Формы внеаудиторной работы по иностранным языкам в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние внеклассной работы по английскому языку на уровень мотивации учащихся к изучению английского языка;
Задачи исследования:
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранному языку в современной начальной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ обучающихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку;
4) применить на практике накопленный опыт, доказать, что внеклассная работа по английскому языку повышает мотивацию к изучению предмета, позволяет в полной мете раскрыть способности и потенциал ребёнка к изучению иностранного языка;

Содержание

Введение………………………………………………………………………2-4
Глава I. Теоретические аспекты проведения внеклассной работы по иностранному языку.
Значение внеклассной работы по иностранному языку……….......5-6
Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку…….6-7
Глава II. Формы организации внеклассной работы по иностранному языку.
2.1. Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку………………………………………………………….8-9
2.2. Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………......9-10
2.3. Театрально-языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку……………………………10-12
2.4. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку…………………………………………………………12-13
2.5. Неделя иностранного языка в школе………………………………..13-16
2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………………………16-18
Выводы по II главе…………………………………………………………...18-19
Практическая часть………………………………………………………….20-22
Выводы по практической части……………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………..23-24
Использованная литература…………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.10 Кб (Скачать)

В школе организуются кружки по всем предметам для учащихся всех классов. Кружки лучше всего организовать из учащихся параллельных классов и  в состав каждого включать по 10--20 учащихся. Членами кружка могут быть не только хорошо успевающие учащиеся, по любой ученик, изъявивший желание  заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков  показывает, что ученики со средней  успеваемостью, работая активно  в кружке, начинают хорошо учиться  как по данному, так и по другим предметам. Опытные учителя специально вовлекают в кружок и плохо  успевающего учащегося, стараются  заинтересовать его, а заинтересовав, ставят перед ним требование - ликвидировать проблемы в своей учебной работе. В случае необходимости учитель организует через коллектив помощь этому учащемуся Результаты такой работы, как правило, положительные. Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех мероприятиях, проводимых кружком, выполняет конкретную работу в соответствии со своими интересами и возможностями. Предметный кружок может избирать старосту, его заместителя, секретаря, редколлегию стенной газеты. Как правило, работой кружка руководит учитель или родители, или специалисты ВУЗов, учёные, либо старшеклассники. Кружок работает систематически (обычно 2 - 3 раза в месяц), продолжительность занятий 1,5 - 2 часа. Все предметные кружки работают по плану согласно общешкольному расписанию (графику) кружковой работы, а занятия фиксируются секретарем в специальном журнале. План должен быть органически связан со школьной учебной программой по данному предмету, но вместе с тем может выходить за ее пределы и дополнять ее. В плане необходимо отобразить цели и задачи, содержание работы кружка (указать конкретные темы, разделы предмета, подлежащие изучению), а также виды, методы и формы работы. Формы работы могут планироваться самые разнообразные, исходя из специфики предмета, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, педагогического мастерства учителя, материальных условий и др. Это могут быть занятия по изучению новой лексики, доклады учащихся по различным проблемам в России и за рубежом, репетиции к спектаклям, музицирование на иностранном языке, организация переписки с зарубежными друзьями и т.д. Учитель может на кружковом занятии применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В первом случае учащиеся будут следить за ходом мысли, рассуждений учителя, во втором - частично привлекаться к поисковой деятельности и в третьем - самостоятельно осуществлять все этапы поисковой деятельности. Такие задания развивают сообразительность и настойчивость, элементы нестандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и моделировать языковой материал. Это стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся, становится фактором создания творческой атмосферы в процессе внеклассной работы. Слаженная работа предметного кружка способствует повышению успеваемости всех учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

2.2. Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по иностранному языку.

Ученическая конференция, как правило, носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов  и альбомов по той или иной проблематики. Ученическая конференция даёт возможность  учащимся и учителям погрузиться  в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге  с иной культурой. Жесткие рамки  урока и четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяют  учащимся познать все богатство  связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом случае с целью актуализации, обобщения  и систематизации изученного ранее  материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические  конференции. Конференция, как никакая  другая форма внеклассной учебной  работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.

Наряду с общешкольными мероприятиями, проводимыми, как правило, по параллелям, учителя иностранного языка проводят внеклассную работу в своих группах. Одновременно с достаточно разнообразными формами внеклассной работы, в  которых заняты практически все  учащиеся группы, в школе необходимо разработать системы внеклассных  мероприятий направленных на стимулирование учащихся к достижению высоких личных результатов. Все проводимые конкурсы, в которых каждый ученик может  принять участие индивидуально, можно разделить на 4 группы:

лексические (2-4 классы)

грамматические (3-4 классы)

фонетические (3-4 классы)

творческие (3-4 классы)

Несомненно, складывающуюся систему  внеклассной работы необходимо совершенствовать, наряду с традиционными формами, дающими хороший результат, использовать новые, т.к. внеклассная работа даёт неограниченные возможности для  творчества, как учителя, так и  учащихся.

 

2.3.  Театрально-языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку.

В настоящее время, когда английский язык приобрёл статус языка глобального  общения - благодаря или по вине всеобщей компьютеризации. Эту проблему можно  отнести к ряду задач лингвосоциальной адаптации учащихся к современным  условиям жизни. Человек, выходящий  на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и  навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке  формальным способом. Важно создать  условия такие, чтобы общение  стало необходимым, чтобы ребёнок  захотел говорить, захотел говорить не для получения хорошей оценки, а потому, что дня него коммуникация стала необходимостью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существенного языкового и психологического барьера, внутренней зажатости - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. При её решении учитывается и тот факт, что учебный процесс будет эффективен только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса. Теоретически это утверждение верно. Однако на практике дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднение в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания положительной эмоциональной и лингвистической мотивации можно использовать на уроках элементы театрализации, драматизации и инсценирования. Но рамок урока совершенно не хватает: во-первых, сорока минут для достижения поставленной цели явно недостаточно, во-вторых, осознание учеником себя в довольно жестких границах урочного пространства, а так же подсознательно присутствующий страх перед получением негативной оценки препятствуют его полной эмоциональной и психологической самореализации.

Так возникла идея расширения рамок  учебной деятельности и создания театрально-языкового социума. Под  этим термином подразумевается особое социолингвистическое пространство, в  рамках которого осуществляется активизация  изученного материала, его интерпретация  на новом языковом уровне с выходом  на практическую коммуникацию посредством  драматизации и театрализации. Этот театрально-языковой социум - английский музыкальный театр. Идея использования  приёмов театрализации и драматизации в ходе урока или во внеурочной деятельности сама по себе не нова, Особенность  данной работы заключается в следующем:

- она позволяет соединить оба  компонента учебно-воспитательного  процесса в единое целое, сделав  их логичными, динамичными и  последовательными продолжениями  друг друга;

- при выборе репертуара учитываются  требования государственного стандарта  преподавания английского языка  к языковому (фонетическому, лексическому, грамматическому) и речевому (культуроведческому) материалу;

- участниками представлений являются  только те дети, которых обучают  на уроках английского языка;

- инсценировки для спектаклей  создаются учителями школы на  базе литературных произведений.

Большинство стихотворных и прозаических текстов написаны с максимальным использованием аутентичных (исходящих  из первоисточника, подлинных) источников. При этом, изучаемый программный материал становится основой для создания сценария, а на уроках в полной мере используется страноведческий, культурологический, музыкальный материал.

Алгоритм  деятельности выглядит следующим образом:

-инициализация  идеи;

-целеполагание;

-анализ  базового компонента Государственных  программ;

-насыщение  базового курса дополнительным  языковым материалом, необходимым  для реализации идеи;

-разработка  сценария;

-формирование  основного и запасного актёрского  состава;

-работа  над спектаклем (урочная и внеурочная  деятельность);

-контрольный  этап - показ спектакля;

-этап  корректировки;

-обобщение  накопленного опыта.

2.4. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку.

Развитие техники привело к  значительному распространению  таких средств массовой информации, как кино, пресса, радио и телевидение.

Благодаря им реализуются различного рода учебные программы, причем немалое  месте в этих программах отводится  вопросам, изучаемым в начальной  и средней школах. Эти материалы, как правило, очень тщательно  подготавливаются педагогическими  группами радио и телевидения, их использование в ходе учебно-воспитательной работы всемерно рекомендуется, а иногда и просто необходимо. Именно поэтому  преподаватели отдельных предметов  должны знать учебные программы  радио и телевидения, помещаемые, в частности, на страницах педагогических журналов, и включать их в план проводимых с учащимися занятий. Понятно, учащихся нужно подготовить к восприятию учебных программ радио и телевидения, а после передач обсуждать  с ними их содержание, обращая внимание учащихся на узловые вопросы. При  использовании учебных программ сохраняет действие принцип объединения  их с остальными компонентами процесса обучения, особенно с его содержанием и ходом. Учебные программы радио и телевидения могут выполнять различные дидактические функции. В некоторых случаях ими можно пользоваться как источником новых для учащихся знаний, иногда они могут служить для систематизации и закрепления уже проработанного в школе материала и т.д. Выбор той или иной функции определяется учителем на основе анализа выполняемого с учениками учебного плана и программы, текущих дидактических задач и т. п. Кроме использования учебных передач радио и телевидения для учебно-воспитательных целей рекомендуется также ознакомление учеников с другими передачами программы; решение относительно их выбора и способа использования на уроке и на этот раз должно относиться к компетенции учителя. В настоящее время использование средств сети Интернет во внеклассной работе стало очень популярным и доступным.

Итак, какие же виды деятельности может  осуществлять ученик в сети во внеурочное время с целью лучшего овладения  иностранным языком? Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях  учащихся, формированию или совершенствованию  грамматических, лексических навыков. С этой целью очень полезно  предложить ребятам использовать либо описанные выше программы English Club net, English-to-Go, др., курсы дистанционного обучения на отечественных сайтах либо имеющиеся  в медиатеке компакт-диски.

Такая работа может проводиться  и с домашнего компьютера. В  настоящее время в сети много  возможностей организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников по совершенствованию тех или  иных знаний, умений, навыков в овладении  иностранным языком. Большую помощь могут оказать ребятам выпускаемые  в настоящее время компакт- диски. Правда, далеко не все они одинаково  эффективны, поскольку далеко не во всех рекламируемых курсах хорошо продумана  и реализована методическая сторона  курса.

2.5. Неделя иностранного языка в школе.

  Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка  в школе как комплексная форма  должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для  которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.

 

I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы. Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов, диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.

Информация о работе Формы внеаудиторной работы по иностранным языкам в школе