Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Определить систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………….6
§1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………………..6
§1.2 Основы безопасности жизнедеятельности для детей. История исследуемой проблемы………………………………………………………….9
§1.3Работа по формированию у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………15
ГлаваIII.Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….19
§2.1Констатирующий эксперимент.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности………………………………………….…19
§2.2Формирующий эксперимент. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников……………………………….21
§2.3Контрольный эксперимент. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности………………………….44
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………….47
Приложения……………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 138.51 Кб (Скачать)

Данная  работа ведется через:

 организованную деятельность детей – занятия, занятия-проекты, тренинги, экскурсии;

 совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность – сюжетно-ролевые игры, словесные дидактические игры. [22, c.19]

           Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, я наметила для себя следующие задачи и пути раскрытия этой работы по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности:

1) Рассказать  об открытии древним человеком  огня. Познакомить детей с разнообразным  применением огня в жизнедеятельности  человека; показать значимость этого  открытия древнего человека в  современной жизни; акцентировать внимание на том, что именно человек «приручил» огонь. Я провела занятие на тему «Как возник огонь?». Были заданы вопросы детям: Как добывали огонь древние люди? (терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры (этот камень называют кремень – он и теперь живет в зажигалках), молния ударила в дерево, а люди догадались взять горящий кусок дерева и отнести в свою пещеру. Показываю зажигалку и демонстрирую появление из искры огня. Для чего был нужен огонь в пещере? Каким образом люди поддерживали и берегли огонь? Как вы думаете, почему часто огонь угасал?

Провела занятие «Огонь – друг, огонь- враг». Какой он – огонь? Как вам огонь  помогал? Кто из вас разводил костры? Что потом было с костром? Что  осталось на месте костра? Выучили  с детьми пословицы: «Огонь – мастер на все руки», «Огня бойся, воды берегись», «Огонь тушат, пока не разгорелся», «Солома  с огнем не дружит», «Огонь без  дыма не бывает». Как только огонь  подружился с человеком, он стал ему  верным помощником. Поиграли в игру: «Огонь хорошо – огонь плохо». В  умелых руках огонь приносит людям  пользу (огонь-повар, огонь-земледелец, огонь-доктор, огонь-строитель, огонь-телеграф, огонь-кузнец), а в неумелых –  он превращается во врага (пожары). Огонь  может быть не только другом, но и  врагом. И все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. В ходе занятия показывала детям иллюстрации, картинки на эту  тему. Выучили с детьми стихотворение:

 Знают  все: человек без огня

 Не  живет ни единого дня.

 При  огне, как при солнце, светло

 При  огне и зимой тепло.

 Посмотрите, ребята, вокруг:

 Нам  огонь самый лучший друг.

 Но  когда мы небрежны с огнем,

 Он  становиться нашим врагом.

2) Следующая  задача это продолжать знакомить  детей с правилами безопасного  обращения с огнем. Подвести  детей к пониманию вероятных  последствий детских шалостей. Я  провела беседу на тему «Будь  осторожен с огнем», занятия «Отчего  происходят пожары», «Человеку  друг-огонь, только зря его  не тронь». В ходе беседы выяснили  основные причины возникновения  пожаров:

Для забавы, для игры

Спичек  в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже  крошка-огонек

От пожара недалек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старый друг.

Я познакомила  детей с легковоспламеняющимися предметами и предметами, которые  не горят (на столе предметы: банка, пластмассовый стакан, металлическая  кружка, камень, бумага, ткань и резина). Как стеклянная банка, бутылка, стекло могут стать причиной пожара? Бывает, что пожары возникают без огня. Кто-то бросил бутылку, где был пикник, а бутылка, как линза сфокусирует  лучи, и вспыхнет очень быстро, все  сухое как в печи. Поэтому бутылки, банки, склянки не бросай, уноси в  своей корзинке, вон из леса забирай. Но есть легковоспламеняющиеся жидкости и жидкости, которые не горят (на столе бутылки с надписями: спирт, одеколон, молоко, вода, чай, бензин, керосин, нефть). Надо выбрать, что горит и  что не горит.

Что делать если в доме возник пожар? При помощи картинок, плакатов, мы четко сформулировали правила поведения при пожаре:

 если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть одеялом;

 нельзя тушить водой горящие электроприборы;

 нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым;

 нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.

 в случае возникновения пожара следует немедленно позвать взрослых.

 надо позвонить по номеру 101(показываю изображение номера), назвать свой адрес и рассказать, что случилось.

 надо немедленно убегать из комнаты и закрыть за собой дверь.

 помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, смочи водой одежду, ляг на пол и ползи к выходу – внизу дыма меньше. Закрой влажным платком нос и дыши через него.

 выскочив на лестничную площадку, надо закрыть за собой дверь, позвонить всем соседям и позвать их на помощь.

 при пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

 ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие, тебя обязательно спасут.

 когда приедут пожарные, выполняй все их указания. Они знают, как тебя спасти.

Рассмотрели с детьми картины с сюжетами на тему возникновение пожаров; прочитали  отрывок из книги С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Провели  конкурс на лучший рисунок по теме «Спичка-невеличка», «Огонь наш друг, но не всегда: бывает от него беда».

3) Следующая  задача была - закрепить знания  пожарных предметов, опасные для  жизни и здоровья, которыми нельзя  самостоятельно пользоваться детям,  помочь им самостоятельно сделать  выводы о последствиях неосторожного  обращения с такими предметами. Я провела беседу-рассуждение  на тему « Пожароопасные предметы  в доме». Главная цель: помочь  детям хорошо запомнить основную  группу пожароопасных предметов,  которыми нельзя самостоятельно  пользоваться. Предлагаю детям назвать  предметы, которыми детям пока  нельзя пользоваться (спички, зажигалки,  утюг, телевизор, газовая плита,  электрические приборы, бытовая  техника). Вопросы: как происходит  пожар? Можно ли оставлять включенным  телевизор, электроплиту, утюг? Почему  детям не разрешается включать  пылесос, телевизор? Почему детям  категорически запрещается играть  со спичками, зажигалками? Использовала  детскую литературу («Кошкин дом»  С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г.  Цыферова). Обсудили с детьми опасные  ситуации, в которые попали персонажи  прочитанных произведений, как им  следовало правильно поступить  в каждом из рассматриваемых  случаев. Загадала загадки о  бытовой технике, об электроприборах.  Предлагаю детям нарисовать языки  пламени на свече, печке, телевизоре, электроплитке. Провела игру «Если  возник пожар» (надо быстро сказать  последнее слово стихотворной  строки).

Провела словесную игру «Так или не так».

- Я буду  произносить фразу, и если вы  считаете, что я говорю правильно,  хлопните в ладоши. Если вы  со мной не согласны, сидите  тихо.

- Уходя из дома, необходимо гасить свет.

- Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

- Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил: «Все - равно вечером приду, и буду смотреть».

- Загорелся кошкин дом, она спряталась под кровать.

- Если случиться пожар, я позвоню по телефону «101».

4) Следующая  задача - закрепить знания номера  телефона экспертной пожарной  службы, правила пользования телефоном,  закрепить знание домашнего адреса, умение набирать «101» на телефонном  аппарате, умение разговаривать  с дежурным в пожарной части,  слушать и понимать речь, обращенную  к звонящему. Уметь вести элементарный  телефонный разговор. Вызвать желание  оказывать помощь. Развивать быстроту  движений. По этой задаче я  провела практическое занятие  « Служба «101» всегда на страже».  Вопрос к детям, почему телефон пожарной охраны «101»? Во-первых, номер очень простой, и его запомнит каждый. Во-вторых, он короткий, когда пожар, каждая минута дорога. В-третьих, этот номер и в темноте легко набрать на диске телефона. Читаю отрывок из стихотворения С.Маршака «101».

Мать  на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

 «Печку, Леночка, не тронь-

Жжется, Леночка, огонь…»

-Как  вы думаете, что могло произойти  с девочкой? Какая спасательная  служба может помочь в такой  ситуации? По какому телефону  можно вызвать пожарную службу? Прикрепляю на доске карточку  с «101», и хором дети проговаривают  этот номер телефона, чтобы его  запомнить. Предлагаю игру-ситуацию  «У тебя в квартире случился  пожар и надо вызвать пожарную  команду». Я проигрываю с детьми, как каждый будет набирать  по телефону «101» и вызывать  на помощь пожарную команду  по своему адресу. Можно использовать  игрушечный телефон или отключенный  настоящий телефонный аппарат  для того, чтобы дети научились  набирать номера. Предложить проделать  это каждому ребенку. Следить  за тем, чтобы ребенок проворачивал  диск до конца, а при кнопочном  аппарате – четко нажимал кнопки. Учить детей четко и ясно  рассказать, что горит и где.  Предложить игровую ситуацию (с  помощью игры предложить детям  следующий алгоритм поведения).

 Если в доме что-то загорелось:

быстро  уйти или выбежать из комнаты или  квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «101», маме на работу; позвонить из телефона-автомата по телефону «101» и сказать, что  у вас дома пожар, при этом обязательно  надо назвать свой домашний адрес.

 Если в квартире много дыма:

низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая  нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь.

Провела ряд игр: дети делятся на 2-3 команды (огонек, уголек, искорка).

1. На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны.

2. каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.

3. Какая команда отгадает больше загадок.

4. Члены команды поочередно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свой домашний адрес.

5) Следующая  задача это продолжать знакомить  детей с профессией пожарных, вызвать интерес к этой профессии.  Задаю детям вопросы: ребята, а  вы видели пожарных? Где вы  их видели? Как выглядит пожарный? Из чего состоит одежда пожарного? (куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень).

Одежда  нужна для защиты от воды, высокой  температуры, и травматических повреждений  при тушении пожара. Каска это  стальной головной убор с гребнем  наверху, для защиты головы и смягчения  ударов от падающих сверху предметов. Зачем пожарному широкий пояс? Такой пояс называют «спасательный». Он очень крепкий – выдерживает  нагрузку весом до 350 кг. На поясе  имеется стальная петля – карабин. С его помощью пожарный прикрепляется  к спасательной веревке, может зацепиться за ступеньки лестницы. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи веревки и карабина может выбраться  через окно вместе со спасенным человеком.

-Какие  орудия труда вы знаете, которые  необходимы в работе пожарного? (Топор, багор, лом, песок, лопата). Зачем пожарному топор, багор,  лом, лопата? Им разбирают стены  и потолок, открывают запертые  окна и двери, удерживаются  на крутых крышах и т.д. топор  носят в кобуре на поясе.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности