Формы внеаудиторной работы по иностранным языкам в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние внеклассной работы по английскому языку на уровень мотивации учащихся к изучению английского языка;
Задачи исследования:
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранному языку в современной начальной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ обучающихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку;
4) применить на практике накопленный опыт, доказать, что внеклассная работа по английскому языку повышает мотивацию к изучению предмета, позволяет в полной мете раскрыть способности и потенциал ребёнка к изучению иностранного языка;

Содержание

Введение………………………………………………………………………2-4
Глава I. Теоретические аспекты проведения внеклассной работы по иностранному языку.
Значение внеклассной работы по иностранному языку……….......5-6
Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку…….6-7
Глава II. Формы организации внеклассной работы по иностранному языку.
2.1. Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку………………………………………………………….8-9
2.2. Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………......9-10
2.3. Театрально-языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку……………………………10-12
2.4. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку…………………………………………………………12-13
2.5. Неделя иностранного языка в школе………………………………..13-16
2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………………………16-18
Выводы по II главе…………………………………………………………...18-19
Практическая часть………………………………………………………….20-22
Выводы по практической части……………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………..23-24
Использованная литература…………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.10 Кб (Скачать)

Введение………………………………………………………………………2-4

Глава I. Теоретические аспекты проведения внеклассной работы по иностранному языку.

    1. Значение внеклассной работы по иностранному языку……….......5-6
    2. Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку…….6-7

  Глава II.  Формы организации внеклассной работы по иностранному языку.

   2.1. Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку………………………………………………………….8-9

   2.2.  Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………......9-10

   2.3.  Театрально-языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку……………………………10-12

   2.4.  Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку…………………………………………………………12-13

   2.5.  Неделя иностранного языка в школе………………………………..13-16

   2.6.  Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………………………16-18

Выводы по II главе…………………………………………………………...18-19

  Практическая часть………………………………………………………….20-22

Выводы по практической части……………………………………………..22

  Заключение…………………………………………………………………..23-24

Использованная  литература…………………………………………………25

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования

Внеклассная работа по иностранному языку имеет  большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет  знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка  и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей стран. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично-добыто на всю жизнь. В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе.

В 20 - 80е годы ХХ века в отечественной  школе внеклассная работа по иностранным  языкам велась достаточно активно, являясь  продолжением регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов  ХХ века в отечественной школе  наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том  числе внеклассная работа по иностранным  языкам. Это объяснялось главным  образом причинами неудовлетворительного  финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д.

За  эти годы существенным образом ослабла  традиция творческого отношения  учителей к развитию ребёнка вне  рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе  и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость  возродить тот положительный опыт. Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

 

В данном исследовании я руководствовалась этой насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам. Систематизация накопленного опыта в этой сфере, обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным. Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя иностранного языка, использованием в своей практической деятельности разработанных методических рекомендаций и материалов к внеклассной работе по иностранным языкам.

Предмет исследования:

Формы внеклассной работа по иностранным языкам;

Объект  исследования:

условия мотивации к изучению английского языка;

Цель  исследования:

Определить  влияние внеклассной работы по английскому  языку на уровень мотивации учащихся к изучению английского языка;

Задачи  исследования:

1) систематизировать теоретический  и практический опыт внеклассной  работы по иностранному языку в современной начальной школе;

2) проанализировать внеклассную воспитательную  работу по иностранному языку  с точки зрения системного  подхода;

3) выявить основные педагогические  характеристики игровых форм, факультативных  занятий, календарных и тематических  праздников, экскурсий, домашних  работ обучающихся и использования  средств массовой информации (СМИ)  и компьютерной сети «Интернет»  во внеклассной работе по иностранному  языку;

4) применить на практике накопленный  опыт, доказать, что внеклассная  работа по английскому языку  повышает мотивацию к изучению  предмета, позволяет в полной  мете раскрыть способности и  потенциал ребёнка к изучению  иностранного языка;

 

Методы  исследования:

1) теоретический анализ педагогической  литературы;

2) систематизация материалов по  структурным (системным) компонентам

внеклассной работы по иностранному языку;

3) классификация различных форм  внеклассной работы по иностранному  языку;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты проведения внеклассной работы по иностранному языку.

    1. Значение внеклассной работы по иностранному языку

Внеклассная работа, внеурочная работа, - составная часть учебно-воспитательного  процесса в школе, одна из форм организации  свободного времени учащихся.

Внеклассную работу определяют как систему неоднородных по содержанию, назначению и методическому образованию воспитательных мероприятий, которые выходят за границы учебных программ.

Как справедливо отмечают методисты (Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова), авторитет данного предмета, престиж  иностранного языка находятся в  непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе.[9.стр.256]

Назначение внеклассной  работы — в расширении сферы применения иностранного языка. Внеклассная работа, вытекающая из классной, поможет учащимся увидеть истинные возможности изучаемого иностранного языка и убедит их в  том, что они изучают его «для жизни, а не для школы». Следует  помнить, что внеклассная работа помогает выйти за рамки традиционного  урока и использовать иностранный  язык как средство развития творческих способностей каждого ребенка, его  коммуникативных навыков и умений, расширить представление о странах  изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к родной и чужой  культуре. Любая внеклассная работа с детьми — дело очень увлекательное  и полезное. Внеклассная работа —  это мощный рычаг мотивации учения. Интересные формы ее проведения располагают  к определенному эмоциональному настрою  ребят, что значительно  облегчает дальнейшую работу над  языковым материалом изучаемого языка.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной деятельности являются:

1) Добровольный характер  участия учащихся во внеклассной  работе, в отличие от обязательности  учебных занятий.

2) Внеурочный характер  занятий, который выражается, в  отсутствии строго урочной регламентации,  касающейся времени, места и  формы их проведения.

3) Большая самостоятельность  и инициативность учащихся в  выполнении внеурочных поручений.

В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание, что она  значима и эффективна в том  случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы.

 

 

    1. Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку

Существуют различные  подходы к классификации видов  и форм внеклассной работы по иностранному языку в зависимости от выбранного основания

По содержанию выделяют:

  1. соревновательные формы работы: конкурс, игра, олимпиада, викторина, КВН и т.д.;
  2. культурно-массовые формы работы: утренники, вечера.
  3. политико-массовые формы работы: акция солидарности, форум, митинг, фестиваль, пресс-конференция.
  4. средства массовой информации: стенгазета, стенд, бюллетень, выставка-витрина.
  5. кружок как синтетическая форма внеклассной работы

 

 По количеству участников различают:

 

    1. массовые формы работы: неделя иностранного языка, утренники, вечера, олимпиады, конкурсы и т.д.
    2. групповые формы работы: кружки ИЯ, временные группы по работе над проектом, по выпуску газет, по переписке с друзьями и т.д.
    3. индивидуальные: разучивание ролей, составление заметки для стенгазеты, подготовка к олимпиаде и т.д.

 

Индивидуальная  внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма  внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, любителей поэзии, литературно-творческие, занимательного языкознания и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов - литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр видеофильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Эффективным видом деятельности учащихся во внеурочное время является проектная деятельность с использованием Интернет. С помощью Всемирной  сети можно создать подлинную  языковую среду и  поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой разного  жанра, аудирования оригинальных текстов  в исполнении носителей языка. В  Интернете школьники и учителя  могут найти любую необходимую  для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информацию о текущих событиях в  разных уголках мира и реакцию  людей на эти события,  информацию об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздниках и т.д. Можно побеседовать в режиме on-line, пользуясь услугами IRC (Internet Relay Chat) со сверстниками или со специалистами  интересующей профессии из разных стран  мира. Именно поэтому совместные международные  проекты с носителями языка привлекательны для изучения иностранных языков. Олимпиады, викторины на иностранном  языке могут также вносить  свою лепту в совершенствование  умений иноязычной речи, но в них  участвуют, в основном, продвинутые  учащиеся. В проектах же участвуют  все. (Более подробно о проектной  технологии читайте в теме «Современные технологии»).

Массовые формы  внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

 

 

Глава II.  Формы организации внеклассной работы по иностранному языку.

2.1. Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку.

Кружок - эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание. Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной учебной работы, присущи такие особенности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др.

Информация о работе Формы внеаудиторной работы по иностранным языкам в школе