Формы, методы и виды обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Тема исследования актуальна, так как позволяет сделать обзор методов и форм обучения, что является основой для будущего преподавателя. Ведь не имея представления о том, каким способом можно преподавать, невозможно стать профессионалом в выбранной сфере.
Целью исследования является рассмотрение форм и методов обучения.
Задачи исследования состоят в том, чтобы выделить основные виды обучения и рассмотреть основные особенности каждого вида.

Содержание

Введение 3
1. Формы и методы обучения 4
1.1. Формы обучения 4
1.2. Методы обучения 7
2. Виды обучения. 18
2.1. Традиционное обучение. 18
2.2. Дистанционное обучение. 24
2.3. Развивающее обучение. 31
Заключение 43
Литература 44

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 89.33 Кб (Скачать)

Оба охарактеризованных метода обогащают  учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование  и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют  планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается  продуктивными методами.

Продуктивные методы18 обучения ориентируется на создание обучающимися образовательного продукта, который получается путем приращения нового к уже известным знаниям. Обучающиеся образуют собственные идеи, гипотезы, тексты, модели, поделки и прочее, т.е. формируют внешние образовательные продукты. В этом процессе у ученика происходит развитие внутренних навыков и способностей, соответствующих изучаемой дисциплине.

Важнейшее требование к высшей школе - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем. Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

  • создание проблемной ситуации
  • анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач
  • решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки
  • проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация19 - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий. Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: «Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить». Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения  проблемы включает в себя сопоставление  цели, условий задачи и полученного  результата. Большое значение имеет  анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад  и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и  причины неправильных предположений  и гипотез. Все это позволяет  не только проверить правильность решения  конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно  отметить следующие достоинства  проблемного обучения20:

- проблемное обучение учит мыслить  логично, научно, творчески

- проблемное обучение учит самостоятельному  творческому поиску нужных знаний

- проблемное обучение учит преодолевать  встречающиеся затруднения

- проблемное обучение делает  учебный материал более доказательным

- проблемное обучение делает  усвоение учебного материала  более основательным и прочным

- проблемное обучение способствует  превращению знаний в убеждения

- проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению

- проблемное обучение формирует  и развивает познавательные интересы

- проблемное обучение формирует  творческую личность.

Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная  информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную  проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными  методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы  вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже  имели некоторый  «стартовый»  запас знаний. Создать этот запас  можно только с помощью репродуктивных методов.

По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского21, включающая три большие группы методов обучения:

- методы организации и осуществления  учебной деятельности (словесные,  наглядные, практические, репродуктивные  и проблемные, индуктивные и дедуктивные,  самостоятельной работы и работы  под руководством преподавателя)

-  методы стимулирования и  мотивации учения (методы формирования  интереса - познавательные игры, анализ  жизненных ситуаций, создание ситуаций  успеха; методы формирования долга  и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований)

- методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические  работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

По сочетанию внешнего и внутреннего  в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И.Махмутова22: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

В практике обучения существуют и  другие подходы к определению  методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и  прочие. Эти определения требуют  дальнейшего уточнения, т.к. процесс  обучения не может быть пассивным  и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). 
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Таким образом, мы рассмотрели основные формы и методы обучения. Представленный обзор может послужить теоретической основой для молодых специалистов. Используя все многообразие форм и методов обучения, преподаватель может дать отличную мотивацию обучающимся, вовлечь их в процесс обучения.

 Существует множество  подходов к классификации видов  обучения. Далее в работе будут  рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее  обучение.

 

2. Виды обучения.

2.1. Традиционное  обучение.

 

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики. Этот обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в вузе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его студенту, себя исчерпала.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

    • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;
    • учащиеся работают по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого учащиеся должны приходить на занятия в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
    • основной единицей занятий является урок;
    • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся  работают над одним и тем же материалом;
    • работой учащихся на уроке руководит преподователь: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого учащегося в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся на следующий курс;
    • учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между занятиями - атрибуты классно-урочной системы.

Этот вид обучения обладает целым  рядом недостатков, которые будут  рассмотрены ниже в сравнении  с двумя другими видами обучения:   во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и высшие учебные  заведения, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, преподаватель, сохраняя ориентацию на передачу, а  не на самостоятельное освоение необходимых  студенту знаний, повышают требования к объему усвоенных им знаний. В-третьих, попытки преподавателей, школы предусмотреть  различные варианты жизнеопределения учащихся и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. В условиях сегодняшнего дня необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

Несомненным достоинством традиционного  обучения является возможность за короткое время передать большой объем  информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях.

Чтобы охарактеризовать суть традиционного  обучения, лучше всего сделать  это на примере различия между  «поддерживающим» (традиционный подход к обучению) и «инновационным»  типами обучения. Поддерживающее обучение - это процесс и результат такой учебной (а вследствие и образовательной) деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта и социальной системы. Такой тип обучения (образования) обеспечивает преемственность социокультурного опыта и традиционно присущ как школьному, так и вузовскому образованию. Инновационное обучение - это процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. По своей сути традиционное обучение соответствует самому понятию обучения, под которым традиционно понимается передача (трансляция) социокультурных способов, образцов существования и развития человека от одного индивида, их сообщества (социума) к другому индивиду или индивидам. При этом, с одной стороны, обеспечивается преемственность (воспроизводство) социокультурного опыта и человека как его носителя (субъекта); а с другой стороны - создаются условия для появления новых социокультурных способов деятельности и развития человека, т.е изменение самой социокультурной среды. Образовательные технологии, основанные на традиционной парадигме «поддерживающего обучения», построены на принципе трансляции(передачи) и воспроизведении учеником готовых образцов человеческой деятельности. Такое обучение провоцирует преимущественное развитие репродуктивных способностей учащихся (от познавательных стереотипов восприятия, памяти. Мышления до личностных стереотипов социального поведения). В это время творческий потенциал учащегося, его продуктивные способности и личность развиваются, по сути, стихийно. Осознавая противоречие между социальным запросом на образование и традиционными методами обучения и воспитания, педагоги стали обращаться к поиску образцов технологий, построенных на иных принципах и личностно-ориентированным, развивающим подходам к обучению.

Информация о работе Формы, методы и виды обучения