Формы внеаудиторной работы по иностранным языкам в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние внеклассной работы по английскому языку на уровень мотивации учащихся к изучению английского языка;
Задачи исследования:
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранному языку в современной начальной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ обучающихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку;
4) применить на практике накопленный опыт, доказать, что внеклассная работа по английскому языку повышает мотивацию к изучению предмета, позволяет в полной мете раскрыть способности и потенциал ребёнка к изучению иностранного языка;

Содержание

Введение………………………………………………………………………2-4
Глава I. Теоретические аспекты проведения внеклассной работы по иностранному языку.
Значение внеклассной работы по иностранному языку……….......5-6
Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку…….6-7
Глава II. Формы организации внеклассной работы по иностранному языку.
2.1. Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку………………………………………………………….8-9
2.2. Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………......9-10
2.3. Театрально-языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку……………………………10-12
2.4. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку…………………………………………………………12-13
2.5. Неделя иностранного языка в школе………………………………..13-16
2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку…………………………………………………………16-18
Выводы по II главе…………………………………………………………...18-19
Практическая часть………………………………………………………….20-22
Выводы по практической части……………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………..23-24
Использованная литература…………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.10 Кб (Скачать)

II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике.

 Образец плана проведения  Недели иностранного языка в  школе

День недели

Содержание работы

Ответственный

Понедельник

 

 

 

 

Объявление по школьном радио  об открытии Недели. Открытие выставки стенгазет.

 

 

 

VIII-IX классы

Вторник

Викторина, посвященная обычаям  и традициям страны, язык которой  изучается.

VIII классы

Среда

 

Ролевая игра "Телемост" (между столицами родной страны и  страны, язык которой изучается).

IX классы

Четверг

Литературно-музыкальный  вечер

Х-ХІ классы

Пятница

Итоги Недели.

Оргкомитет


III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее  участники, кто из учеников наиболее  отметился.

Как отдельную форму внеклассной  работы по иностранному языку можно  выделить переписку учеников. Она  имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку  оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность  ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения  и получать дополнительную информацию к темам программы. Чтобы переписка  оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба  заслушивается информация на иностранном  языке, о которой идется в письме, устраиваются выставки писем, во время  которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является "Школьный почтамт", который помогает ученикам в переписке, предоставляет  ИЯ информацию о том, как правильно  оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в  переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.

Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь  такие характеристики: информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы; коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения; ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;

ориентация задач на повышение  языковой активности учеников;

эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.

2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку.

Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к  систематическому умственному труду  делает необходимыми домашние учебные  занятия. Их характер, объем, сложность  должны быть научно обоснованы. Но ни по одной из проблем дидактики за последнее десятилетие, пожалуй, не велось столько споров, как по проблеме домашней работы школьников. Иногда можно  слышать: «А нужны ли домашние задания?

Авторы, создающие и призывающие  к созданию здоровьесберегающих  технологий, подчеркивают необходимость  преодолеть перегрузку учащихся, разгрузить учебники и программы от излишней информации и второстепенного материала, что относится и к домашним заданиям учащихся. Но устранить перегрузки не означает полностью отменить домашние задания. Специальными исследованиями доказано, что на данном этапе развития школы домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации. Домашняя учебная работа, как никакая  другая форма обучения, воспитывает  самостоятельность учащихся

Правильно организованная домашняя работа школьников - это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокий уровень развития и воспитания школьников) в пределах положенного времени. Как показывает практика, огромные возможности домашней работы используются далеко не полностью. Типичными недостатками в этой работе являются: слабый интерес к заданиям, несвоевременность выполнения, отсутствие гигиенических условий, незнание норм научной организации труда, неразвитость произвольного внимания и продуктивного мышления, однообразие деятельности, слабое владение приемами мыслительной деятельности, навыками и умениями самостоятельной работы, низкий коэффициент полезного действия уроков. Отсюда -- низкое качество работы, быстрая утомляемость, перегрузки.

Перегрузку иногда рассматривают  в среднестатическом выражении  как универсальное явление. Но она  различна для разных возрастных групп  и разных учащихся, при изучении предметов гуманитарного и физико-математического  цикла, т. е. зависит от основных дидактических  условий и системы работы в  целом. Исследования показывают, что  количество, объем и характер домашних заданий часто противоречат дидактическим  требованиям, устанавливаются без  учета реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей работы, проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего» ученика. Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам. Причем замечено, что слабые ученики в основном тратят на домашние задания больше времени, чем успевающие ученики. По объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке. Воспитатель группы продлённого дня не может оказать квалифицированную помощь по всем предметам, особенно старшеклассникам. Поэтому во время самоподготовки предусматриваются консультации учителей. Частота и продолжительность этой формы учебной помощи определяются классными руководителями и предметниками в зависимости от сложности изучаемых тем, а также особенностей контингента школьников. По способам проведения различают такие формы консультаций: совет, разъяснение, обсуждение, комбинированная (смешанная) консультация. Преподавателю, проводящему консультацию, необходимо соблюдать следующие дидактические требования: тщательно подготовиться (просмотреть программы, изучить соответствующую литературу, определить основные проблемы для обсуждения, а также вопросы, трудно усваиваемые учащимися), продумать форму, способы и структуру консультации, не допускать ее превращения в средство контроля знаний школьников. Каждая консультация должна быть интересной в познавательном отношении, богатой по содержанию, разнообразной по формам и методам проведения. В последние годы широко используется помощь консультантов-школьников. Они работают под руководством учителей и не просто помогают отстающим в усвоении текущего материала, а восстанавливают пробелы в знаниях ранее пройденного материала. Учебная деятельность в школах и группах продленного дня -- дело всего педагогического коллектива школы. Успешное решение многих учебно-воспитательных задач зависит от единства требований, четкой координации работы учителей и воспитателей, от атмосферы доброжелательности и совместного творческого поиска. Вопросы организации и проведения самоподготовки должны стать предметом постоянного обсуждения на методических комиссиях, педагогических советах и производственных совещаниях. [3,с. 240].

В самоподготовке в домашних условиях, которая чаще называется домашняя работа, большая роль принадлежит родителям  учащихся, а также общению одноклассников между собой. Поскольку родители не всегда в состоянии оказать  ребёнку помощь в выполнении домашней работы по иностранному языку, особая ответственность ложится на учителя. Его инструктаж и разъяснения  по выполнению домашних заданий должны быть чёткими, несуетливыми, даваться до звонка с урока и являться логическим продолжением серии предшествующих уроков. Для того, чтобы поддерживать в учащихся постоянную мотивацию  в выполнении домашних заданий целесообразно  поручать детям групповые или  парные задания, например: составление  диалогов, инсценировка тех или иных эпизодов по прочитанному, проведение заочной экскурсии по родному городу или по одному из городов страны изучаемого языка, задания на перевоплощение в роль учителя, ведущего на иностранном языке тот или иной фрагмент урока и т.д.

Выводы по II главе:

В настоящее время во внеклассной  работе по иностранному языку имеется  много возможностей для повышения  мотивации к изучению иностранного языка,  и развития творческого  потенциала школьников. Особенно эффективными являются практические факультативные занятия и различные игры. Кроме  того, я проанализировала роль средств  массовой информации (СМИ) и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку, рассмотрела такие формы  внеклассной работы как домашние задания учащихся, а также дали методические рекомендации по каждой форме внеклассной работы по иностранному языку.

Проведённое исследование позволяет  сделать следующие выводы: Систематизация теоретического и практического  опыта воспитательной работы в современной  школе убедила меня в том, что  она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря  внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной  деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого  потенциала, значительно расширяется  кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе.

Во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. В частности: исследовательский  и частично-поисковый методы применяются  в практических факультативных занятиях, комбинированных факультативных занятиях в поисковых играх, в играх  по обмену и сбору информации при  проведении экскурсий, подготовке праздников и особенно при выполнении упражнений с помощью глобальной вычислительной сети «Интернет», а также при выполнении творческих домашних заданий.

Практические рекомендации к внеклассной  работе по иностранному языку посвящены  выявлению основных педагогических характеристик различных форм внеклассной  работы (например, игровые формы  внеклассной работы стимулируют  мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо выполнить  задание, положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка; факультативные занятия  формируют навыки и умения исследовательского характера, способствуют развитию творчества и самостоятельности школьников; домашняя учебная работа, как никакая другая форма внеклассной работы, воспитывает самостоятельность учащихся и приучает детей к систематическому умственному труду).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

 Моя практическая часть данной курсовой работы основана на прохождении практики в школе № 8. Так как школа является языковой, в ней имеются все условия для изучения иностранного языка не только во время занятий, но и во внеурочное время. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся к внеклассной работе, учителя используют разнообразные современные технические средства обучения. Благодаря им реализуются различного рода учебные программы, причем немалое место в этих программах отводится вопросам, изучаемым в начальной школе. Эти материалы, как правило, очень тщательно подготавливаются педагогическими группами, их использование в ходе учебно-воспитательной работы всемерно рекомендуется, а иногда и просто необходимо.

Кроме того учителями проводится огромное количество внеклассных мероприятий. В течение прохождения практики я посетила некоторые из них:

1.Внеклассное мероприятие  на тему “Are you good at English”.(5 класс)

Учитель в ходе проведения мероприятия поставил себе несколько  типов задач: обучающие задачи ( активизировать лексику по темам «Животные», «Цвета», «Части тела», «Числа от 1 до 20», «Уроки»);  развивающие задачи (развивать навык фонематического слуха; развивать внимание, мышление, память); воспитательные задачи ( воспитывать у учащихся интерес к изучению иностранного языка, воспитывать уважительное отношение друг к другу).

При этом учитель использовал  различные наглядности и средства технического оборудования. Активно  были задействованы ноутбук, интерактивная  доска, на которой была представлена презентация, и магнитофон.

В процессе проведения внеклассного мероприятия были реализованы поставленные цели: активизировано употребление букв английского алфавита, ранее изученная лексика, закреплён изученный грамматический и лексический материал.

В ходе внеклассного мероприятия  «Are you good at English?» были задействованы все учащиеся, ребята принимали участие в конкурсах, пели английские песенки.

Ни один участник не остался  без внимания со стороны зрителей, и безусловно, сумел в полной мере раскрыть себя, как хорошего знатока  английского. Ребята хоть и устали, но с большим энтузиазмом ждали  нового задания, чтобы начать тщательную подготовку.

Все получили большое удовольствие и поняли, что изучать английский язык сложно, но интересно.

  1. Внеклассное мероприятие на тему «Seasons».(6 класс)

Учителем были поставлены следующие задачи:

А) Обучающие (активизировать употребление лексики из темы «Seasons»; закрепить изученный грамматический и лексический материал);

Б) Развивающие (развивать фонематический слух; развивать внимание, мышление, память);

В) Воспитательные·(воспитывать у учащихся интерес к изучению иностранного языка; воспитывать уважительное отношение друг к другу; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать чувство).

В процессе проведения внеклассного мероприятия были задействованы  различные наглядные и технические  средства. Такие как: ноутбук, магнитофон, костюмы и реквизит.

В ходе мероприятия были задействованы все учащиеся. Ученики  активно участвовали в сценках, кроме того исполняли песни, читали стихи, наряжались в костюмы, инсценировали  диалоги. Проведение такого мероприятия позволило создать в классе творческую атмосферу и способствовало лучшему усвоению пройденного материала, не принуждая, а наоборот побуждая детей к активному участию. Ребята были довольны результатами своей работы и просили продолжения.

  1. Внеклассное мероприятие «The Game» на тему «Holiday»(6 класс)

При проведении игры учитель  поставил следующие цели:

· Развивать неподготовленную речь учащихся.

· Развивать креативные способности  учащихся.

· Воспитывать интерес  к изучению предмета.

· Обобщить страноведческие  знания учащихся, полученные на уроках английского языка.

В процессе проведения игры использовались различные наглядности, раздаточный материал, а так же магнитофон. Учителем было предложено большое количество заданий. Первое задание: составить слова из словосочетания WONDERFUL GIFTS & FUNNY PARTIES.

Второе задание: Учитель  предложил вниманию детей небольшой рассказ о празднике, а о каком они должны догадаться. Третье задание: Команда загадала одну из имеющихся на доске картинок и описала на английском языке. Другая команда должна догадаться, о чём идёт речь. Следующее задание музыкальное: учитель предложил детям прослушать несколько фрагментов и угадать название песен (Jungle Bells, Last Christmas, We wish you a Merry Christmas, Let it snow, Happy New Year). Последнее задание: Придумать и рассказать небольшой текст, используя слова, вынесенные на доску (Looming, Winter, Snowstorm, Children, Brightly colored, Vast, Fir-tree, Under, To make, Snow man, To receive, Presents, Happiness).

Информация о работе Формы внеаудиторной работы по иностранным языкам в школе