Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:24, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: выявить и опытным путём проверить влияние экологических праздников и акций на формирование гуманного отношения дошкольников к природе.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения дошкольников к природе через экологические праздники и акции.

Работа содержит 1 файл

Экологические праздники.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

Успех этой части занятия зависит от ее хорошей организации: выставка должна проходить в специальном помещении (зале, изо¬студии, холле). Каждая экспозиция и крупные произведения ис¬кусства должны находиться на значительном расстоянии, что позволит детям рассредоточиться и не мешать друг другу. Это очень важно для решения педагогической задачи - обучения детей процессу восприятия произведений искусства, посещения выставки. Каждая экспозиция должна быть привлекательной, красиво представленной (на столах, полочках, стойках) и в то же время должна быть доступна взору детей (не выше их роста). Репродукции, эстампы, металлографика должны висеть на однотонном светлом и неярком фоне, взгляду не должны мешать окружающие предметы - только в этом случае можно рассчитывать на развитие художественного восприятия дошкольников, возникновение эстетических переживаний, которые ведут к формированию отношения и к природе, и к произведениям искусства. Экспозиции разнообразнее, чем в старшей группе: хорошо добавить стенд с открытками, композицию предметов хохломской росписи: яркие, красочные, с золотым блеском, они соответствуют тематике, учат детей любить красивое предметное окружение, беречь его.

На выставке среди картин, как правило, висят 2-3 плаката со стихотворениями поэтов-классиков: воспитатель (или специально подготовленные дети) прочитает их в конце осмотра. Знакомство с экспозициями сопровождается негромкой музыкой, отвечающей тематике.

Третья часть занятия: «Дети, а теперь вы сами станете художниками. Мы много раз наблюдали природу осенью, видели кра¬сивые пейзажи, любовались листопадом, рассматривали рябину, клен, березку. Видели утренний туман и отлет птиц. Вы собирали грибы с родителями в лесу: на земле шуршало золото опавшей листвы, а в воздухе висел запах осеннего леса. А как красив осенний базар! На прилавках повсюду сочные, спелые плоды: крупные кочаны светло-зеленой капусты, ряды оранжевой морковки, горы полосатых арбузов, гроздья винограда! Румяные яблоки, желтая антоновка, красные помидоры - все это очень красиво! Мы пойдем в художественную мастерскую, там вы сделаете несколько красивых панно, которые потом повесим на стены - украсим детский сад».

Воспитатель ведет ребят в помещение, где уже готовы столы и материалы для творчества. Детей можно разделить на маленькие группы (4-5 человек), каждая выполнит одно панно методом аппликации или рисованием красками. Темы творческие: «Листопад, листопад - листья разные летят», «Снегири на рябине», «Отлет перелетных птиц в дальние края», «Овощи и фрукты на столе», «Грибная поляна в осеннем лесу», «Букет осенних цветов в вазе» и др. Дети могут работать индивидуально - важно, чтобы каждый после посещения выставки почувствовал бы себя действительно художником, захотел творить, воплощая свои впечатления в ту или иную художественную форму.

Комплексные занятия организуются на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.

27

 



Вывод

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно строится и выражается в поступках, в деятельности. Осознанность, которая является характеристикой отношения, формируется на основе занятий и сопряжена с переживаниями.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца).

 

Глава II. Экспериментальное исследование роли экологических праздников и акций в формировании отношения дошкольников к природе

 

2.1. Выявление уровня отношения дошкольников к природе

Цель: Выявить и опытным путем проверить эффективность методики экологических праздников и акций в формировании отношения дошкольников к природе.

С целью проверки нашей гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании, проводившемся в 2008-2009г.г. испытуемыми выступили дети ДОУ.

Всего в исследовании были задействованы 10 человек в возрасте 5,2-5,6 лет.

Дети посещают детский сад с младшего дошкольного возраста. Уровень развития их в целом одинаков.

Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя мир природы», представлен авторами Н.Н.Кондратьевой и Л.М. Маневцевой.

Содержание программы:

 

 

В качестве методики определения отношения детей к природе использовалась «Диагностика экологических знаний дошкольников» О.Соломенниковой.

2.2 Экспериментальная проверка методики формирования отношения дошкольников к природе с использованием экологических праздников и акций.

Этапы констатирующего эксперимента:

- подготовительный (обзор литературы по проблеме, выдвижение гипотезы на основе изученной литературы, планирование хода эксперимента;

- эксперимент (выявление уровня сформированности отношения дошкольников к природе)

- анализ и интерпретация количественных и качественных показателей констатирующего эксперимента;

- внедрение программы развития с использованием экологических праздников и акций;

- выявление изменений в показателях сформированности отношения дошкольников к природе после проведения развивающих практик и проверка справедливости гипотезы исследования.

Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных

Оборудование: 1) Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.

2) Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.

3)Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
       Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Уровень ниже среднего

 Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Таблица 2

Результаты исследования экспериментальной группы

Фамилия, имя

Оценка результатов

Дима В.

высокий

Саша В.

средний

Даша Д.

высокий

Денис Д.

высокий

Оля Е.

ниже среднего

Илья Е.

высокий

Дима И.

высокий

Анна И.

высокий

Анна К.

высокий

Дима К.

высокий

Ирина К.

средний

Анна М.

высокий

Дима О.

средний

Алеша П.

высокий

Надя Р.

средний

Наташа С.

средний

Юля У.

средний

Анна Ч.

высокий

Саша Ш.

средний

Рома Ю.

средний

Алеша Я.

ниже среднего

 Таблица 3

Результаты исследования контрольной группы

Фамилия, имя

Оценка результатов

Костя Б.

средний

Настя Б.

средний

Сережа Б.

ниже среднего

Коля Б.

высокий

Лена Б.

высокий

Артем Б.

высокий

Наташа В.

средний

Виталя В.

высокий

Даша В.

средний

Раиса Г.

средний

Денис Г.

средний

Алеша Г.

высокий

Аня Г.

средний

Кристина Г.

средний

Ринат Г.

высокий

Андрей Д.

средний

Рома Е.

ниже среднего

Никита К.

средний

Полина К.

средний

Денис К.

высокий

Маша К.

средний

Валя Л.

средний

Катя Л.

средний

Глеб Н.

ниже среднего

Слава П.

средний

Алина Р.

высокий

Рома У.

средний

Олеся Ш.

ниже среднего

Информация о работе Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе