Характеристика традиционной и гуманистической парадигмы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:26, контрольная работа

Описание работы

В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Педагогическая парадигма (греч.Paradeigma – пример, образец) – совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период, лежат в основе научных исследований и которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем

Содержание

1.Введение.
2.Парадигмы в образовании:
-определение;
-виды парадигм:
знаниевая;
культурологическая; технократическая;
гуманистическая;
социетарная;
человекоориентированная;
педоцентристская;
детоцентристская.
3.Сравнительная характеристика традиционной и гуманистической парадигм.
4.Заключение.

Работа содержит 1 файл

парадигма.docx

— 39.02 Кб (Скачать)

  ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

 
 
 
 

Рокосей В.В.

Благовещенск. 2011г.

 




Благовещенский  государственный 

 педагогический  институт


 

 

 

ПЛАН

 

 

1.Введение.

2.Парадигмы в образовании:

   -определение;

   -виды парадигм:

знаниевая; 
культурологическая;                                                                                                                                                                                                           технократическая;                                                                                гуманистическая;                                                                                      социетарная;                                                                      человекоориентированная;                                                           педоцентристская;                                                                           детоцентристская.

3.Сравнительная  характеристика традиционной и  гуманистической парадигм.

4.Заключение.

 

 

1

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и  общекультурное значение, как для  личности, так и для всего социума. Современному человеку необходимо владеть  информацией о стиле поведения  и общения, о формах обучения и  воспитания, системе образования, как  в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия людей, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание.                                                                                                   В эпоху информационного общества и быстрого роста знаний современному поколению необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации. 
В настоящее время изменяется место и роль образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной среде, обуславливающими стабилизацию общества, уровень его культуры и определяющими перспективы социального развития. 
                                                                

2                                                                                                                                  В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом.   Педагогическая парадигма (греч.Paradeigma – пример, образец) – совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период, лежат в основе научных исследований и которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Выделяются следующие  парадигмы:

  1. знаниевая и культурологическая;
  2. технократическая и гуманистическая;
  3. социетарная и человекоориентированная;
  4. педоцентристская и детоцентристская.

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения. Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека. Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности. 
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры. 
Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, которая направлена на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта. При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами. Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями. 
Альтернативной технократическому подходу в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека». 
Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.  
Детоцентристская парадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. 
В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер. 
В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

3                                                                                                                               На самом общем уровне, парадигмы можно разделить на две группы: устремленные в будущее ("прогрессивные") или обращенные в прошлое ("классические"). Термин "классическая" обозначает устоявшуюся, традиционную, достаточно долго доминирующую в сфере образования парадигму. "Прогрессивные" предлагают иное содержание и подходы, иное право и отношения, иное поведение и педагогический менталитет. Это гуманистическая парадигма.

Отличия новой  парадигмы образования (гуманистической)  и классической.

Модель образования

Критерии

Классическая  парадигма

Гуманистическая парадигма

Основная цель образования

Подготовка подрастающего  поколения к жизни и труду.

Формирование личности с  заранее заданными свойствами.

Обеспечение условий самоопределения  и самореализации личности.  

Развитие личности как  субъекта жизнедеятельности и человека культуры.

Человек

Простая система

Сложная система

Знания

Из прошлого («школа памяти»)

Из будущего («школа мышления»)

Роль ЗУНов

Цель обучение

Средство развития личности

Образование

Передача ученику известных  образцов знаний, умений и навыков

Создание человеком образа мира в себе самом посредством  активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры

Основные  дидактические

средства

монолог

 Диалог, полилог, сотрудничество.

Учащийся

Объект педагогического  воздействия, обучаемый

Субъект познавательной деятельности, обучающийся

Отношения педагога и учащегося

Субъект-объектные.

Преподаватель – источник и контролёр знаний

Субъект-субъектные. Преподаватель – координатор, консультант, помощник, организатор

Вид деятельности учащегося

«Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого

«Активная», творческая деятельность обучающегося

Аксиологическая

Основа 

Потребность общества и производства

Потребности и интересы личности

Основные результаты

Уровень обученности и  социализированное поведение 

Уровень личностного развития, учебная самостоятельность, самоопределение, самореализация


Уязвимость  знаниевой парадигмы образования  заключается не в том, что в  ее рамках знания, умения и навыки провозглашаются  главной целью школы, а в том, что они заслоняют формирование других компонентов содержания образования. Дело в том, что содержание образования  имеет четырехкомпонентную структуру. Первым его элементом являются знания (о природе, обществе, технике, человеке и т.д.), вторым – опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности, третьим – опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности, четвертым – опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг к другу (И.Я. Лернер). Эти четыре компонента содержания образования (социального опыта) требуют различные способы усвоения и способы деятельности. Так вот, в так называемой «школе учебы», приоритет отдавался первому компоненту в ущерб другим, что в конце концов приводило к однобокому развитию школьников – к их интеллектуализму.

Если  же говорить о самом серьезном  недостатке знаниевой парадигмы  образования, то таковым придется признать оторванность школы от реальной жизни, отсутствие связи между школьными  знаниями и реальной действительностью. «Возможно, всему нашему образованию, как и жизни вообще, присущ основной дефект, который наносит непоправимую травму человеку: разрыв между содержанием жизни и содержанием того, чему мы учим, или того, о чем и как думаем, учим одному знанию, а живем, пользуясь совсем другим. С одной стороны, мертвые схемы, которые предлагается взять на память и которые определяют нас как профессионалов, а с другой – живая, несистематизированная жизнь». «Нынешний образовательный кризис формулируется просто: жизни нужно одно – школа учит другому»

Говоря  о разрыве между школьной жизнью и реальной действительностью, о  непрактичности знаний наших учащихся как о серьезном недостатке отечественного образования, академик РАО А. Новиков  пишет: «При достаточно высоком уровне теоретической подготовки, которую  дает отечественная общеобразовательная  и профессиональная школа, ни та, ни другая не приучает учащихся, студентов  пользоваться полученными теоретическими знаниями в практической деятельности, знания наших ребят непрактичны»

Если  попытаться в самом общем виде определить цель, сущность и предназначение традиционной, технократической модели образования, доминировавшей в нашей  стране (и в школе, и в вузе), то мы придем к заключению о необходимости адаптировать выпускников школ и вузов к существующему обществу и мироустройству. В условиях сравнительно стабильно развивающегося, а следовательно, прогнозируемого общества адаптивная функция образования была если и не оправдана, то, по крайней мере, объяснима.

Но  времена меняются. На рубеже ХХ и  ХХI вв. происходят фундаментальные перемены во всех областях человеческой жизни, ставящие под сомнение само человеческое существование. Выживание человеческого сообщества, прогресс государств и народов во многом теперь зависят от способности ответить на вызовы и угрозы, которые несет с собой постиндустриальная эпоха. Сегодня во всем мире осознается, что решение все более возрастающих по масштабам и сложности глобальных проблем человечества, предупреждение и преодоление катастрофических последствий техногенной цивилизации во многом предопределяется способностью государств и народов создавать и использовать нововведения. «На глобальном уровне нововведения выступают прежде всего как важный фактор экономического, социального и культурного прогресса всех современных обществ, всех народов, населяющих нашу планету. Успехи народов и обществ в наше время все в большей мере определяются их способностью продуцировать и воспринимать различного рода нововведения», – отмечает Н.И. Лапин

Именно  этим обстоятельством объясняется  создание, освоение и тотальное использование  нововведений во всех областях человеческой деятельности – экономике, технике, медицине, культуре, образовании. Новые вызовы требуют адекватного ответа на угрозы, а в контексте нашего изложения – переосмысления роли образования в быстро меняющемся мире и, в частности, изменения типа социокультурного наследования, разработки новой парадигмы образования, соответствующего требованиям XXI в. Системный кризис общества, угроза всевозможных катастроф (экологической, продовольственной, техногенной), тревожное чувство неопределенности, страх перед будущим, становящийся массовым, со всей очевидностью показали уязвимость и неэффективность технократического мышления, лишенного гуманистического начала, и традиционной модели образования, выполнявшей охранительную функцию, консервацию существующей образовательной практики, а в широком плане – социальной действительности. Несоответствие сциентисткой парадигмы образования переменам в обществе актуализирует проблему разработки новой модели образования.

Рождение  новой парадигмы образования, сопровождающееся разработкой новых целей, ценностных ориентаций, перестройкой методологических, теоретических, мировоззренческих  и технологических оснований  с учетом новых фактов, не укладывающихся в старую теорию (парадигму), по утверждению  Т. Куна, представляет подлинную научную  революцию. Альтернативой традиционной, знаниевой парадигме образования, названной авторами Римского клуба  «поддерживающим» образованием, является инновационное образование, становящееся в наши дни доминирующей тенденцией во всем мире.

Информация о работе Характеристика традиционной и гуманистической парадигмы в образовании