Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью теоретически обосновать экспериментально проверить влияние фолтклора на формирование звукопроизношение детей младшего дошкольного возраста, изучение детского фольклора как средства развития звукопроизношения младших дошкольников.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование произведений детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют улучшение уровня развития звукопроизношения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и апробировать систему мероприятий поформированию звукопроизношения, основанную на использовании детского фольклора;
3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития звукопроизношений дошкольников.

Содержание

Введение
Теоретические основы овладения правильным звукопроизношением младшими дошкольниками средствами фольклора.
1.1 Особенности развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Фонетические возрастные особенности речи детей
1.2 задачи формирования звукопроизношения.
1.3 Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
1.4 Методика использования фольклора в развитии звукопроизношении у детей дошкольного возраста
Экспериментально – исследовательская работа по формированию звукопроизношения средствами фольклора
Исследование актуального уровня развития звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения у детей младшего возраста средствами фольклора
2.3 Результат работы по формированию звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Работа содержит 1 файл

выпускная квалифицированная работа.docx

— 100.83 Кб (Скачать)

Исследователи детского фольклора  выделяют "календарный" детский фольклор, стремясь объединить в единую группу жанры, не относящиеся к  поэзии пестования, игровому и потешному  фольклору. Это детские  песни, за клички и  приговоры, обрядовые  песенки, дразнилки, детские сказки, загадки, страшилки. Г.С. Виноградов объединяет их в три  группы: сатирическая лирика, календарный  и бытовой фольклор [14, с. 13].

В принципе все жанры народной поэзии - бытовые, то есть теснейшим образом  связаны с бытом. Но поэзия пестования с доминирующей воспитательной функцией "привносится" в быт детей  взрослыми. Жанры  игрового или потешного  фольклора естественно  объединены своей  функциональностью, манерой исполнения. У каждого жанра  четвертой группы своя функция, своя поэтика, отличная манера исполнения. Одни жанры можно  определи как словесно-речевые, другие - как повествовательные, третьи -как песенные. И очевидно, за неимением лучшей терминологии, их целесообразно объединить в группу бытового фольклора.

Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли  одновременно и определенный объем жизненно необходимой  информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое выражение  в сотнях пословиц и поговорок ("Люби дитю, но не оказывай", "Учи  ребенка, пока поперек  лавки лежит, а  коли вдоль ляжет  -поздно", "Каков в люльке, таков и в могилку", "Яблоко далеко от яблони не падает" и мн. др.). В сказках показана роль смеха в жизни людей, сила любви, классовость морали (многочисленные сказки о попах и работниках, барах и мужиках и т.п.).

Только  глубокое и всестороннее знание психологии Детского возраста могло послужить  основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры  поэзии, особые для  каждого периода  жизни ребенка. В  произведениях материнской, поэзии закреплены многообразные  приемы воспитания.

Вызванные к жизни "едва ли не исключительно  педагогическими  надобностями", а  может быть именно поэтому, произведения материнской поэзии часто являются высоко художественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствую разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтоб убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка в интимной обстановке пестования. Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно.

Рассматривая  жанр как функцию, выраженную в художественной структуре, представляется целесообразным выделить по совокупности признаков  следующие жанры  поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Название  песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать). Отсюда же - колыбель, коляска. В народном обиходе было и название "байка" - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины XIX века.

Наиболее  существенный вклад  в изучение жанра  внесли А. Ветухов, Г. Добряков, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, М.В. Красноженова, Г.А. Барташевич, А.Н. Мартынова.

В народе дорожили колыбельным  песенным мастерством  и передавали его  из поколения в  поколение. Едва дочка  начнёт забавляться  со своими куклами, как  мать её учит правильно "байкать". Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с б-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи.

Всё это  даёт основание утверждать, что колыбельная  песня вызвана  к жизни бытовыми, педагогическими  надобностями народа. Колыбельная песня - элемент повседневного  бытия.

ПЕСТУШКИ

Согласно  правилам народной педагогики, чтобы воспитать  физически здорового, жизнерадостного  и любознательного  человека, в ребенке  необходимо поддерживать в часы его бодрствования  радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается  с помощью некоторых  физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребенка, мать или  няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько  раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить  жизнедеятельность  всего организма, что очень важно  в период первоначального  роста. Не каждая мать осознает необходимость  этой процедуры, из сотни  одна объяснит ли ее физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путем пришла к убеждению в безусловной полезности этого приема и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка: .

Потягунюшки, порастунюшки, А в  руки фатунюшки,

Поперек толстунюшки, А в  роток говорок,

А в  ножки ходунюшки, А в голову разумок.

Стишок  прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма ("Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки"), и для развития двигательных функций ребенка ("А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки"), и для умственного и нравственного развития ("А в роток говорок, А в голову разумок"). Знания, закрепленные в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Пестовать... - по словарю В.И. Даля, - (от питать? или не от пясть ли? от носки  на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, ростить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать... Не смешивать, в производных, с пест -"толкач..."

Наиболее  правильно поняла специфику произведений этого рода О.И. Капица и выделила их в  особую группу. Ее точку  зрения разделил и  В.П. Аникин.

Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют  строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приемов физического  воспитания, разработанных  народной педагогикой. Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенку  в тот или иной момент. Они имеют  отличное от родственных  жанров содержание. В колыбельных  песнях или забота о судьбе ребенка, о его настоящем  и будущем, или  раздумья, переживания  матери; в потешках значительное место занимают учительный и развлекательный элементы. Ни то, ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов.

 

Пестушки  кратки. Обычно это  одно простое распространенное или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается редко и является исключением ("Ножки, ножки, куда вы бежите? - В лесок по мошок...").

К пестушкам  примыкают полные наивной простоты и обаяния заговоры-шутки. Купают ребенка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:

С гуся вода, / С гуся вода, / С Пети худоба, / С  Пети худоба.

Если  ребенок ушибся, что  бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место  или поглаживая его, приговаривает:

У сороки боли, У Феденьки заживи.

У вороны боли,У Феденьки заживи. .

Все эти  заговоры носят подчеркнуто  шуточный характер, но в силу веры ребенка  в могущество матери помогают, успокаивают  его.

Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое  начало, переходят  в жанр потешек.

 

ПОТЕШКИ

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части  тела ребенка и  взрослого. Потешками  называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Чисто  филологическое изучение этих приговорок вне  игры неправомерно и  невозможно.

Многие  потеплей в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие - совершенно иные. Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребенка, равные ритмические единицы убаюкивают, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т.д.

Об умелом использовании потешек  для педагогических целей оставила свидетельство  в своих записях  виднейшая сибирская  собирательница М.В. Красноженова. Она  написала, что А.Н. Широкова пестует  свою дочь, приучая  знать названия частей лица и головы:

Нос лепешкой! Нос лепешкой!/Щечки - булочки у нас.

Ай, люленьки, люли, /Щечки-булочки у нас!

Зубки, словно миндалинки,/А  глазки - коринки ... и  т. д.

Привнесение новой информации в сознание ребенка  подобным методом  всегда оказывается  плодотворным, ибо  окрашивается эстетическим чувством ребенка.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей  к познанию богатств русского языка, к  усвоению народной поэзии.

И в  наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных потешек: "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока", "Идет коза рогатая" и некоторых других.

ПРИБАУТКИ

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято  обозначать "смешной  небольшой рассказ  или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском  фольклоре под  этим термином издавна  объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров: считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

Небезынтересно  проследить процесс  формообразования прибауток. Пока действия ребенка  ограничены стенами  избы, общение с  внешним миром - общением с родными и  близкими, пока ребенок  не вошел в коллектив  равных себе и не создал свой мир "жизни-игры", внешние впечатления  его предельно  ограничены. Это могло бы затормозить процесс психологического развития, но к концу "колыбельного" периода (2-5 лет) ребенок уже владеет обширным словарным запасом, достаточным для введения жизненно важной информации о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом. Потешки не только приготовили ребенка к игре, раскрыли перед ним эстетическую суть игры, но и воспитали эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре и игрой. Возникновение жанра прибауток как игр взрослых (пестуний) с детьми на уровне слова, понятия, смысла было таким образом предопределено во всех своих параметрах. Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в "разомкнутый" и бесконечно разнообразный мир, поднять ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

В прибаутках-приговорках  чувствуется тяготение  к стихотворной организации  текста (мерность строк, повторы, иногда рифма, ассонансы и т.д.). Прибаутки уже  давно не являются активом репертуара пестуний. Почти все  они записаны от престарелых  женщин. Лучше сохранились  прибаутки-притчи и  диалогические прибаутки. Но и они постепенно уходят из репертуара пестуний.

ЗАГАДКИ

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их связь  с иносказательной  речью очевидна как  игра, как умственное состязание молодежи. Загадке посвящены  десятки исследований. Изучены художественная форма загадок, их содержание, история  развития, выделены различные группы загадок (загадки-метафоры, звукоподражательного образа, шутливого  вопроса, загадки-задачки  и др.).

Общепризнанно, что в древности  загадка имела  определённое значение в родовой и  военной дипломатии (загадка - шифр, код), в брачном  обряде и т.д., служила  средством проверки мудрости, имела познавательную ценность: с помощью  загадок народные познания, народная мудрость передавались подрастающим поколениям. Существовала календарная  приуроченность использования  загадок.

Нет точных указаний, когда загадка  перешла к детям, но уже в XIX веке она  параллельно бытовала в репертуарах  и взрослых и детей, была введена в  учебную литературу. Это было фактом признания  ее педагогической ценности.

Педагогическую  ценность загадок  исследователи видели в том, что она  знакомит ребенка "с  радостью мышления", направляет внимание на предметы и явления  и их выдающиеся признаки, побуждает вникать  глубже в смысл  словесных обозначений  этих признаков, повышает способность и  определенность мышления и силу воображения.

Загадка, таким образом, стимулирует  умственную деятельность детей, прививает  вкус к умственной работе.

Загадка раскрывает перед  детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с  ними собственно и  начинается с загадки.

Широко  входят в репертуар  загадки для малышей  со звукоподрожанием

На заборе сидит,

Громко, громко кричит:

"Ку-ка-ре-ку!"

(Петушок)

ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР

Игра  в жизни ребёнка  занимает исключительное положение. Она начинается в ранний колыбельный  период и является вначале выражением чисто физиологических  потребностей и побуждений. Со временем становится главным занятием ребенка, приобретает  социальные черты  и представляет собой  горячую, неустанную, но вместе с тем  и веселую работу, с помощью которой  энергично развиваются  дух и тело ребёнка, насаждаются в  нем знание и опыт и закладывают  первые основы для  его будущей деятельности в жизни. Для ребенка  серьезна всякая игра, либо, играя, он живет. Он только тогда и живет, тогда только и упражняется, тогда только и растит душу и тело, когда играет.

Информация о работе Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста