Формы, методы и виды обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Тема исследования актуальна, так как позволяет сделать обзор методов и форм обучения, что является основой для будущего преподавателя. Ведь не имея представления о том, каким способом можно преподавать, невозможно стать профессионалом в выбранной сфере.
Целью исследования является рассмотрение форм и методов обучения.
Задачи исследования состоят в том, чтобы выделить основные виды обучения и рассмотреть основные особенности каждого вида.

Содержание

Введение 3
1. Формы и методы обучения 4
1.1. Формы обучения 4
1.2. Методы обучения 7
2. Виды обучения. 18
2.1. Традиционное обучение. 18
2.2. Дистанционное обучение. 24
2.3. Развивающее обучение. 31
Заключение 43
Литература 44

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 89.33 Кб (Скачать)

Далее рассмотрим основные противоречия традиционного обучения.

А.А.Вербицкий23 выделил следующие противоречия традиционного обучения:

1. Противоречие между обращенностью  содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах «основ наук», и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры. Будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла. Повернутость в прошлое, принципиально известное, «вырезанность» из пространственно-временного контекста (прошлое - настоящее - будущее) лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией - ситуацией порождения мышления.

2. Двойственность учебной информации - она выступает как часть культуры  и в то же время лишь как  средство ее освоения, развития  личности. Разрешение этого противоречия лежит на пути преодоления «абстрактного метода школы» и моделирования в учебно-воспитательном процессе таких реальных условий жизни и деятельности, которые позволили бы обучающемуся «вернуться» в культуру обогащенным интеллектуально, духовно и практически и тем самым оказаться причиной развития самой культуры.

3. Противоречие между целостностью  культуры и ее овладением субъектом  через множество предметных областей - учебных дисциплин как представительниц  наук. Эта традиция закреплена делением школьных педагогов (на учителей-предметников) и кафедральной структуры вуза. В результате вместо целостной картины мира обучающийся получает осколки "разбитого зеркала", которые он сам собрать не в состоянии.

4. Противоречие между способом  существования культуры как процесса  и ее представленностью в обучении  в виде статических знаковых  систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.

5. Противоречие между общественной  формой существования культуры  и индивидуальной формой ее  присвоения обучающимися. В традиционной педагогике оно не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими для производства совместного продукта - знания. Будучи рядом с другими в группе учащихся, каждый «умирает в одиночку». Более того, за оказание помощи другим ученик наказывается (порицанием «подсказки»), чем поощряется его индивидуалистическое поведение.

Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через «другого человека» в процессе диалогического общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но поступки (Унт И.Э., 1990; аннотация).

Именно поступок (а не индивидуальное предметное действие) должен рассматриваться  в качестве единицы деятельности обучающегося.

Поступок - это социально обусловленное и морально нормированное действие, имеющее как предметную, так и социокультурную составляющую, предполагающее отклик другого человека, учет этого отклика и коррекцию собственного поведения. Такой взаимообмен действиями-поступками предполагает подчинение субъектов общения определенным нравственным принципам и нормам отношений между людьми, взаимный учет их позиций, интересов и нравственных ценностей. При этом условии преодолевается разрыв между обучением и воспитанием, снимается проблема соотношения обучения и воспитания. Ведь что бы человек ни делал, какое бы предметное, технологическое действие ни совершал, он всегда – «поступает», поскольку входит в ткань культуры и общественных отношений.

Многие вышеперечисленные проблемы успешно решаются в проблемном типе обучения.

Таким образом, мы рассмотрели  понятие традиционное обучение, которое  является наиболее распространенным и  часто применяемым среди всех видов обучения. Но этот вид обучения устаревает и ему на смену приходят новые виды обучения, которые мы рассмотрим далее.

 

2.2. Дистанционное обучение.

 

Дистанционная форма обучения (ДО)24 - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг. Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов. Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в  электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или  в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья. Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые  рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным  библиотекам, за считанные секунды  найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней  главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим  словарем и открывают доступ к  основным отечественным и международным  базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время. Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM - диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС - технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Контрольные работы ДО - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Если пять - семь лет назад получение знаний с доставкой на дом - через интернет - казалось многим российским студентам привилегией иностранцев, то сегодня практически каждый отечественный ВУЗ готов предоставить своим учащимся такую возможность. Но до «золотого века» пока далеко: дистанционное обучение (ДО) все еще не имеет прочной законодательной базы, каналы связи оставляют желать лучшего, методические и учебные пособия имеют разный формат, что затрудняет их использование. Хотя есть и положительные моменты. Например, образовательное сообщество России научилось относиться к дистанционному обучению терпимее. Об этом направлении, которое может стать в ближайшем будущем едва ли не главным в работе университетских комплексов, шла речь на очередном заседании коллегии Минобразования РФ.

Необходимость в проведении широкомасштабного  эксперимента по распространению ДО на отечественном образовательном пространстве возникла после прошедшего в 1996 году в Москве Конгресса ЮНЕСКО. Форум ясно показал, что многие страны не мыслят дальнейшего развития национальных образовательных систем без нарастающего использования дистанционных технологий. Россия представила участникам конгресса свою программу развития ДО. Для ее апробации и был начат в июле 1997 года эксперимент. На первом этапе (1997-1999 гг.) его участники сконцентрировали усилия на отработке и совершенствовании технического, технологического, учебно-методического и организационного обеспечения ДО. Главной целью второго этапа (1999 - 2002 гг.) стало создание проектов нормативных и правовых документов, регламентирующих применение технологий дистанта в учебном процессе. Откуда информация – должны быть сноски по всему тексту. Подстрочные, причем.

В эксперименте приняли участие  ВУЗы с разными формами собственности: государственной - такие, например, как  МЭСИ25, и негосударственной - Современный гуманитарный университет (институт). На втором этапе к проведению эксперимента подключились Международный институт менеджмента ЛИНК26, Московский государственный индустриальный университет27, Всероссийский заочный финансово-экономический институт28, Российский университет дружбы народов29 и другие. Всего 16 высших учебных заведений России. За время эксперимента они создали 588 учебных центров. Более 206 тысяч студентов и слушателей прошли подготовку с использованием технологий ДО,13 тысяч преподавателей,  педагогов-технологов помогали им в этом. Почти 45 тысяч выпускников успешно преодолели итоговую аттестацию в госаттестационных комиссиях. Если в 1997 году о ДО говорили только как о возможном пути получения образования, то сегодня многие элементы дистанта - кейс, интернет и сетевые технологии широко используют в традиционных формах обучения.30

С учетом опыта реализации ДО, полученного  в ходе эксперимента, были подготовлены и вошли в действие новые нормативные  документы, в значительной мере легализующие методы дистанционного обучения. Большая  доля ответственности за качество подготовки специалистов перенесена в них с  филиалов и представительств на головной ВУЗ. Подготовлена «Методика организации  дистанционного обучения в учреждениях  высшего профобразования РФ»31, разработаны проекты ряда отраслевых стандартов. На парламентских слушаниях прошлого года эксперимент по ДО и само направление развития дистанционных методов обучения на основе информационных и телекоммуникационных технологий получили положительную оценку. Руководителям нескольких ВУЗов - участников эксперимента была присуждена премия правительства за разработку научно-методических и организационно-технологических основ федеральной университетской сети дистанционного обучения.

Показал эксперимент и слабые места  ДО, и от того, удастся ли преодолеть их, зависит дальнейшее развитие новых технологий образования. Например, еще не вся академическая общественность изжила предубеждение и консервативное отношение к роли дистанта в образовании. Исторически сложилось так, что большинство ВУЗов, участвующих в ДО-процессе, действуют автономно, а это серьезно тормозит обмен результатами и достижениями. Отсутствие стандартов затрудняет интеграцию российского ДО в общемировое образование. Бурное развитие всемирных электронно-сетевых технологий, глобализация образовательного рынка, заполненного ДО-продуктими и технологиями, приведенными к единым стандартам качества, порождают международную конкуренцию образовательных организаций. И Россия пока в этой борьбе отнюдь не лидер. Многие отечественные законы и нормативы не могут быть использованы для решения проблем и легализации ДО. Как следует оснастить площади, где проходит дистанционное обучение? Каковы нормативы по профессорско-преподавательскому составу в этом случае, меняются ли требования к оснащению и составу библиотечного фонда? Вопросов немало. Проект закона по ДО рассматривался в Госдуме. От принятия этого законопроекта зависит, когда и насколько успешно появятся на свет новые документы, легализующие ведение дистанционного обучения.

В декабре 2005 года Ставропольский государственный  университет32 активно включился в реализацию проекта ДО направленный на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея проекта состоит в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования33.

В условиях перехода к обучению учащихся старшей школы по основным общеобразовательным  предметам на профильном уровне необходимо обеспечить предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. Учитывая, что в силу ряда причин (нехватка педагогов, отсутствие материальных возможностей и т.п.) многие общеобразовательные учреждения (прежде всего, в сельской местности) не в состоянии предоставить своим ученикам данный вид образовательных услуг, одним из решений данной проблемы является организация подготовки учащихся таких школ на профильном уровне с использованием Интернет (далее – Интернет-обучение).

Проект, включает два направления:

Информация о работе Формы, методы и виды обучения