Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью теоретически обосновать экспериментально проверить влияние фолтклора на формирование звукопроизношение детей младшего дошкольного возраста, изучение детского фольклора как средства развития звукопроизношения младших дошкольников.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование произведений детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют улучшение уровня развития звукопроизношения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и апробировать систему мероприятий поформированию звукопроизношения, основанную на использовании детского фольклора;
3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития звукопроизношений дошкольников.

Содержание

Введение
Теоретические основы овладения правильным звукопроизношением младшими дошкольниками средствами фольклора.
1.1 Особенности развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Фонетические возрастные особенности речи детей
1.2 задачи формирования звукопроизношения.
1.3 Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
1.4 Методика использования фольклора в развитии звукопроизношении у детей дошкольного возраста
Экспериментально – исследовательская работа по формированию звукопроизношения средствами фольклора
Исследование актуального уровня развития звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения у детей младшего возраста средствами фольклора
2.3 Результат работы по формированию звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Работа содержит 1 файл

выпускная квалифицированная работа.docx

— 100.83 Кб (Скачать)

Проходят  столетия, меняются условия жизни, меняется мировоззрение народа, старинные обряды теряют в глазах взрослых былую ценность, становятся средством увеселения и, наконец, совсем забываются. Почему же они тогда  так долго сохраняются  в детских играх? Дело в том, что  дети в процессе игр  приобретали ценные для жизни качества. На протяжении тысячелетий  игры были незаменимым  и почти единственным средством физической, военной и умственной подготовки детей, средством  нравственного и  эстетического воспитания. По глубоко верному  заключению В.П. Аникина, в них "сочетаются важные начала практической педагогики, искусства  и стройная система  физического воспитания" [5, с. 67]. Народ понимал  педагогическую ценность детских игр и  всячески заботился  об их сохранности. Без  преувеличения можно  сказать, что детские  игры - одно из величайших достижений народного  педагогического  гения.

В играх  отражались национальные черты, бытовой уклад  народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой  долей вероятности  можно судить об истории  народа. Большинство  народных игр унаследовано детьми от взрослых.

Игры  и игровые песни, которые в первой трети XIX века были распространены по всей России и  пользовались популярностью  и любовью взрослых людей, ко второй половине XIX века перешли в  детский репертуар. Детей привлекали больше всего ролевые  игры с хорошо разработанным  драматическим действием. По степени трансформации  песенного текста можно сказать, когда  та или иная игра перешла от взрослых к детям. Богатая  детская песенная традиция способствовала быстрейшему приспособлению к детской поэтике  воспринятого от взрослых песенного материала.

ЖЕРЕБЪЕВЫЕ  СГОВОРКИ

Детский коллектив немыслим без игры. В каждой игре есть свои правила, имеющие силу неписаных  законов. Многие детские  игры, особенно со спортивным уклоном (лапта, городки, "Собаки и лисицы" и  др.), требуют определенного  равновесия сил.

Сделать это не так-то просто. Согласно неписаным  правовым установкам это не доверяется какому-либо лицу, а  отдается на волю случая.

Эти произведения не являлись предметом  специального систематического собирания или  изучения. Собственно жеребьевая сговрка  представляет собой  загадку, но загадку  обязательно двучленную, в которой образы сопоставляются или  противопоставляются. Жеребьевая сговорка обычно рифмована. Иногда рифма содержится в обращении: "Мати, мати, что вам дати: дуб или березу?".

Анализ  содержания текстов  жеребьевых сговорок вводит нас в мир ребячьих интересов, дает возможность их глазами взглянуть на окружающее.

Наибольшее  количество традиционных текстов связано  с конем. Это конь вороной, сивый, златогривый  и т.д. Предлагается сделать выбор  между конем и  золотым седлом, золотым  тарантасом, золотым  хомутом и даже между конем вороным  и казаком удалым. Это далеко не случайное  явление и даже не результат влияния  фольклора взрослых. Для крестьянского  мальчишки все  лучшее связано с  конем чуть ли не с колыбели. Дети рано начинали понимать, что конь - кормилец, но еще больше их увлекала стремительность  и красота побежки  коня, это впечатление  усиливалось легендами  о конях, спасших  жизни; с 5-6 лет дети уже ездили на лошадях, работали. Конь и  самый близкий, понятный образ, и предмет  восхищения, страстной  мечты о молодецкой удали. Вот почему именно конь занял  такое почетное место  в этих мальчишечьих произведениях и почему он сравнивается только с несметными богатствами. Даже уход за крестьянской лошадью -дело почетное, мужское, не в пример женской "унизительной" работе: "Кони кормить или печи топить?", "Матки, матки, печь топить или коня кормить?"

Почетное  место занимает и  добрый молодец или  казак, олицетворявшие свободолюбие, беспредельную удаль. Дети учатся презирать нерасторопных, ни к чему не способных людей. Нерасторопности и трусости противопоставляются смелость и удальство: "Цепи рвать или колокол ломать?", "Грудь в крестах, али голова в кустах?", "С бегу под телегу или с маху под рубаху?". Нашли свое выражение в этих произведениях и мальчишеская мечта о путешествиях ("Дома быть или по морю плыть?"), и близость к природе ("Лисицы в цветах или медведя в штанах?"). Естественно, что в своем творчестве дети опираются на народные поэтические традиции, используют готовый поэтический материал.

По образности языка, по лексическому составу жеребьевые сговорки также ближе всего стоят к загадкам. Язык их богат красочными эпитетами, сравнениями, метафорами. Это даже при потере рифмы не делает речь прозаической. В жеребьевых сговорках обилие действий.

В последние  десятилетия, в связи  с постепенной  заменой традиционных детских игр современными играми спортивного  направления, теряют свое былое значение и жеребьевые сговорки.

СЧИТАЛКИ

Из всего  многообразия жанров и форм детского устного  народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия  на ребят, по своей  распространенности, по количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. "Видимо, какие-то плодоносящие зерна скрыты в  этих неувядаемых  произведениях", - писал основоположник теории детского фольклора  Г.С. Виноградов. [13]

Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные  стихи, применяемые  детьми для определения  ведущего или распределения  ролей в игре.

Звуковая  организация считалок пленяет своей  красотой, производит незабываемое впечатление. Песенность, в лучшем смысле этого слова, присуща считалкам. Есть и прямые свидетельства их песенного исполнения. Но основная форма исполнения считалок - речитатив со скандарованием.

Русские считалки под различными наименованиями начинают вводиться в научный  оборот в первой половине XIX века, но особо интенсивно - во второй половине века и в начале XX столетия. Первым фундаментальным  исследованием считалок как фольклорного жанра была монография Г.С. Виноградова "Русский  детский фольклор (1930). Исследователь указывает  на стабильность считалочного репертуара детей. Ученый приходит к выводу, что "школа и  книга оказывают  определенное влияние  на состав и судьбу детского фольклора: школьные и книжные  стихотворения заменяют (насколько  удачно - другой вопрос) и вытесняют старую считалку, которая  не везде и не всегда выдерживает натиск новых форм. Эти  объективные наблюдения не пошатнули теоретических  позиций Г. Виноградова. Он по-прежнему настаивал, что характерной  особенностью считалок является "равнодушие к смыслу". По его  мнению, обогащение считалок новыми словами, образами, темами идет не в силу правильного  отражения действительности, а "по пути случайных  ассоциаций". Больше того, он считал, что  случайный выбор  словесного и смыслового материала делает такой текст считалки неясным по построению, смутным по содержанию - логическому и даже эмоциональному, что факт замены традиционных считалок книжными стихотворениями "является больше свидетельством утраты вкуса, чутья к творчеству в устном слове" [15, с. 11 - 45].

Отражение действительности в  считалках происходит не на основе "случайных  ассоциаций", а  на основе детского восприятия и своеобразного  осмысления происходящего.

Даже  считалки-числовки, которым счетные  слова диктуют  условия развития сюжета, а обязательность рифмовки сужает возможности  подбора лексических  пар с понятийным смыслом, отразили жизнь, пропустив ее через  детское сознание и художественно  обработав. И нет, пожалуй, такой стороны детской жизни, которой бы не были посвящены считалки.

Рассматривая  возможные способы  классификации считалок, Г.С, Виноградов приходит к выводу, что "едва не единственным твердым  основанием классификации  остаётся словарный  состав описываемых  произведений". На первый взгляд, исследователя  кажется вполне обоснованным. Словарный состав считалок резко отличается от словарного состав любого другого жанра  устного народного  творчества и имеет  три ясно видимых  лексических группы: заумь, имена числительные, слова-образы (понятия). В соответствии с  этим исследователь  выделяет три группы считалок: считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки. К считалкам-числовкам  он относит произведения,содержащие счетные слова, озаумленные счетные слова и эквиваленты числительных; к заумным - произведения, целиком или частично сотканные из зауми; к считалкам-заменкам - произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов.

Считалки  чаще всего представляют собой цепочку  рифмованных двустиший. Наиболее употребительны четверостишия, шестистишия, восьмистишия. Встречаются  трехстишные, пятистишные, семистишные и  более длинные, но значительно реже. Бывают и нерифмованные  стихи. Они чаще употребляются  в двустишиях и  трехстишиях. Рифмы  используются самые  разнообразные: парные, перекрестные, охватывающие и т. д. Почти все  считалочные тексты дают сочетание мужской  и женской рифмы, очень редко встречается  дактилическая. Определенного чередования рифмы не наблюдается..

В наши дни считалки остаются весьма популярными, они являются богатым  и развивающимся  жанром детского фольклора.

Новые условия жизни  детей сказались  на их игровом репертуаре. Формальные ролевые  игры уже не имеют  былого значения, но богаче и содержательнее стали игры-импровизации; жеребьевые сговорки теряют свою поэтическую форму, считалки обогащаются новым содержанием, совершенствуется их поэтика. Традиционный игровой фольклор становится достоянием младших детей (4-12 лет) и служит по-прежнему эффективным средством нравственного и эстетического воспитания

вывод  …….

 

 

Место детского фольклора  в развитии речи дошкольников

Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В русской  народной сказке заключено  богатое содержание и в отношении  насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь - волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед  травой и тому подобное, которое дети используют в собственной  речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается  к красоте и  самобытности слова

Простота  и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить  их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления  куклы или укладывания  ее спать.

Очень большое значение имеют потешки  для воспитания у  детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются  успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю  калач".

Практика  показывает: для всестороннего  развития детей младшего дошкольного возраста особое значение приобретают  игры, забавы с использованием фольклора. Воспитатели  стараются вводить  в игры хорошо известные  детям потешки, чтобы  дать возможность  проявить речевую  активность. Например, в игре-забаве "Моя  доченька" малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленька... "

Вызывают  у детей интерес  народные произведения, в которых имеются  звукоподражания  голосам животных и очень конкретно  описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок, /Золотой  гребешок,

Что так  рано встаешь,/Деткам спать не даешь.

Наши  уточки с утра:/Кря, кря, кря.

Наши  гуси у пруда:/Га-га! Га-га! Га-га! ,

Наши  курочки в окно: /Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке, на дубочке/Тут сидят два голубочка.

У них  шейки голубые, /У  них перья золотые.

Особое  внимание следует  обратить на эмоциональное  чтение воспитателем произведений народного  творчества. Ребенок  должен чувствовать  отношение взрослого  к описываемым  ситуациям.

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего  возраста. Родители используют их, чтобы  успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие  процессы в жизни  маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения  словом. И здесь  русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Уже в  раннем возрасте очень  важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

"Программа  воспитания и обучения  в детском саду" нацеливает нас  на широкое использование  произведений народного  творчества в работе  по развитию речи, а также на воспитание  доброжелательности, заботливого отношения  друг к другу.

Таким образом, целенаправленное и систематическое  использование малых  форм фольклора в  работе с детьми дошкольного  возраста помогает им овладевать первоначальными  навыками самостоятельной  художественно-речевой  работы.

 

 

 

1.4 методы и приемы  формирования звукопроизношения  у детей младшего  дошкольного возраста

Методы  и приемы обучения правильному произношению звуков

Произношение  звуков у детей  дошкольного возраста зависит от работы их речи двигательного  аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно  упражнять отдельные  органы речи двигательного  аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность  челюсти. Педагогические приемы должны помочь ребенку быстрее  овладеть координацией артикуляционных  движений. От точности и силы этих движений будет зависеть чистота, четкость произношения звуков и слов. Если у ребенка овладение  произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое  косноязычие, то и  тогда специальная  работа по звукопроизношению  и дикции необходима.

Информация о работе Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста