:  

наличие сформированного  у детей интереса к выполнению творческих заданий; 

реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника; 

объединение общим  тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать  эти размышления в практической деятельности; 

- творческая  работа должна разворачиваться  во взаимодействии детей друг  с другом и взрослыми, проживаться  ими в зависимости от конкретных  условий в интересных игровых  и событийных ситуациях; 

- стимулировать  родителей учащихся к созданию  домашних условий для развития  творческих способностей ребенка,  включать родителей в творческие  дела школы. 
 

Список литературы 

1. Азарова Л.Н.  Как развивать творческую индивидуальность  младших школьников // Начальная  школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. 

2. Бермус А.Г.Гуманитарная  методология разработки образовательных  программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85. 

3. Выготский  Л.С.Воображение и творчество  в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56. 

4.Гальперин П.Я.  Поэтапное формирование как метод  психологических исследований // Актуальные  проблемы возрастной психологии - М 1987  

5. Давыдов В  В Проблемы развивающего обучения -М – 1986 

6. Давыдов. Психологическое  развитие в младшем щкольном  возрасте // Возрастная и педагогическая  психология - М 1973  

7. Зак АЗ Методы  развития способностей у детей  М 1994  

8. Ильичев Л.Ф.Федосеев  Н.Н. Философский энциклопедический  словарь. М.-1983 г. – с. 649. 

9. Крутецкий  В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203. 

10. Круглова Л.  Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28. 

11. Ксензова Г.Ю.Успех  рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52 

12. Леднева С.А.  Идентификация детской одаренности  педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42. 

13. Миронов Н.П.  Способность и одаренность в  младшем школьном возрасте. // Начальная  школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42. 

14. Мерлин З.С.  Психология индивидуальности. –  М.-1996 г.-с. 36. 

15.Немов Р.С.  Психология. – М.- 2000 г. – с.679. 

16. Ожегов С.И.  Толковый словарь русского языка.  –М.-2000 г.-с.757. 

17. Субботина  Л.Ю. Развитие воображения у  детей.- Ярославль. -1997г.-с.138. 

18. Страхова Н.М.Новые  подходы к организации образовательного  процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107. 

19. Тюников Ю.Сценарный  подход в педагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2004 г.- №  2.- с.87-88. 

20. Талызина Н.Ф.  Формирование познавательной деятельности  младших школьников. – М. 1988 г.  – с. 171-174.  

21Хуторский А.В.Развитие  творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22. 

22. Шадриков В.Д.  Развитие способностей.// Начальная  школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12. 

23. Шванцара И  Диагностика психического развития - Прага 1978  

24. Флерина Е.А.  Эстетическое воспитание младшего  школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76. 

25. Эльконин Д.Б.Психология  обучения младшего школьника.  – М.- 1979 г. с.98. 

26. Эльконин ДБ  Избранные психологические труды  -М1989г.


Информация о работе Формирование творческих способностей школьников в процессе