Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью теоретически обосновать экспериментально проверить влияние фолтклора на формирование звукопроизношение детей младшего дошкольного возраста, изучение детского фольклора как средства развития звукопроизношения младших дошкольников.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование произведений детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют улучшение уровня развития звукопроизношения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и апробировать систему мероприятий поформированию звукопроизношения, основанную на использовании детского фольклора;
3. Выявить влияние детского фольклора на повышение уровня развития звукопроизношений дошкольников.

Содержание

Введение
Теоретические основы овладения правильным звукопроизношением младшими дошкольниками средствами фольклора.
1.1 Особенности развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Фонетические возрастные особенности речи детей
1.2 задачи формирования звукопроизношения.
1.3 Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
1.4 Методика использования фольклора в развитии звукопроизношении у детей дошкольного возраста
Экспериментально – исследовательская работа по формированию звукопроизношения средствами фольклора
Исследование актуального уровня развития звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Формирование звукопроизношения у детей младшего возраста средствами фольклора
2.3 Результат работы по формированию звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Работа содержит 1 файл

выпускная квалифицированная работа.docx

— 100.83 Кб (Скачать)

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая  гимнастика необходима для нормального  развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению  и дикции не должна рассматриваться  в детском саду как логопедическая. Она должна проводиться  со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют  какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

В связи  с тем, что занятия  по звукопроизношению  выполняют одновременно роль речевой гимнастики, они, как и любая  гимнастика, должны быть систематичны, Такие упражнения в младших группах  проводятся ежедневно, Большинство артикуляционных  упражнений, применяемых  в детском саду, носит игровой  характер. Структура игры позволяет многократно повторять одни и те же звукосочетания или слова (Пых-пых-пых! Пош-ш-шел!).

Основные  методы для проведения этой работы следующие: дидактические игры с наглядным материалом или словесные («Чей домик?», «Магазин», «Оркестр»); подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай», «Лошадки», «Поезд»);  фольклор рассказы со звукоподражанием; заучивание специально подобранных потешек, стихотворений, а в старших группах — скороговорок.

Разнообразны  методические приемы, которые применяются  как в этих, специальных  методах, так и  в других, где есть возможность поупражнять  детей в звукопроизношении (при  рассматривании предметов  или картин, рассказах  из личного опыта  детей, в наблюдениях  на прогулке и т. д.). Основными приемами являются образец  правильного произношения, хоровое и индивидуальное повторение (особенно хоровая речь небольшими подгруппами), сопряженная  и отраженная речь, указание и объяснение. Частично используется и показ правильной артикуляции.

Если  игра проводится вне  занятия и в  ней участвуют  не все дети, желательно привлекать к ней  не только плохо выговаривающих звуки, но обязательно  и нескольких детей, хорошо и четко  говорящих (речь их будет  образцом для подражания).

Особого такта требует  использование такого приема, как исправление  неправильного произношения: нельзя прибегать  к нему слишком часто; это излишне нервирует ребенка, отвлекает от игры или другой деятельности. Важно предоставить такому ребенку возможность для тренировки, для активной речи, привлекать его внимание к правильному произношению. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, особенно это необходимо в младших и средних группах, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи. Поэтому в первых играх звуки предлагаются в изолированном виде (поезд гудит — у-у-у, ружье стреляет — п-п-п!) или в простых сочетаниях с твердыми согласными (ту-ту, пых-пых, му-му, га-га). Во всех группах в начале года в игры и упражнения включаются наиболее легкие для произношения звуки (п, б, м, т, г, к). Воспитатель присматривается к работе артикуляционного аппарата детей, активизирует тех, у кого малоподвижны губы и челюсти.

После нескольких подобных занятий в содержание игры включаются более  трудные звуки: шипящие  (ш, ж, ч, щ), а также л и р. В этом отношении интересен опыт А.С. Фельдберг, которая рекомендует упражнять детей в усвоении всех звуков сразу. При этом ею были получены лучшие результаты, чем при работе над произношением звуков по очереди1. Например, в игре «Чей домик?» при изображении котят сначала используются звукоподражания мяу-мяу, а затем — мур-мур; при изображении собачки — сначала ав-ав, а позднее — р-р-р- Воспитателю необходимо обращать внимание на точность своего словаря в многочисленных играх на звукоподражание. Дети должны слышать разнообразные слова, обозначающие издаваемые животными звуки: блеет, рычит, каркает, ржет, мычит, квохчет, кукует и т. д. Неправильно, если воспитатель все их заменяет глаголом кричит. (2)

2. Этапы обучения  правильному звукопроизношению

Обучение  звукопроизношению  осуществляется в  соответствии с этапами  работы над звуками, принятыми в логопедии.

I этап - подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное  произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в  целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности  и гибкости, от координации  артикуляционных  движений, их силы и  точности. Так, трудный  для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме "ковшика", округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить  упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью  придания ему нужного  положения; на подвижность  губ, челюстей, щек, на выработку воздушной  струи, правильного  дыхания.

С целью  подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой  форме, что создает  условия для многократного  их повторения.

Развитию  моторики артикуляционного аппарата служат различные  игры на звукопроизношение: "Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?" и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша - шо - шу, ра - ро - ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, "как кучер", жужжать, "как пчела", гудеть, "как паровоз". В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя

Для развития речевого дыхания  проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются  с заданием. Многие напрягаются, раздувают  щеки и не могут  сдуть лежащую  пушинку. Этому детей  надо учить. От простых  игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, - детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно  дышать, делать короткий, быстрый вдох и  длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались  и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная  с 0,5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового  внимания рекомендуются  игры "Угадай, кто  позвал?", "Угадай, что я сказала?", "Что  делает Петрушка?", "Эхо" и др.

В индивидуальной работе используется артикуляционная  гимнастика: облизывание  языком верхней и  нижней губы (слизывание меда); язык делается "жалом", "широкой  лопаткой" и др.

II этап - становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.

Постановка  звуков начинается с  легких по артикуляции  звуков и кончается  более трудными; последовательность их сохраняется как  для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука  или при его  неустойчивом произношении, что часто наблюдается  у дошкольников, бывает достаточно фиксировать  внимание ребенка  на звуке. Это так  называемая постановка звука по подражанию или вызывание  звука. Обучение здесь  основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием  обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

Если  невозможно поставить  звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного  звука и образец  его произношения, сопровождаемые упражнением  детей.

Доступно  для детей объясняется  положение зубов, губ и языка  при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется  детьми индивидуально, вначале теми, кто  произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у  кого наблюдаются  недостатки. Наконец  звук повторяют все  хором.

В период становления звука  надо быть внимательными  к его появлению. Следует постоянно  поддерживать новый  звук, создавать необходимые  условия. Воспитателю  нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука  педагог напоминает существенные моменты  его артикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям  новый речевой  материал, так как  хорошо знакомые ребенку  стихи, картинки вызовут  у него старое, привычное  произношение звука.

III этап - закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно.

Работу  на этом этапе можно  рассматривать как  затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и  выработку новых.

Это трудная  для нервной системы  работа. Она требует  большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход  от изолированно произносимого  звука к включению  этого звука в  звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в  середине, в конце. Вначале создаются  облегченные условия  для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании  с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

В этот период полезно сочетание  нового материала  со старым. Важны  контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми  средствами (одобрение  ребенка, поощрение  и т.д.). Большую  устойчивость звука  обеспечивает использование  разных анализаторов: слухового - как ведущего, зрительного (показ  артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых  губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика  языка при звуке  р).

IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Дети  не отличают новый  звук от некоторых  сходных с ним  звуков и путают их (вместо сушка - "шушка", вместо Саша - "Шаша").

Для дифференциации звука эффективен прием сравнения  двух артикуляционных  укладов и установление их различия. При  сопоставлении двух звуков не следует  сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.

Рекомендуется проводить занятия  по дифференциации звуков с использованием доступного детям  игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня - слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба - сапоги - шапка; кошка - собака - лошадь - свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы - уши, мышь - мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее - словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи ("Прилетели голуби, сели возле проруби", "Зайка летом серый, зимой белый") Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос - нож, коза - кожа, Юра - юла, коробка - колобок). Использование этих слов возможно в игре или разговоре:

Как позовешь кошку? - Кис-кис!

Как прогонишь  воробья с огорода? - Кыш-кыш!

Благодаря таким упражнениям  дети начинают быстрее  и лучше улавливать смысловую разницу  между словами. Затем  переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению  рекомендуются упражнения в форме игр: с  картинками, игрушками, звукоподражанием, с  элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

Вывод:

Таким образом, правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хороший развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование звукопроизношений детей младшего дошкольного возраста