Характеристика традиционной и гуманистической парадигмы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:26, контрольная работа

Описание работы

В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Педагогическая парадигма (греч.Paradeigma – пример, образец) – совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период, лежат в основе научных исследований и которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем

Содержание

1.Введение.
2.Парадигмы в образовании:
-определение;
-виды парадигм:
знаниевая;
культурологическая; технократическая;
гуманистическая;
социетарная;
человекоориентированная;
педоцентристская;
детоцентристская.
3.Сравнительная характеристика традиционной и гуманистической парадигм.
4.Заключение.

Работа содержит 1 файл

парадигма.docx

— 39.02 Кб (Скачать)

Переход к инновационной модели образования  на рубеже XX и XXI вв. в отечественной  массовой и высшей школе стал явлением массовым. Размах инновационных процессов  в рассматриваемое время просто ошеломляет. По данным А.М. Саранова, в последнее десятилетие ХХ в. 90 % (!) образовательных учреждений в той или иной степени были включены в инновационные преобразования.

Накопленный эмпирический материал по использованию  новшеств в образовании, который  требовал научно-теоретического осмысления, привел к появлению новой области  исследования – педагогической инноватики, занимающейся изучением проблем создания, распространения, освоения и применения педагогических нововведений.

В многочисленных исследованиях последнего времени высказывается вполне обоснованное предложение рассматривать инновационные  процессы в сфере образования в узком, педагогическом, и широком, социокультурном, контекстах. Педагогические инновации (в узком смысле слова) направлены на преодоление кризиса в образовании за счет повышения качества воспитания и обучения учащихся, придания образовательному процессу личностно-ориентированного, гуманистического характера.

Следует заметить, что в инновационном  образовании, как и в знаниево-просветительской модели исключительно большое значение придается знаниям, умениям и навыкам, когнитивному компоненту обучения. Только в новой модели они включаются в более широкий социокультурный контекст, трактуются по-иному, меняется характер, технология их приобретения, обучение пополняется другим смыслом.

4.                                                                                                                        Традиционное «поддерживающее» и инновационное образование – это две разные модели образования, порожденные своим временем, соответствующие социокультурной ситуации в стране и ориентированные на решение принципиально разного класса задач. Эти две модели образования имеют различные целевые, содержательные, технологические основания, по-разному выстраивают педагогический процесс. Традиционная, знаниевая парадигма выполняет функцию адаптации образования к существующим условиям жизни, оно преследует цели познания настоящего, в то время как инновационное образование устремлено в будущее, носит опережающий характер, задает вектор развития образования на ближайшую и отдаленную перспективу. В отечественном образовании конца ХХ и начала XXI в. инновационная модель образования исповедуется в школах нового типа – гимназиях, лицеях, колледжах, школах и классах с уровневой и профильной дифференциацией обучения, которые задают вектор развития отечественного образования.

Несмотря на то, что традиционное образование, которое в течение  определенного времени сосуществует с инновационным, в каких-то аспектах обогащается новым и под влиянием этого нового меняет свое содержание, технологию, структуру (в известных  пределах), тем не менее оно выступает как механизм социокультурного наследования существующих форм, обеспечивая устойчивость системы. В традиции воспроизводятся нормы, ценности, готовые образцы деятельности, оправдавшие себя в прошлом, унаследованные от прежних поколений, закрепившие и ставшие стереотипами для педагогического сообщества. Инновационное образование как новая модель постиндустриального общества, стратегической целью которой является преодоление кризиса в образовании, а через него и системного кризиса общества, строится на ином понимании сущности образования, по-иному выстраивает образовательный процесс, меняет диспозицию участников учебного процесса – ученика (студента) и учителя

Гуманистическая, личностно  ориентированная модель образования  получает все большее распространение  и развитие в современном мире.

 


Информация о работе Характеристика традиционной и гуманистической парадигмы в образовании